Сообщение: #123805
Аннета Эссекс » 11 Июн 2017, 11:53
Хранитель

Техника езды на горном велосипеде.

Позволю себе затронуть тему мастерства езды на байке, которая будет интересна тем райдерам, которые уже перестали довольствоваться «матрасными покатушками» и которые начинают интересоваться техникой преодоления спусков, подъемов и поворотов, а также другими подобными вопросами.

Действительно, вопросы эти стоят того, чтобы их рассмотреть, так как эволюционирующему райдеру, безусловно, хочется овладевать некоторыми важными приемами езды, которые сделают его катание ещё более захватывающим и интересным.

Техника преодоления подъемов на маунтинбайке
Лично мне всегда было интересно преодолевать подъемы. Когда я приобрел свой первый маунтинбайк, то был слегка разочарован тем, что использую его не совсем по назначению, катаясь больше в городе. Однако вскоре наступил тот день, когда мне довелось вместе со своим другом, у которого уже был опыт участия в гонках, поехать в сторону недалекого села, изобиловавшего прекрасными холмами. Там можно было потренироваться и ощутить всю прелесть маунтинбайка в его родной среде. Сразу же по прибытии мы стали штурмовать первую же горку, которая была средней крутизны. У моего друга это прекрасно получалось. Я же заваливал все свои попытки покорить эту кажущуюся на вид не очень крутой горку. То у меня пробуксовывало заднее колесо, то переднее колесо отрывалось от земли, то мне не хватало давления на педали так, что я через некоторое время уже не был способен крутить и, окончательно обессилев, переставал ехать, а после этого заходил пешком на горку, везя с собой велосипед.
Мне, конечно же, было интересно, как у моего друга получается так ловко преодолевать этот подъем, и он поделился со мной некоторыми секретами.
В сущности вся техника преодоления подъема сводится к соблюдению физических законов, что позволяет успешно распределять вес тела на байке и продолжать двигаться вперед к вершине. Но прежде, чем поговорить о распределении веса, давайте не забудем упомянуть о том, что непосредственно перед подъемом вы должны выбрать именно ту передачу, которая позволила бы вам с одной стороны не буксовать (в случае если вы выбрали слишком низкую передачу) и с другой стороны не лишиться всех сил на середине подъема (когда вы выбрали чересчур высокую передачу). Не стоит переключать передачи, когда вы уже начали подниматься в гору, так как рискуете сломать свой задний переключатель. В крайнем случае, если подъем не является очень крутым, то можно попробовать переключить на одну передачу, повысив или понизив ее (не вздумайте переключаться сразу на две передачи вверх или вниз, а то окончательно «убьете» свою трансмиссию). Переключаться нужно так, чтобы в момент перехода на другую передачу на педали не оказывалось большого давления. Необходимо лишь плавно сопровождать педали в момент переключения. Но опять-таки повторюсь, что переключаться нужно до преодоления подъема. Итак, выбрав нужный расчет звезд, вы готовы к началу преодоления горки.
Поговорим о вашем положении на велосипеде, которое было бы желательным для успешного преодоления горы. Почему-то когда мы забегаем в горку без велосипеда, то мы интуитивно правильно распределяем свой вес, чтобы не остановиться на середине подъема. На велосипеде нам следует лишь перенять принципы, по которым мы распределяем вес тела, когда бежим в гору.
Забегая в гору, мы наклоняем свой корпус вперед, руки работают более усиленно, голова больше прижата к шее, чем обычно, ноги усиленно отталкиваются от земли, задействованы почти все мышцы ног: нагрузка ложится на икроножные мышцы,, а также на голеностоп, который разгибаясь, обеспечивает успешный подъем, мышцы бедер, добавляющие мощь.
Те же принципы распределения веса применимы и для подъема в гору на велосипеде. Если вы слишком сильно тянете за руль вверх, то это приведет к тому, что переднее колесо будет отрываться от земли. В результате вы остановитесь и оставшуюся часть подъема будете преодолевать уже пешком (хотя остановка на подъеме – ещё не повод сдаваться, об этом мы поговорим чуть ниже). И в то же время, выбрав слишком легкий расчет (передачу), вы рискуете начать буксовать задним колесом, что тоже приведет к потере энергии и остановке на подъеме.
Возможно преодолевать подъем, находясь в одном из двух положений: сидя и стоя.
Поднимаясь в горку сидя, необходимо уяснить для себя, что руль нужно тянуть не вверх, а назад, то есть в сторону живота. Необходимо также согнуть руки больше в локтях, чтобы приблизить голову к выносу. Так вы передадите немного веса на переднее колесо, воспрепятствовав его приподниманию над землей. Ещё лучше, если вам удастся немного тянуть руль ещё и вниз, попробуйте! Если вы расположите плечи под углом 90 градусов к тропе подъема, то ещё лучше сможете распределить вес на байке, усилив сцепление колес.
Чтобы усилить тягу и увеличить силу давления на педали, нужно немного переместить вес своего тела на переднюю часть седла. Это положение позволит удобно преодолевать не слишком крутые, но затяжные подъемы. Одновременно с этим, такое положение позволит равномерно вкручивать в горку. Причем равномерное вкручивание – это одна из главных составляющих успешного преодоления подъема. Главная ошибка многих райдеров – неравномерное педалирование, когда байкер то крутит слишком медленно, то вдруг почти совсем замедляет ход педалей из-за недостатка сил, то, начиная крутить стоя, нагружает педали всем своим весом, что приводит к пробуксовке. Правильно выбранная передача и плавное вкручивание без пауз позволит вам продолжать дальше подниматься к вершине. Ничего страшного, если у вас будет легкий расчет и вы будете подниматься в гору сидя. Главное, чтобы педалирование было непрекращающимся. Если педалирование будет прерывистым, то это обязательно приведет к остановке.
Когда вы чувствуете, что уже не справляетесь с педалированием сидя, это часто случается на очень крутых и затяжных подъемах, переходите к езде стоя. Однако это тоже требует определенного навыка. Здесь также важно не делать пауз в педалировании. Если вы будете лишь давить педали вниз, отдыхая тогда, когда педали находятся в положении шесть и девять часов, то это может также привести к остановке на подъеме. Тянуть педали вертикально вверх из положения «шесть часов» вам позволит только использование контактных педалей. Но немного сопровождать обычные, неконтакнтые педали, когда они находятся в положении «шесть часов», по направлению к положению «девять часов» вам под силу. Нужно лишь потренироваться на ровных участках. Постарайтесь сопровождать педаль по всей траектории ее движения, хотя это не получится без контактных педалей, всё же стремитесь это делать, используя даже обычные педали. Старайтесь мысленно подключать к работе разные мышцы ног, сознательно распределяя на них свое усилие. Это поможет вам меньше уставать на подъеме.
Помните, что, крутя стоя, вы будете передавать на педали большее давление, чем при езде сидя. Поэтому стоит переключиться на одну передачу вверх, если позволяет крутизна подъема. Если на руле установлены рога, то эффективно используйте их. Если вы находитесь в положении стоя и хорошо нагрузили своим весом переднее колесо, то возможно тянуть рога вверх, но если возможно используйте тягу рожек назад.
Езда стоя находит свое применение на очень крутых подъемах и на торчках, участках, где крутизна подъема резко увеличивается. Езда стоя также позволяет находится по центру велосипеда, когда это особо необходимо. Здесь также важно сохранять баланс, потому что если вы переместите свой вес чересчур, то начнете буксовать, а если слишком сместитесь от центрального положения назад, то переднее колесо обязательно оторвется от земли. Разместив вес по центру байку, вы воспрепятствуете также блужданию переднего колеса. Если вы хорошо держите равновесие на педалях, то будете четко идти к своей цели без лишних виляний.
Стоять на педалях нужно, как можно больше согнув ноги в коленях, это увеличит сцепление колес с поверхностью. Стоять нужно, не вытянувшись в струнку, но как можно более низко. Здесь также нужно хорошенько согнуть руки в локтях, чтобы грудь была прямо над рулем. Только не переусердствуйте, иначе вы рискуете потерять сцепление заднего колеса с тропой.
И всё же, если вам позволяют силы, оставайтесь в седле во время преодоления подъема столько, сколько сможете. Это более выгодное положение, особенно если вы используете педали-платформы, а не контактные педали. Переход к езде стоя обычно показывает, что райдер идет в подъем на последнем издыхании, и силы у него скоро закончатся. Однако на заключительной части подъема применение езды стоя очень даже оправдывает себя, так как именно в эти моменты силы кончаются.
Всё же силы возможно сэкономить, если вы не напрягаете те мышцы, которые вообще не участвуют в преодолении подъема. Вы сами можете определить, как именно вам следует расслабиться. Выбрав определенную частоту кручения педалей (каденс), придерживайтесь этого динамичного темпа. Если подъем очень изнурительный и затяжной, то попробуйте чередовать положение сидя с положением стоя.
Есть ещё один секрет, который помогает преодолеть наиболее затяжные подъемы с изменяющейся крутизной. Некоторые стремятся как можно быстрее штурмовать подъем, однако, когда подъем заканчивается или когда такие байкеры встречаются с более крутыми участками, то их силы уже не позволяют им ехать дальше. Секрет состоит в том, чтобы не стремится как можно быстрее пройти подъем. Иногда разумно заехать в горку медленно. Тогда вы сможете сберечь нужные силы. Главное здесь, как вы уже поняли, — постоянный темп, которого вы должны придерживаться. А ускориться в конце подъема, если останутся силы, всегда можно. Это гораздо лучше чем начинать храбро мчаться вверх, а заканчивать штурм горы полуживым, так что потом надо отходить ещё некоторое время.
Хорошо выбирайте путь для байка, обходите неровные участки, которые содержат камни и колдобины.
Равномерно распределите дыхание. Помните, что для велосипедиста, как и для бегуна, крайне важно правильно дышать. Глубокое и равномерное дыхание позволит поступательно и без лишних рывков идти к своей цели.
И напоследок небольшой психологический момент: чтобы подъем преодолевался легче, сосредоточьте свой взгляд на вашей цели. Если вы будете смотреть на вершину и убеждать себя в том, что вы скоро ее достигните, то это так и будет. Но если вы будете смотреть только в землю, то дополнительного стимула это вам не придаст. Сделайте преодоление подъема интересным, четко поддерживайте тот темп, который вы взяли. Тогда у вас всё получится.
Если же вы по каким-то причинам остановились по пути к своей цели, то это не повод мирно идти в горку пешком. Можно попытаться вновь взять старт, хотя сделать это будет гораздо сложнее, чем на ровной поверхности. Поэтому расположить байк следует боком по отношению к тропе подъема. Взяв старт, вы сможете вновь придать байку верное направление.
Тренировка – важный аспект достижения успехов в преодолении подъема. Тренируясь, вы можете постараться применить все эти советы, почувствовать байк и равновесие, которое при подъеме удерживать немного сложнее.
Теперь поговорим о прохождении тех участков трассы, которые заставляют чаще биться наше сердце, о любимых всеми спусках.

Техника прохождения

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.