Сообщение: #277559
Ольга Княгиня » 11 Дек 2017, 21:07
Хранитель

Советы бывалого рыболова: Из практики рыболова–спортсмена. Томашевский В. Е.

привязывают льдину к берегу. Оторванная от берега, она не уплывает.

Под большие забереги вместе с хариусом заходят елец, сорога, окунь и другая рыба. Любители подледного лова в таких случаях не спят и долбят свои лунки, которые тоже могут быть причиной неприятности. Покрытые снегом или не крепко замерзшие, они часто попадаются на пути рыболовов–спиннингистов. По неосмотрительности можно попасть ногой в такую лунку. Опасности для жизни в подобном случае не бывает, но с мокрой обувью не порыбачишь, и неудачник вынужден возвратиться домой.

Ранней весной, после ледохода, на Ангаре хариуса ловят до начала запрета на нерест. Способ ловли, снасти, приманки и наживки такие же, как осенью и зимой. В основном ловят с оставшихся после ледохода заберегов на маховые удилища и на спиннинг.

Удить рыбу поздней осенью и ранней весной на Ангаре мешает так называемый чир. Чир — это тонкий, очень прочный и прозрачный лед, плывущий в виде пластин разного размера и плохо различимый в воде. Образуется он в тихих местах, заливах и заводях в ночное время, когда температура воздуха ниже нуля. От перемены ветра или от волны проходящего водного транспорта он взламывается и выносится на течение. Чир этот, несмотря на его небольшие размеры, имеет большой вес, и зацепившаяся за него снасть обычно обрывается. Небольшую льдину еще иногда удается осторожно развернуть на воде и отцепить крючок. Чир плывет недолго, и рыболову лучше обождать, пока его «пронесет».

Рыбалка в шугу и при наличии чира весьма убыточная. Любой самый осторожный и опытный рыболов обрывает снастей в несколько раз больше, чем в другое время года. Потери эти неизбежны и не должны расстраивать начинающих рыболовов. Задача состоит только в том, чтобы уменьшить их путем накопления опыта и мастерства,

На Ангаре бывает еще один вид льда, не известный другим рыболовам. Это лед Байкала. Весной лед Байкала взламывается, когда он еще очень толстый и прочный. Разрушается он от ветра и волны и плавает на поверхности в виде тонких, длинных игл разной формы. Гонимый ветром, он попадает в исток Ангары и, подхваченный быстрым течением, плывет вниз. Сталкиваясь в водоворотах, такой лед издает характерный, очень мелодичный звон, хорошо знакомый только жителям этого района реки.

Существует мнение, что вместе с этим льдом с Байкала в Ангару заходит много рыбы. Видимо, основание для такого утверждения у старых рыболовов есть, так как хорошо известно, что, если отколоть от берега большое поле льда, находящаяся под ним рыба, как правило, из затишья уйдет в русло. Наверное, привычный полумрак подо льдом ее больше устраивает, чем внезапный дневной свет, и она предпочитает уйти, скрываясь в тени уходящей льдины. И наоборот, привыкшая к дневному свету, рыба при рекоставе скапливается в полыньях, где ее можно успешно ловить в течение нескольких дней.

Летняя ловля хариуса на Байкале.

Спортивный лов хариуса на Байкале занимает особое место. Кроме прелести самой ловли, на рыболова благотворно действует красота этого сказочного озера: чистейшая в мире вода, синева далеких гор, необъятный простор и загадочная темная глубина околдовывают человека так, что улов отодвигается как бы на второй план.

Ловят хариуса только с берега. Ловить рыбу с лодки опасно. Рыболова подстерегают внезапно возникающие ураганные ветры, уносящие и опрокидывающие надувные и любые моторные лодки. Ветры на Байкале имеют сезонную периодичность и меняют силу и направление в зависимости от времени года. Все они имеют местные названия, хорошо известные рыболовам. В холодное время ветры направлены с суши на озеро, в теплое—с озера на сушу. Осенью и в начале зимы, когда Байкал еще не покрыт льдом, с особенной силой свирепствует горная, в том числе и всем известная сарма, достигающая скорости до 35 — 40 метров в секунду.

В районе действия этого ветра, направленного поперек озера, с западного его берега на Малое море, даже кустарник и деревья растут с наклоном вершин в сторону моря. Горная и сарма налетают столь внезапно, что разом губят людей, оказавшихся в море. В апреле сила и скорость сармы не меньше, чем осенью, и также причиняет немало неприятностей. При порывах сармы ничто не может удержаться на скользкой поверхности. Попавшие на лед в это время домашние животные уносятся далеко от берега и часто погибают. Ехать на автомашине по Малому морю против такого ветра почти невозможно из–за огромного лобового сопротивления и нулевого сцепления колес с гладким льдом.

Кроме горной и сармы с постоянным упорством, но с меньшей силой вдоль озера с южной его оконечности дует култук, а с северной оконечности холодный верховик. С восточного берега Байкала дует также холодный баргузин, тот самый, который в известной всем песне «пошевеливает вал». Эти пошевеленные валы достигают нередко высоты до 3 — 4 метров и обрушиваются с огромной силой на прибрежные отвесные скалы. В морозном декабре и январе, перед ледоставом, разбушевавшийся Байкал намораживает на них причудливые изваяния из голубого льда, поражающие своим разнообразием и красотой.

В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна Ангара. В нем обитают две разновидности хариуса, омуль, сиг, окунь, щука, елец, сорога (сибирская плотва), налим, голец, язь, живородящая прозрачная голомянка, гольян, осетр, ленок, таймень, многочисленные виды бычков и прочие виды пресноводных рыб, которые представлены 49 видами. Особый спортивный интерес для рыболова представляют хариус, омуль, щука, окунь и значительно меньше елец и сорога.

Байкал очень богат кормом для рыб, поэтому хариус здесь весьма упитанный. Основной его корм — рачки–бокоплавы. Число их видов достигает более 200, большинство из которых ярко и пестро окрашены. Этим объясняется факт огромного цветового разнообразия искусственных приманок, применяемых рыболовами. Кроме бокоплавов большую долю в рационе хариуса составляют гаммариды, моллюски и ручейники.

Лов хариуса летом и осенью на Байкале особенно интересен тем, что рыба находится в прибрежной полосе. При крутом падении берега хариус подходит к нему так близко, что его хорошо видно в тихую погоду.

Байкальский хариус в отличие от речного передвигается вдоль берега не спеша, с чувством собственного достоинства. Также не спеша он подходит к приманке и, взяв ее, «ленивой походкой» продолжает свой путь, очень медленно утягивая наплав с поверхности воды. Но эта картина резко меняется после подсечки. Попавшийся хариус выкладывает все свои силы для того, чтобы сорваться с крючка. Только на Байкале, в стоячей прозрачной воде с большой глубиной, можно увидеть все выкрутасы сильной, верткой и смелой рыбы. Не помня себя, он делает невероятные броски и «свечки», оставив свою спесь и меланхолию. Ударом головы о камень старается вышибить крючок из губы, опережая снасть, несется к берегу, стараясь скрыться в спасительных камнях, втыкается в расселины, заплывает под валуны. При подъеме его над береговыми камнями сильно извивается и часто достигает своей цели. В неумелых руках поводок от такой нагрузки обрывается, и побелевший в единоборстве хариус отправляется восвояси с космической скоростью.

Берега озера имеют местами пологий, постепенно уходящий в воду скат, местами круто падают. У пологих берегов рыба обитает вдали от уреза воды и в основном не крупная, чаще молодь. Крупная рыба здесь находится на таком расстоянии, что достать ее спиннингом, даже при самых дальних забросах, очень трудно. Кроме этого, в пору «цветения» Байкала вся мелководная прибрежная полоса покрывается липкой зеленой тиной, которая цепляется за снасть при подмотке лесы.

Очень крупные хариусы на близкое расстояние подходят там, где нагромождения огромных валунов и осыпей обрываются, уходят круто в глубину. Сдуваемые с крутых склонов свирепыми ветрами кузнечики, мотыльки, ручейники и прочие насекомые падают в воду близко от берега, и приученные к этому хариусы «разгуливают» на расстоянии в несколько метров.

Наблюдать с берега хариусов в воде приходится нечасто. Байкал—место, где ветры дуют «со всех шестнадцати сторон». Волнение на нем — самая привычная картина. Даже при абсолютно тихой, безветренной погоде на берега его порой обрушиваются метровые волны — отголосок работы ветров на другой оконечности озера. Такие валы рыболовы называют накатом. При накате волны бывают длинные и пологие, достигающие высоты до трех метров. Во время наката самая интересная и добычливая рыбалка. Крупные волны вымывают из–под камней массу бокоплавов и ручейников. Стоящий на водной глади, не взъерошенной ветром, но находящийся в вертикальном колебании наплав поднимает и опускает приманку на поводке. Эти движения обманывают хариуса, и он хватает ее жадно и уверенно.

Байкал — озеро, но у него имеются течения, которые перемещают массы воды вдоль берегов с севера на юг и с юга на север. Течения эти «работают» при любой погоде: и в безветрие и навстречу ветру. Это явление нужно обязательно учитывать каждому начинающему рыболову. При забросе грузовой снасти на воду падает отрезок лесы от конца удилища до наплава. Любая леса имеет вес, который погружает ее в воду в виде дуги горбом вниз. Если не делать медленной и постоянной ее подмотки и не выпрямлять горб, она будет опускаться все ниже, подтягивать наплав и сокращать расстояние между ним и рыболовом. За это время уносимый течением наплав переместится вправо или влево от рыболова и будет находиться не против него, а в стороне. Леса, опустившись на дно, окажется также в стороне от наплава и может попасть под валун или большой камень. При подмотке лесы на катушку она как бы подрежет этот валун и заклинится под ним так, что наплав с настроем, достигнув валуна, не пройдут вслед за лесой, и рыболову ничего больше не останется, как распрощаться с ними навсегда. Правда, один рыболов пытался на моих глазах достать оторвавшийся наплав, но, приняв ледяную ванну, он полдня отогревался хорошо известным средством, которое в десяток раз дороже любой снасти и рыболовам противопоказано.

С момента снятия запрета и до осенних заморозков хариуса в основном ловят на искусственные мушки с подсадкой головной или хвостовой половинки кузнечика — на «бутерброд». Пестрого среднего размера кузнечика ножницами разрезают пополам. В разрез вставляют жало крючка, пропускают его через челюсти и нанизывают на хвостовую часть туловища мушки таким образом, чтобы края обрезанной части кузнечика и туловище мушки были плотно соединены и не имели зазора, а спинка или грудка была наколота на дополнительный крючок–зацеп из стальной проволоки. Для подсада к грузовой мушке можно использовать и полосатую хвостовую часть разрезанного кузнечика. Для этого в разрез направляют жало крючка и пропускают его через анальное отверстие, широкую часть половинки обрезанными краями нанизывают на туловище мушки, чтобы между ними не было зазора, и прижимают пальцем к крючку–зацепу. Подсадку делают «спинкой вверх» и «спинкой вниз». Какой способ лучше, вопрос спорный, и, думаю, что это дело рыболова.

134545

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.