Сообщение: #277484
Ольга Княгиня » 11 Дек 2017, 18:54
Хранитель

Другой взгляд на воспитание. Практическое руководство. Максим Бодиков

говоришь: "это так, потому что я так решил (сделал)", а не "это произошло, потому что кто-то что-то сделал, как-то сложились обстоятельства…".

Весь парадокс ответственности заключается в том, что когда ты принимаешь ответственность за собственную жизнь на самого себя, то жить становится легче.

И только жизнь без ответственности тяжела, страшна и непредсказуема.

Когда мальчик принимает ответственность за свою жизнь на себя – он становится мужчиной.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Когда ты думаешь о своем отцовстве, то обязательно рисуется картина, в которой ты что-то объясняешь своим детям. Объяснения могут быть самыми разными: начиная от того, почему падает снег, и заканчивая смыслом жизни. Хорошо, когда у тебя заранее есть готовые ответы. Но вопросы чаще всего непредсказуемы, а многих ответов не знаешь ты сам.

Принятие ответственности помогает с поиском ответов на самые важные вопросы в жизни. Оказывается, что самые важные вопросы имеют самые простые ответы. Только отвечать на них нужно честно, с готовностью принять правду, которую, зачастую, страшно сказать себе самому.

Вопросы о том, что главное в жизни, в чем ее смысл, рано или поздно настигают каждого из нас. Мужчин почему-то чаще и ожесточеннее, чем женщин. Именно с этими вопросами связан известный "кризис среднего возраста", и в зависимости от того, как каждый из нас отвечает на эти вопросы, так и продолжается наша дальнейшая жизнь.

Можно смело сказать, что у каждого человека ответ на этот вопрос свой. Для себя более-менее определенный ответ я нашел и научился помогать находить ответы другим.

Сергей обратился ко мне с вопросом о взаимоотношениях с женой. Но в процессе работы мы пришли к выводу о том, что его проблема не в том, что любовь прошла, и даже не в ссорах, которые он сам и провоцировал: он не мог понять, ради чего он живет – ходит на работу, занимается опостылевшей рутиной. Когда Сергей обратился ко мне за помощью, ему было 32 года, шесть лет, из которых он был женат, сыну было 4 года. Последние два года, по его словам, жизнь была похожа на тихий дурдом.

Как и многие, слово "ответственность" Сергей понимал как какие-то неизбежные, неприятные обязательства, которые он должен был выполнять. Сергей был очень ответственным человеком, я бы даже сказал – несколько педантичным.

Он говорил, что жену свою уже, наверное, не любит, но изменять ей не собирался, как впрочем, и уходить из семьи.

– Я же должен отвечать за нее и за сына. Как я ее брошу?

Сам Сергей воспитывался без отца и не хотел такого же для своего сына. Он был готов пожертвовать своим ощущением счастья ради того, чтобы его ребенок рос с отцом.

Честно говоря, мужчин, похожих на Сергея, не так уж и много. Гипертрофированное чувство ответственности редко перекрывает собой инстинкт самосохранения. Во всяком случае, в своей практике я встречался только с двумя такими мужчинами.

Тому, что он должен быть ответственным, Сергея научила его мама, приводя в пример безответственного отца. В итоге мама же и воспитала в своем сыне покорность и послушание, которое он считал ответственностью. Как ответственный сын он поступил туда, куда считала нужным мама. Как ответственный человек, который думает о будущем, выбрал специальность, которая будет востребована. Как прилежный и ответственный студент – корпел над учебниками, которые ему были не интересны, и в итоге – получил работу, на которой ответственно трудился на момент, когда обратился ко мне.

Сергей достиг какого-то карьерного потолка и, по его словам, выше он подняться не мог, а заниматься тем, чем он занимался, ему было не интересно.

Его угнетала его же работа. На мой вопрос, почему он не сменит род деятельности, он сказал, что с его специальностью он не может заниматься чем-то радикально отличающимся от того, что и так уже делал. А уходить в какую-то другую сферу, начинать все с нуля без уверенности, что чего-то сможет добиться – было бы безответственным.

Когда доводы о том, что ответственность – это нечто иное в очередной раз разбились о понимание Сергеем ответственности перед мамой, женой и ребенком, я решил поменять тактику. Я был уверен в том, что моя логика ясна: если тебе мешает жить то, что обувь жмет – смени обувь. В психике человека не все, к сожалению, подчиняется законам логики, иногда эмоции и наша убежденность в чем-то идут вразрез с логикой и целесообразностью.

Я решил воздействовать на эмоции. Стоит сказать, что у разных психологов свои любимые стили в работе. Некоторые психологи директивны, некоторые принимающие, одни делают упор на отработку навыков, другие на рефлексию, третьи – на логику; кто-то работает через тело, а кто-то предпочитает воздействовать только на ментальную сферу.

В практике, хочешь или нет, но приходиться сочетать разные методики и направления работы. Но эмоции – явно не моя фишка, я предпочитаю работать с логикой и представлениями. С самими чувствами я напрямую не работал. Возможно, так было бы эффективнее, но эмоциональные воздействия не моя сильная сторона.

– Вы сына своего любите? – спросил я у него.

– Конечно.

– А каким вы видите его детство, будущее?

Сергей начал мне отвечать, что-то о профессии, об интересах, о поведении своего сына: о том, каким бы он хотел его видеть.

– А вы хотите, чтобы он был счастлив? – спросил я, пытаясь направить мысли Сергея в то русло, которое было нужно мне.

– Да, разумеется.

– А как вы поймете, что он счастлив, что то, чем он будет заниматься, будет приносить ему радость? Что со своей женой он счастлив? Как вы это поймете?

Сергей на какое-то время задумался, а затем сказал, что если сын будет работать тем, кем захочет сам, жить с женщиной, которую будет любить, и до тех пор, пока будет любить, заниматься любимыми вещами.

Я понял, что лед тронулся…

– А как вы думаете, чему вы научите его, если он будет видеть, что его отец не любит его мать, не любит свою работу и по жизни несчастен? А вы маму свою любите? А как вы думаете, она хочет, чтобы вы были несчастны? Ей это доставит радость?

На последние вопросы Сергей ответил "нет".

После этого мы уточняли какие-то моменты, но в целом, работа пошла.

Ответственность ребенка перед родителями – быть счастливым. Ответственность родителя перед ребенком – научить его быть счастливым. Именно "научить быть счастливым", а не сделать счастливой его жизнь. В этом кроется существенное различие.

Мама Сергея не учила его быть счастливым. Она пыталась создать ему счастливую жизнь, исходя из того, как сама это понимала: хорошая, в ее понимании, работа, правильные, по ее мнению, качества. И если бы мама Сергея была на его месте, то она, скорее всего, была бы счастлива, потому что она делала счастливой свою жизнь, так, как если бы она была Сергеем.

Она воспитала хорошего, ответственного, исполнительного человека, только – совершенно несчастного.

Через некоторое время Сергей понял, что быть счастливым – это тоже ответственность. Ответственность перед своими родителями, ответственность перед своими детьми, ответственность перед самим собой.

Лично для меня в этом смысл жизни. Мой смысл жизни – быть счастливым. Это мой выбор и моя ответственность перед моими родителями, перед моими детьми, перед самим собой.

Этому смыслу я научил Сергея. Большого труда стоило убедить его поменять работу, заняться тем, что приносило бы ему радость. Он несколько месяцев никак не мог решиться, а потом – взял и уволился, променяв должность директора какого-то отдела в строительной фирме на профессию ландшафтного дизайнера.

После того, как он разобрался с ощущением собственного счастья и ответственностью, и поменял работу, отношения в семье у него наладились. Чувство к жене вспыхнуло с новой силой. Недовольство собственной жизнью, которое выливалось в виде семейных ссор, исчезло.

Эта история – не пример того, что нужно правильно выбирать работу, хотя и это тоже. Это – образец того, что быть счастливым – это не только везение, но и личный выбор: ответственность перед самим собой в первую очередь, за то, как пройдет твоя собственная жизнь.

Когда ты счастлив, то все в твоей жизни обретает смысл, сложное становится простым и понятным, понятным настолько, что даже ребенку можно объяснить, в чем он, смысл жизни.

Есть еще одна история о том, что счастье – это большая ответственность и не всегда самый легкий выбор, который можно сделать в жизни.

Правда, это история не столько из моей практики, сколько из жизни.

Мой дед развелся с моей бабушкой и ушел жить к другой женщине. Казалось бы, что ничего такого. Многие семьи распадаются. Но дело было в середине 70-х годов, а еще на тот момент у моего деда было четверо детей.

Я люблю свою бабушку, но дед с ней был несчастлив. Он встретил свою первую любовь и решил жить с ней. Первоначально его держали дети. Сам выросший практически без отца, он долго не мог решиться на развод.

Но его мать сказала ему: "Вася, (моего деда действительно звали Васей) ты же несчастен с ней. Не мучайся, иди к той, которая сделает тебя счастливым".

И дед ушел. Ушел, оставив четверых детей. Мой отец был самым старшим из них, и ему было тогда 13 лет. Мне он рассказал эту историю, когда мне самому было 13. И самое удивительное было то, что мой отец понимал выбор своего. Он не обвинял и не защищал его, не таил в себе обиду за то, что его, 13 летнего пацана, оставили за старшего на всю оставшуюся жизнь – он понимал его. И понимал он вот что: быть счастливым – это ответственность, это выбор взрослого человека. И он, этот выбор, порой, гораздо тяжелее, чем решение оставаться несчастным. Но ты отвечаешь только за свою жизнь, и ты не можешь сделать счастливыми других людей. Ты можешь только объяснить им, как самим принять на себя эту ответственность.

Быть несчастным, кстати, тоже личный выбор каждого человека и его личная ответственность.

Как это ни странно, для несчастья не нужны какие-то причины. Нет объективно никаких факторов, которые бы делали тебя несчастным. Все беды и горести – это только спасительные объяснения, которые служат для того, чтобы еще чуточку побыть несчастным. Само же ощущение себя глубоко несчастливым человеком сидит глубоко в голове (хотя не у всех и не одинаково глубоко).

Будда говорил, что весь мир – это иллюзия, которую мы представляем. Отсюда следует, что страдание или несчастье тоже иллюзорно, и мы себе эту иллюзию представляем. Если верить буддизму, то счастье, так же как и несчастье – иллюзия. Но, согласитесь, жить в иллюзии счастья куда притягательнее, чем в иллюзии страданья.

Чтобы не показалось, что это –

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.