Города
Лента
  • Сообщение: #1009842
    Ира Кулигина » 29 Янв 2020, 11:30
    Участник

    Арт-Варшава: город для восхищения и удивления

    Арт-Варшава: город для восхищения и удивления

    В этой статье вы узнаете:
    Легко ли работать иностранцам в Варшаве
    Где находится обитель варшавских студентов;
    Что является современным арт-символом Варшавы;
    Где найти говорящих оленей и летающих лошадей.

    Варшава – это город, где существенно зашкаливает количество парков. Дворцы в Виланова и Лазенках, ботанический сад и Уяздовский замок, территория Варшавской библиотеки и центра Коперника, Сасько парк и резиденция Красински – а это еще не весь перечень зеленых мест польской столицы. А еще это город, где лошади летают, а олени – говорят человеческими голосами.

    Уже после первого дня, проведенного в Варшаве, я в этот город влюбилась. Это тот случай настоящих эмоций, когда любишь не «потому, что» и даже не «вопреки». А любишь просто так.

    На рассвете второго дня я уже мне очень хотелось поделиться своими эмоциями: я пила чай в лучах восходящего солнца, слушала шум трафика с открытого балкона и загружала на планшете две интернет-страницы. Сначала – facebook, где эмоциональное восхищение городом я начала с фразы: «Чего же вы все молчали и скрывали от меня Варшаву ?!» Вторая загруженая страница – расписание авиаперелетов Киев-Варшава-Киев. Еще будучи здесь, я уже хотела сюда вернуться.

    Читайте также:Неожиданные открытия Варшавы

    От напряжённого просмотра рейсов меня отвлекло сообщение, которое появилось на экране планшета. “Здравствуй! Если есть сегодня время, давай встретимся. У меня выходной и я могу показать тебе мое любимое место в Варшаве! » Это сообщение пришло от Марины, девушки, с которой мы учились в одном университете, меня удивило. Еще недавно она работала в Киеве. А сейчас пишет, что сейчас в Варшаве и имеет «выходной».

    «Все вопросы – потом», – подумала я и начала собираться. Мы договорились встретиться в час. Почти все местные назначают встречи у Колонны Сигизмунда на Замковой площади Старого города, и мы решили не противоречить этой традиции. «Да, я действительно работаю в Варшаве, – начала рассказ Марина, она ничуть не изменилась за последние лет пять. – После посещения Стокгольма меня «накрыло» и я поняла, что хочу жить в Европе.

    Шведского языка не знаю, английский – слабенько. Поэтому Польша была единственным вариантом. И еще и знакомая как раз сюда ехала … » Марина написала заявление об увольнении в Киеве, получила рабочую визу, арендовала жилье и начала работать. «Я работаю горничной в хорошем Варшавском отеле. Он недавно открылся и им нужен был персонал. Сначала я стеснялась. Мне казалось, что эта работа слишком унизительна и непрестижная. Но когда поняла, что поляки сами не чураются работать горничной: убирать в комнатах и ​​мыть пол, то успокоилась ».

    Марина, которая должна дипломом магистра, которая завершила в Киеве Национальный педагогический университет, и действительно имела спокойный вид. Даже счастливый. Физический труд, каким она никогда раньше не занималась, оказался не таким уж и тяжелым. Поляки – не такими уж и тщеславным. Язык – не такой уж и непонятным. В декабре Марина приедет продолжать визу. Уже на год. Планирует изучить польский, подтянуть английский, пройти курсы экскурсоводов, попутешествовать по Европе. А потом вернуться. Только не в Киев, а в Стокгольм. Уж больно он запал ей в душу.

    За неспешной беседой мы пришли на место, которое мне и хотела показать Марина. Это был дворец Красински. В самом здании ныне – библиотека, вокруг – уютный парк. Там много птиц и зелени, там романтично гуляют влюбленные пары, там у фонтанов играют дети. И главное: эту идиллию можно лицезреть с библиотечной книгой в руках. Мечта студента – не иначе. Но самое прекрасное в этом всем – цветные лошади с крыльями прямо во дворе барочного дворца.

    Как только эту эпатажную арт-инсталляцию разместили, в польских соцсетях произошел бум! Варшавцы так и норовили выставить свое фото с летающими конями: на них, под ними, у них. Цветные фигуры за считанные дни стали символом города. Теперь не только поляки, но и все туристы в свой список «must visit» вносят посещение «библиотеки с лошадьми».

    Не знаю, на сколько увеличилось количество людей, которые читают, но убеждена: такая популяризация библиотек – это удивительно современно. Так варшавские студенты и готовятся к экзаменам: перед зимней сессией ходят по коридорам барочного дворца Красински, а перед летней – удобно устраиваются на зеленом крыши Университетской библиотеки Варшавского университета. Это место еще более культовое.

    Стеклянное помещение, верхняя часть которого превращена в настоящую оранжерею с редкими растениями. Ходишь по крыше между деревьями, вдыхаешь аромат цветов, смотришь на Вислу, жмуришься от солнца, а опускаешь глаза вниз – и видишь посетителей библиотеки, которые грызут гранит науки в помещении. И это занятие им, очевидно, доставляет удовольствие: даже летом, в несессионное время, библиотека не пустует.

    С ее крыши хорошо видно еще одно харизматическое варшавское место – центр науки Коперника, где разрушаются все стереотипы о музеях. Здесь каждый экспонат ждет, чтобы ты к нему подошел – и испытал. Подул на воду и вызвал наводнение, проверил на себе эмоции во время землетрясения, увидел, как возникает электрический ток. Детям здесь – фан и смех, взрослым – заполнение пробелов в образовании. Мне, как гуманитарию, посчастливилось знания по физике и химии обновить. И, признаюсь честно: были моменты, когда радость меня переполняла, не менее детей вокруг. Успокаивало лишь то, что людей моего возраста было достаточно – и они так же по-детски реагировали на эксперименты на себе.

    Правда, есть в Варшаве место, которое у меня вызвало такие эмоции, которые сложно описать. То увлечение, то удивление, то легкая зависть. Увидела я его случайно, когда прогуливалась к двухсотметровому Дворцу культуры и науки. Слева от него – драматический театр. Поскольку театральный сезон еще не начался, то я, возможно, бы и не обратила на здание внимания. Но обратила. Ибо услышала голос за спиной.

    Женский голос, который говорил о театре. Обернулась – никого. Вместо этого – уже мужской голос – и тоже говорит о театре. Если бы на часах было десять НЕ утра, а вечера – я бы подумала, что переутомилась и время отдыхать. И в этот момент я поняла: просто на газоне стояли огромные олени, окрашенные в золотой оттенок, и каждый из них по очереди «выдавал» записанные размышления рядовых поляков о сути и роли искусства в жизни.

    Аудио-визуальная инсталляция авторства Элизы Прожук была настолько провокационной, насколько же прекрасной. И заставила меня по-доброму завидовать Варшаве. Потому, что жить в таком интерактивном и креативном месте – больше, чем удовольствие.

  • Сообщение: #459094
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 01:27
    Хранитель

    Сандомир

    Сандоми́р (польск. Sandomierz — Сандо́меж) — город в Польше, входит в Свентокшиское воеводство, Сандомирский повят. Имеет статус городской гмины. Население — 23 780 человек (на 2018 год).
    Расположен на обоих берегах реки Вислы, чуть выше по течению от места впадения в неё реки Сан, в 180 км к юго-востоку от Варшавы. Занимает площадь 28,69 км².

    Сандомир является центром римско-католической епархии, а также одним из старейших и наиболее значимых в историческом плане городов Польши. Оставаясь в стороне от индустриализации Нового времени, Сандомир сохранил дух маленького древнего города, наполненного памятниками старины.

    История
    Название города происходит от древнепольского Sędomir, от Sędzi- (от глагола sądzić — «судить») и mir («мир»).
    Археологические раскопки свидетельствуют, что местность в районе современного Сандомира была заселена уже во времена неолита. Как считается, город существовал с раннего средневековья, используя преимущества выгодного географического положения у слияния Сана и Вислы на пересечении важных торговых путей. Первое упоминание города относится к началу XII столетия, когда летописец Галл Аноним описывал его как один из важнейших городов Польши наряду с Краковом и Вроцлавом. В статуте (завещании) Болеслава III Кривоустого Сандомир фигурировал как столица одного из завещанных сыновьям княжеств, на которые он разделил Польшу.
    На протяжении XIII столетия городу был нанесён серьёзный ущерб в ходе татарских набегов (1241, 1259 и 1287 годы), деревянные постройки города были полностью уничтожены. В 1260 в Сандомире татарами вместе с 48 товарищами был замучен Садок Блаженный. В 1286 году Сандомир стараниями Лешека Чёрного, впоследствии ставшего князем Сандомирским, получил Магдебургское право.
    После воссоединения польских земель в XIV столетии прежнее княжество стало именоваться Сандомирским воеводством, объединив обширные земли юго-восточной Польши. В то время Сандомир, насчитывавший около 3 тыс. жителей, был одним из наиболее крупных городов страны. В середине XIV века Сандомир был сожжён литовцами, после чего был перестроен в годы правления короля Казимира III. Сегодняшняя планировка города осталась практически неизменной с того времени.
    Последовавшие триста лет, до середины XVII века, стали для Сандомира периодом расцвета: именно тогда были выстроены наиболее примечательные исторические постройки. В 1570 г. здесь был заключён Сандомирский договор — одно из первых экуменических соглашений между протестантами, которые объединяли свои силы в борьбе против контрреформации.

    Спокойные времена закончились, когда в 1655 году город был захвачен шведами («шведский потоп»), взорвавшими замок и нанесшими существенный урон другим строениям. В последующие сто лет экономика Речи Посполитой стагнировала, что не могло не отразиться на развитии города. Большой пожар в 1757 году и первый раздел Польши в 1772 году, в результате которого Сандомир оказался на территории Австрии, ещё больше снизило его статус.
    В 1809 город пострадал в ходе сражений между войсками Австрии и Варшавского герцогства в рамках Наполеоновских войн. После 1815 Сандомир, насчитывавший тогда 2640 жителей, в составе Царства Польского вошёл в состав Российской империи.
    В очередной раз город подвергся разрушению во время Первой мировой войны, после окончания её вновь войдя в состав независимой Польши. В 1930-х город вошёл в проект развития Центрального индустриального региона страны, благодаря чему начал быстро расти. Предполагалось, что к 1940-м годам Сандомир превратится в столицу воеводства с населением в 120 тыс. человек.

    В сентябре 1939 года город, как и остальная Польша, был оккупирован войсками Вермахта. Еврейское население города, насчитывавшее около 2500 человек, было уничтожено, по большей части в лагерях смерти Белжец и Треблинка. В результате Львовско-Сандомирской операции 18 августа 1944 года Красная Армия овладела городом. Сандомиру посчастливилось избежать военных разрушений, поэтому город ныне является важным туристическим центром.
    В результате административной реформы с 1999 года Сандомир становится центром повята в Свентокшиском воеводстве.

    Экономика
    Доходы городского бюджета в 2010 году составили 187,66 млн злотых (в 2009 году — 69,13 млн), расходы — 174,26 млн злотых (78,24 млн), дефицит бюджета — 13,4 млн злотых (в 2009 году — 9,12 млн).
    Основные предприятия города — стекольные заводы компании Pilkington по выпуску автомобильного и флоат-стекла.

  • Сообщение: #459092
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 01:24
    Хранитель

    Тыхы

    Ты́хы (польск. Tychy [ˈtɨxɨ], сил. Tychy, нем. Tichau) — город в Польше, в Силезском воеводстве. Расположен в 20 километрах к югу от Катовице — столицы воеводства.

    География
    Город находится в южной части Силезского воеводства на высоте 300 метров над уровнем моря, на границе Освенцимской впадины и Силезской возвышенности, располагается в пределах Карпатского мегарегиона.
    Тыхы расположен на пересечении международной трассы Варшава—Вена и государственной трассы Ополе—Краков. В 12 км от города пролегает автомагистраль А4.
    На юге, востоке и западе город окружают Пщиньские леса, часть давней Пщиньской пущи, к северу от города находятся Катовицко-Мурцковские леса, которые входят в южную часть Лесного охранного пояса Верхнесилезского промышленного района.

    История
    Название города не имеет однозначной этимологии и по разным версиям происходит от слова cichy («тихий» или «спокойный»), tyka («деревянная палка») или нем. Teich со значением «пруд».
    Изначально возникает как небольшое поселение на средневековом торговом пути между Освенцимом и Миколувом. Впервые Тыхы документально упоминается в 1467 году В 1629 году здесь была основана пивоварня, на сегодняшний день это один из самых больших пивоваренных заводов в Польше.
    С 1526 года территория современного города Тыхы была частью Габсбургской империи. В 1742 году территория перешла под контроль Пруссии, затем с 1871 по 1918 год входила в состав Германии.
    С 1919 года Тыхы находился на территории, охваченной Силезскими восстаниями. На проведённом в 1922 году плебисците большинство местных жителей высказались за принадлежность Польше. Последующий период до Второй мировой войны характеризуется значительным развитием Тых, население посёлка возросло до 11 тысяч человек, были построены ряд важнейших объектов.

    После вторжения Германии в Польшу Тыхы наряду с остальной частью промышленной Верхней Силезии был оккупирован немецкими войсками. Многие из местных жителей, которые не были истреблены или высланы, вынуждены были изменить свою национальную принадлежность на немецкую в рамках проводившейся нацистской Германией расистской политики онемечивания. К счастью, сам город в период вторжения получил минимальные повреждения, в значительной степени благодаря тому, что основные бои разворачивались в районе Миколува. 28 января 1945 года город был освобождён от немецких захватчиков.

    Транспорт
    В городе действует одна из трёх в Польше троллейбусных сетей. Развито автобусное сообщение. Через город проходит железная дорога, ведущая из Катовице к бывшему польско-словацкому пограничному переходу Звардонь—Скалите.

    Экономика
    В городе расположен один из старейших в Польше пивоваренных заводов, основанный XVIII веке (марка Tyskie), а также крупная автомобильная фабрика FIAT Group. Многие жители работают в других городах Катовицкой агломерации.

    Спорт
    В городе расположен большой зимний стадион, являющийся домашней ареной для хоккейного клуба GKS Tychy. Действует также одноименный футбольный клуб.

  • Сообщение: #459090
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 01:20
    Хранитель

    Бытом

    Бы́том (польск. Bytom [ˈbɨtɔm], сил. Bytůń, Bytům, нем. Beuthen Oberschlesien) — город в южной Польше, в Силезском воеводстве. Город на правах повята. До административной реформы 1998 года был в составе Катовицкого воеводства.

    История
    Бытом один из старейших городов верхней Силезии. Впервые упомянут в 1136 году, в 1254 году получил права города. Город быстро рос благодаря своему стратегическому положению на перекрёстке торговых путей.

    В XIII—XIV веках, несмотря на принадлежность города к Польскому королевству, в нём начали активно селиться немецкоязычные купцы и ремесленники. В 1526 году Бытом перешёл в состав Австрийской империи Габсбургов, что способствовало дальнейшей германизации города. В составе Австрии город назывался Бейтен. В ходе первой силезской войны в 1742 году город вместе с Силезией был завоёван Пруссией, в составе которой и находился до 1871 года — образования Германской империи. В XIX веке город получил новый импульс развития благодаря интенсивной разработке силезского каменноугольного бассейна и строительству многочисленных металлургических заводов, превративших Бытом в крупнейший индустриальный центр региона.
    После Второй мировой войны был вновь передан Польше, немецкое население было полностью изгнано.

    Экономика и транспорт
    Как и большинство городов Силезского бассейна, Бытом находится в стадии перехода от экономики, ориентированной на угледобычу и металлургию, к постиндустриальной экономике. Большинство угольных шахт в окрестностях города закрыто, также сокращается производство стали. В городе значительный процент безработного населения.

    Бытом — крупный транспортный узел. В нём товарно-пассажирская станция, пересекаются важные железные дороги, ведущие в Катовице, Ополе, Гливице, Люблинец и четыре национальные автострады.

  • Сообщение: #459088
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 01:14
    Хранитель

    Гожув-Велькопольски

    Го́жув-Велькопо́льски (польск. Gorzów Wielkopolski), до 1945 Ландсберг-ан-дер-Варте (нем. Landsberg an der Warthe) — город в Польше на реке Варта. Один из двух административных центров Любусского воеводства.

    Исторический очерк
    С середины XIII века до середины XX века Ландсберг принадлежал Германии и был населён, главным образом, немцами.
    В российской военной истории город стал известен во время Семилетней войны, после набега на него в 1761 году «малого корволанта» (летучего отряда) подполковника А. В. Суворова; здесь будущий генералиссимус впервые широко продемонстрировал свои командирские способности.

    По итогам Второй мировой войны в 1945 город отошёл к Польше и был переименован на польский лад. В 1946—49 немецкое население было насильственно выдворено польскими властями. Основу населения составили переселенцы из Центральной Польши.

    Транспорт
    Город имеет развитую сеть общественного транспорта. Компания «City Transport» (MZK) обслуживает 27 автобусных маршрутов (и 4 ночных), пять трамвайных маршрутов. Величина пассажиропотока около 90 тысяч человек в день. У компании один из самых современных автобусных парков Польши.

    Имеется железнодорожное сообщение с крупными польскими городами.

  • Сообщение: #459086
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 01:12
    Хранитель

    Кошалин

    Коша́лин (польск. Koszalin [kɔˈʂalin], кашубск. Kòszalëno, нем. Köslin [kœsˈliːn]) — город в Польше, в Западно-Поморском воеводстве. Расположен в 5 км от побережья Балтийского моря в северо-западной Польши, второй по населению в Западно-поморском воеводстве.
    Город является крупным культурным центром в регионе. В городе есть театры, кинотеатры, концертный зал, амфитеатр, музеи, аквапарк, также развитая сеть спортивных центров. В городе часто проходят фестивали народного творчества. Город имеет собственные средства массовой информации и ряд высших учебных заведений.
    Кошалин является одним из крупнейших центров хозяйствования на Поморье.

    История
    Основан в XI веке. В 1266 году получил статус города.

    География
    Расположен в воеводстве Западное Поморье (или Западная Померания).
    Город расположен к югу от озера Ямно. Кошалин является крупнейшим городом Среднего Поморья Польши.
    В 1815—1945 годах город был резиденцией Кошалинского регентства. В 1946—1950 относилось к воеводству Щецинскому. С 1950 до 1998 года был столицей воеводства Кошалинского. С 1999 года находится в северной части Западно-поморского воеводства.
    Климат Кошалина формируется под воздействием воздушных масс с Атлантического океана, характеристики которых изменяются по окрестностям и на разнице высот в районе Балтийского моря на границе между Западно-балтийским и Поморским приозерье.
    Зима здесь мягкая и короткая; низкая средняя температура воздуха бывает только в январе и феврале. Весна длинная и холодная. Кроме того, здесь летом прохладнее, чем в центральной Польше. Характерно небольшое количество жарких дней. Осень долгая и теплая, гораздо теплее, чем весна.
    Почти 40 % городской территории занимают парки, старейший из которых был заложен ещё в 17 веке.

    Экономика
    В городе есть производство полупроводников, автомобильных частей, электротехнического и строительного оборудования; деревообрабатывающая (в том числе мебельная) и пищевая промышленность (особенно рыбная); льнозавод, производство промышленного стекла.

  • Сообщение: #459083
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:48
    Хранитель

    Рыбник

    Рыбник — город в южной Польше, в Силезском воеводстве. Город находится в 340 километрах к югу от Варшавы, в 120 километрах к западу от Кракова и в 25 км от границы с Чехией.

    История
    Название города происходит от польского «рыба» (ryba) и означает «пруд для рыбы» («рыбный садок») на старом польском языке (на цыганском языке «rebniko» до сих пор значит «рыбный садок»). Название отражает важность города для экономики в Средние века.

    История города восходит к IX—X векам, когда на территории современного города появились три славянских поселения, которые сформировали один город. В рамках расселения германцев на восток (Ostsiedlung), Рыбник как и множество других польских поселений, согласно Магдебургскому праву до 1308 года (точная дата не установлена) получил статус города и соответствующие права. Это, однако, не повлияло на национальную принадлежность — Рыбник продолжал оставаться частью Королевства Польского, до тех пор пока вся Силезия не стала феодом Богемской короны в 1327. Город продолжал расти и развиваться, постепенно становясь региональным торговым центром. В XV веке гуситы опустошили город, а затем потерпели поражение в решающей битве неподалёку.

    С 1526 Богемия, включая зависимую от неё Силезию, в состав которой входил Рыбник, стала частью владений Габсбургов.
    После окончания первой мировой войны и раздела Верхней Силезии в 1920 году город вошёл в состав Силезского воеводства Польши.
    В ходе Второй мировой войны в сентябре 1939 года город был оккупирован наступающими немецкими войсками и в дальнейшем включён в состав “генерал-губернаторства”.
    В конце декабря 1944 года в городе начал работу крупный завод по производству фаустпатронов. 25 января 1944 года советские войска подошли вплотную к городу, после чего выпущенные заводом гранатомёты поступили на вооружение занимавших город немецких войск. После освобождения Рыбника советскими войсками на заводе были найдены ещё 50 тысяч корпусов фаустпатронов, которые не успели снарядить взрывчатым веществом.

  • Сообщение: #459080
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:46
    Хранитель

    Легница

    Легни́ца (польск. Legnica [lɛɡˈɲit͡sa], сил. Ligńica), Лигниц (нем. Liegnitz) — город в Нижнесилезском воеводстве в Западной Польше.

    История
    Древний польский город (1149 год). Одна из столиц Силезского княжества первой польской княжеской и королевской династии Пястов. После поражения от монголов войск силезского князя Генриха II Благочестивого (сын Св. Ядвиги и Генриха I) в битве на Легницком (Добром) поле (нем. Вальштатская битва) и гибели самого князя 9 апреля 1241 года город был осаждён монголами, но не сдался, став последней точкой продвижения войск Батыя на Запад. В 1248 году стал столицей независимого Легницкого княжества.
    С 1352 года город имел монетную регалию. Сильно пострадал от Гуситских войн, Тридцатилетней войны и чумы 1633 года, когда его население сократилось до 2,5 тыс. человек.

    После пресечения Легницкой ветви Пястов со смертью 15-летнего князя Георга-Вильгельма I в 1675 году отошёл к Австрии и стал называться Лигниц. В результате Первой Силезской войны Пруссии и Австрии с 1742 года принадлежал Пруссии.
    Во время Семилетней войны здесь произошло сражение при Лигнице 15 августа 1760 года, в ходе которого прусский король Фридрих II, несмотря на сложность своей диспозиции, нанёс поражение австрийцам.
    В августе 1813 года неподалёку от Лигница произошло Сражение на реке Кацбах (современное польское название этой речки — Качава, польск. Kaczawa), в котором союзники под командованием прусского генерала Блюхера (Силезская армия) разгромили французов под командованием Макдональда (Боберская армия).
    Лигниц до 1919-го и с 1938-го по 1941 год принадлежал прусской провинции Силезия, а с 1919-го по 1938-й и с 1941-го по 1945 год — прусской провинции Нижняя Силезия.

    Вследствие Второй мировой войны Лигниц перешёл к Польше и был переименован в Легницу. Немецкое население почти полностью было выселено в Германию. Новые переселенцы, в свою очередь, прибыли из восточных районов Польши, чья территория была включена в состав Советской Украины и Белоруссии.
    С 1945 по 1984 год в Легнице дислоцировался штаб Северной Группы Войск (СГВ) СССР (польское название — Północna Grupa Wojsk Armii Radzieckiej, PGWAR) на территории Польши (первым командующим СГВ был маршал К. К. Рокоссовский), а также Управление 4-й воздушной армии ВГК(он), затем с 1984 года по 1991 год — Главное командование войск Западного направления (ГК ЗН), осуществлявшее командование ЗГВ; СГВ; ЦГВ; БВО; ПрикВО ВС СССР.
    В Польше Легницу называли «Маленькой Москвой» (Mała Moskwa). В 2008 году в Польше был снят фильм с таким названием о несчастной любви жены советского офицера и офицера Войска Польского, получивший множество наград. Однако соответствие этого фильма и реальности весьма отдалённое. Такое же название носит книга польского историка Войцеха Кондуша — «Mała Moskwa. Rzecz o radzieckiej Legnicy» («Маленькая Москва. Дело о советской Легнице»), в которой достаточно подробно, но с опорой исключительно на польские источники, рассматривается история советского гарнизона в Легнице.

  • Сообщение: #459078
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:44
    Хранитель

    Хожув

    Хо́жув (польск. Chorzów [ˈxɔʐuf], сил. Chorzůw, с 1799 по 1884 и с 1939 по 1945 — Кёнигсхютте (нем. Königshütte [ˈkøːnɪçshʏtə]), с 1884 по 1922 — Кёнигсхютте-Обершлезиен, с 1922 по 1934 — Крулевска-Хута) — город в Польше, в Силезском воеводстве. Расположен в южной части страны в 6 км к северо-востоку от Катовице, в 50 км к северу от границы с Чехией, на Силезской возвышенности в пределах Верхнесилезского каменноугольного бассейна. Промышленный центр и железнодорожный узел. Хожув является одним из центральных районов Верхнесилезского столичного союза — мегаполиса с населением в 2 миллиона человек. Он расположен в Силезском нагорье, на реке Рава (приток Вислы).
    Девять миллионов человек живут в пределах 100 километров (62 мили) Силезского стадиона в Хожуве. Шесть европейских столиц расположены в 600 км (373 мили): Берлин, Вена, Прага, Братислава, Будапешт и Варшава.
    Промышленность представлена чёрной металлургией, машиностроением, химической, стекольной, пищевой и пр.

    История
    Город Хожув был сформирован в 1934—1939 годах путем слияния 4 смежных городов: Хожува, Крулеска Хута, Нове Хайдуки и Хайдуки Вельки. Название самого старого поселения Хожув было применено к объединенному городу.
    Этимология названия неизвестна. Считается, что Хожув впервые упоминается как Зверсов или Зуерсов в документе 1136 года Папой Иннокентием II как деревня с крестьянами, серебряными шахтерами и двумя гостиницами. Ещё одно место, обозначающее Хожув, — Кокшам или Коча, о чём упоминается в документе 1198 года Иерусалимским Патриархом.
    Промышленное и жилое поселение к юго-западу от Хожува, построенное с 1797 года вокруг Королевской угольной шахты и Королевского металлургического завода, было названо Полювска-Хута полякам или Хожув (Königshütte) немцами, оба названия которых обозначают «Королевские железные работы». По мере того, как оно быстро развивалось, этому поселению был присвоен статус города в 1868 году. Сегодня этот район называется Хожув I или Хожув-Място, что означает Хожувский центр.
    Этимология Хайдукки неоднозначна и интерпретируется как связанная с немецким словом для болота (немецкий язык: смерть Хайде) или принятая с немецкого / польского / силезского термина для хайдук (ов) (польский (множественное число): Хайдукки, немецкий (Сингулярный), который на местном уровне означает бандиты. Это место впервые было упомянуто в 1627 году как Хейдук и показано на карте 18-го века как «Обер Хайдук» и «Нидер-Хайдук» (то есть Верхний и Нижний Хайдук). Более поздние имена Хайдуки Вельки и Новей Хайдуки означают великих хайдуков и новых хайдуков соответственно. Два поселения были объединены в 1903 году и названы в честь Бисмаркского металлургического завода Бисмаркхютте. Когда международные границы изменились, имя Бисмарка было заменено именем польского короля Батори (так выбрано, чтобы сохранить этот первоначальный «Б», который появился на экономически важной местной торговой марке). Сегодня это городское подразделение называется Хожув IV или Хожув-Батори.

    С 12-го века до Первой мировой войны
    Деревня Хожув
    В 12 веке кастеллания Бытома, включая Хожувскую область, принадлежала провинции Краков. В 1179 году он был награждён герцогом Казимиром Справедливым герцогу Ополе, и с тех пор история Хожува связана с историей Верхней Силезии (Герцогство Ополе). Самая старая часть города, деревня Хожув, ныне называемая Хожув Старый, принадлежала с 1257 года к Конному ордену Гроба Господня в Иерусалиме. Уже в это время были заминированы серебро и свинцовые руды, позже также железные руды. Существует документации для событий 16-го века.
    С 1327 года верхнесилезские герцогства управлялись герцогами династии Пястов и подчинялись Богемскому господству. Корона Богемии избрала королей польских-литовских Ягеллонов с 1471 года и австрийских королей Габсбургов после 1526 года. В 1742 году этот район был завоеван прусскими Гогенцоллернами в силезских войнах, создав сцену для прусской промышленной мощи. Прусский, а затем немецкий период длился около 180 лет и перекрывался со временем быстрой индустриализации.

    С открытием месторождений битуминозных углей в конце XVIII века местным церковным священником, в Хожувском районе развивались новые промышленные секторы. В 1791—1797 г. была построена прусская государственная королевская угольная шахта (Копалния-Криль, Кенигсгрубе, впоследствии переименованная несколько раз с меняющимися политическими ветрами). В 1799 году первый чугун был изготовлен в Королевском металлургическом заводе (Królewska Huta, Königshütte). В то время, в континентальной Европе он был новаторским промышленным учреждением такого рода. В 1819 году железные заводы состояли из 4 доменных печей, производящих 1400 тонн чугуна. В 1800-х годах в этом районе были добавлены современные цинковые работы Лидогниа. В 1871 году железные работы были захвачены холдингом под названием Великобритания и Laurahütte AG для горнодобывающих и металлургических операций, который добавил сталелитейный завод, железнодорожный завод и мастерские. В окрестностях Королевского угольного месторождения в 1870 году была открыта шахта Графиня Лаура, а к 1913—1914 годам добыча угля увеличилась до 1 млн.тонн в год.
    В 1898 году была введена в эксплуатацию тепловая электростанция, которая до 1930-х годов была крупнейшим производителем электроэнергии в Польше мощностью 100 МВт (электрическая). Сегодня он действует как «ELCHO». В 1915 году азотные химические работы были построены вблизи производства удобрений и взрывчатых веществ по вновь изобретенным технологиям: из воздуха, воды и угля. В настоящее время действует как «Zakłady Azotowe SA».

    В Польше (1922—1939 гг.)
    В плебисците в Верхней Силезии большинство из 31 864 избирателей проголосовали за то, чтобы они оставались в составе Германии, тогда как Польша получила 10 764 голоса. После трех силезских восстаний в 1922 году, восточная часть Силезии, в том числе Хожув и Крулевка Хута, была отделена от Германии и присуждена Польше. В 1934 году промышленные общины Хожува, Крулеска Хута и Новей Хайдуки были объединены в один муниципалитет с 81 000 жителями. Город был назван в честь самого старого поселка-Хожув. В апреле 1939 года к Хожуву было добавлено поселение Хайдуки Вельки, имеющее 30 000 жителеЙ.
    Отчасти из-за немецко-польской торговой войны в 1920-х годах индустрия Хожува, пограничного города того времени, застопорилась до 1933 года. В 1927 году подразделение Хуты Пилсудского было разделено на компанию, производящую железнодорожные вагоны, трамваи и мосты. В настоящее время он работает как Alstom-Konstal. Государственный завод азотных соединений (Państwowa Fabryka Związków Azotowych) был в 1933 году объединен с аналогичной компанией (в основном её копией) в Тарнов-Мошице.

    Немецкий период во время Второй мировой войны (1939—1945)
    В день начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года, Хожув был захвачен нацистской Германией. Польские нерегулярные силы, в основном силезские ветераны три дня оказывали сопротивление обычным немецким войскам, большинство из которых были убиты в массовых расстрелах. Польская собственность была конфискована, и Хожув (с балансом польской Силезии) был быстро перестроен в Германскую Силезию (Preußische Provinz Schlesien, с 1941 Oberschlesien); Верхнесилезская промышленность является одним из столпов боевых действий нацистской Германии. В Хожуве было несколько принудительных трудовых лагерей, а в 1944—1945 годах — два отделения концентрационного лагеря Аушвиц. В январе 1945 года Хожув был освобождён Советской Красной Армией с последующим преследованием многих этнических польских силезцев и немцев.

    После 1945 года
    В конце Второй мировой войны Хожув был вновь включен в Польшу. Как правило, промышленность Хожува понесла небольшой ущерб во время Второй мировой войны из-за её недоступности бомбардировкам союзников, мантии в советскую армию в январе 1945 года и, возможно, медленности Альберта Шпеера или отказа от реализации политики выжженной земли. Эта неповрежденная промышленность сыграла решающую роль в послевоенном восстановлении и индустриализации Польши. После войны предприятия были национализированы и эксплуатировались с незначительными изменениями до 1989 года. Некоторые из них использовались в качестве советских концлагерей. Некоторое промышленное оборудование и не менее 100 000 польских силезцев были депортированы в украинский Донбасс. При «спаде коммунизма» в 1989 году область была в упадке. С 1989 года регион перешел от тяжелой промышленности к более разнообразной экономике.

    Экономика
    Хожув был одним из самых важных городов в крупнейшем польском экономическом районе (Верхнесилезская промышленная зона) с обширной промышленностью в области добычи угля, стали, производства и энергетики. За последние два десятилетия многие учреждения тяжелой промышленности были закрыты или сокращены из-за экологических проблем в центре высоко урбанизированной области, а также из-за отсутствия инвестиций в течение десятилетий. Другие были реструктурированы и модернизированы. Население сократилось. Городской характер развивается в сторону экономики обслуживания, поскольку новое промышленное развитие занимает в основном место на границе Верхнесилезского столичного союза. Уровень безработицы высок (12,6 % в 2007-12-31 гг.)

  • Сообщение: #459076
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:39
    Хранитель

    Эльблонг

    Э́льблонг (польск. Elbląg [ˈɛlblɔnk]), Эльбинг (нем. Elbing (инф.)) — город в Варминьско-Мазурском воеводстве Польши.
    Расположен поблизости от границы с Россией (Калининградская область), породнен с городами Калининград и Балтийск.
    Через город протекает река Эльблонг, часть системы Эльблонгского канала.

    История
    Основан в устье Эльблонга крестоносцами в 1237 году под германизированным названием Эльбинг ниже по течению от более древнего города, который принято отождествлять с варяжским Трусо (что близ озера Друзно в верховьях реки Эльблонг).
    Существует версия (например, у Хофманна) о связи гидронима Эльблонг с этнонимом гельвиконы (одного из племён объединения лугиев).
    При основании относился к Погезании, тогдашней части государства Тевтонского ордена.
    Статус города получил в 1246 году по Любекскому праву.
    В 1360 году из-за чумы погибло 13000 жителей Эльбинга (90 % тогдашнего населения).

    Исторически прусский (уже в немецком смысле) город, Эльбинг был центром прусской Помезании.
    С 1440 года город состоял в Прусском союзе, который в 1454 году поднял восстание против Тевтонского ордена.
    По итогам последовавшей Тринадцатилетней войны, с 1466 года Эльблонг вошёл в состав Польши как часть её провинции под названием Королевская Пруссия.
    С 1772 года, по итогам Первого раздела Речи Посполитой, город входил в состав Прусского королевства, а затем Германской империи, Веймарской республики и Третьего Рейха.
    1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, в ходе которой предприятия города были переориентированы на выпуск продукции военного назначения. В 1942 году в Эльбинге началось производство 105-мм дивизионных гаубиц обр.18.
    23 января 1945 года в город вошли части Красной Армии, после окончания войны город вошел в состав Польши. Новое польское население в значительной мере состояло из поляков, переселённых из Советского Союза.
    C 1975 по 1998 год Эльблонг был столицей Эльблонгского воеводства.

    Экономика
    Эльблонг является крупным центром тяжёлой промышленности (производство турбин, винтов для судов), пищевой промышленности (пивоваренный завод), туризма (Эльблонгский канал с его знаменитыми шлюзами).
    Самое большое развитие экономики наблюдалось в период с 1 июня 1975 года по 31 декабря 1998 года, когда город был центром Эльблонгского воеводства. В те годы население сильно росло. В настоящее время город имеет статус городского поселения.
    Является важным транспортным узлом. С этим связаны значительные инвестиции: недавно введен в эксплуатацию узел Эльблонг-Восток, значительно сокративший путь из Варшавы и Гданьска в Эльблонг и Калининград (так называемая Берлинка, в настоящее время скоростное шоссе S22 Эльблонг — Гжехотки, до границы с Калининградской областью и погранперехода Гжехотки — Мамоново II, открытое в 2010 году). Это кратчайший путь с запада на восток Европы. Ведётся строительство трассы Эльблонг-Восток — Язово в направлении Гданьска. Благодаря грантам Европейского Союза строятся морской порт, трамвайная сеть и восстановлен Старый город.
    Эльблонг является одним из хорошо сохранившихся в археологическом плане польских городов, поэтому его городской музей имеет ряд уникальных экспонатов (например, средневековый лифт).

    Транспорт
    Железнодорожный вокзал Эльблонга
    Через город пролегает железная дорога Берлин-Калининград, открытая 19 октября 1852 года. В 1897 году началось строительство железной дороги из Эльблонга в Кёнигсберг, проходящей у Вислинского залива. В мае 1899 года начал действовать участок колеи от Эльблонга до Фромборга, а в сентябре того же года — до Бранёва. В это же время в Эльблонге был открыт железнодорожный вокзал.
    Эльблонг имеет железнодорожное сообщение с Гданьском, Слупском, Кошалином, Щецином, Ольштыном (центром воеводства), Белостоком, Мальборком, Берлином (Берлин-Лихтенберг), Сувалками, Калининградом, Варшавой и Катовицами.

    Авиация
    В Эльблонге нет собственного аэропорта, ближайший гражданский аэродром находится в семидесяти километрах от города — в Гданьске (Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы).
    В пределах города с 1915 года существует травяное поле аэродрома, которое в настоящее время используется аэроклубом.

    Водный транспорт
    В Эльблонге расположен морской порт, строительство новых причалов которого обошлось в тридцать миллионов злотых. Помимо грузовой гавани в порту находится пассажирский терминал с пограничным пунктом, рассчитанным на одновременное обслуживание 200 человек и 30 автомобилей.
    В порту Эльблонга, как и в порту Фромборга, проводится оформление судов, следующих через морскую границу в Калининград.
    Особенностью порта является то, что суда, направляющиеся в Балтийское море, проходят через территориальные воды России. Этот режим регулируется специальным контрактом на навигационные права, заключённым между Польшей и Россией.
    Очень важным мероприятием для развития региона будет планируемое строительство морского канала, пересекающего Вислинскую косу около деревни Сковронки (польск. Skowronki — в переводе на рус. Жаворонки) Поморского воеводства Польши. Протяженность канала составит 1,3 километра, глубина — пять метров.
    После завершения строительства морского канала, что ожидается в 2022 году, суда смогут следовать из Эльбонга в Балтийское море и обратно, минуя территориальные воды РФ.

    Городской транспорт
    В Эльблонге действуют 5 трамвайных линий и 21 автобусный маршрут (в том числе шесть пригородных, один сезонный и один ночной — маршрут под номером 100).
    Эльблонгские трамваи являются муниципальной собственностью. Трамвайная сеть действует в городе с 1895 года, являясь второй по времени открытия в Польше (после Вроцлава). В настоящее время трамвайная сеть города состоит из пяти линий, четыре из которых работают ежедневно, а одна — только по будним дням. Общая длина путей — 32 километра. Ширина трамвайной колеи — 1000 мм. В отличие от многих других городов, в Эльблонге планируется расширений трамвайной сети (на 13 километров к 2013 году).

    Интересные факты
    Из Эльбинга происходит Эльбингский словарик — один из памятников помезанского диалекта прусского языка.
    В Эльбинге с 1934 года дислоцировалась 21-я пехотная дивизия вермахта, которая большую часть войны провела осаждая Ленинград (1941—1944).
    Александр Солженицын был арестован во время подготовки советских войск к штурму Эльбинга.
    В Эльблонге создали огромный герб из деревьев и кустарников, видный с высоты птичьего полёта.
    Город упоминается во втором романе дилогии Сергея Лукьяненко «Чистовик».

  • Сообщение: #459067
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:23
    Хранитель

    Крыница-Здруй

    Крыни́ца-Здруй (польск. Krynica-Zdrój; до 31 декабря 2001 года — Крыница) — город в Польше, входит в Малопольское воеводство, Новосонченский повят. Занимает площадь 40,17 км².
    Город входит в состав городско-сельской гмины Крыница-Здруй и исполняет функцию её административного центра.

    Общая характеристика
    Курорт минеральных вод. На территории Крыницы открыто несколько источников различного состава. На территории города работает фабрика по разливу вод «Крыничанка» (Kryniczanka).
    Город известен как место проведения международных экономических форумов (c 1990). В 1995 году в городе был открыт дом-музей художника Никифора Крыницкого.

    История
    В 1912—1914 годах польский геолог Рудольф Зубер нашёл в Малопольском воеводстве в районе города Крыница несколько мощных источников замечательных минеральных вод. На базе открытых им запасов минеральных вод был открыт бальнеологический курорт. Один из источников получил имя своего первооткрывателя — «Вода Зубера».

    В 1920—1930-х годах минеральные воды Крыницы-Здруй считались особо действенными в лечении женского бесплодия. В 1940—1950-х процент излечённых женщин значительно снизился. Специалисты-бальнеологи связывают это с изменением свойств минеральной воды, а местные остряки с упразднением польского военного гарнизона в окрестностях курорта.

    Спорт
    В 1931 году в городе прошёл чемпионат мира по хоккею с шайбой.

  • Сообщение: #459065
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:22
    Хранитель

    Гливице

    Гливи́це (польск. Gliwice, сил. Glywicy, нем. Gleiwitz, Гля́йвиц) — город в Силезском воеводстве на юге Польши. Город на правах повята.

    История
    Первое упоминание — в 1276 году. После Первой мировой войны произошло три силезских восстания (1919—1921) и было проведено три плебисцита. В голосовании 20 марта 1921 население должно было решать, хочет ли оно принадлежать к Польше или Германии. 32 029 избирателей (78,7 % голосов) вотировало за оставление в Германии, 8558 (21,0 %) за переход в Польшу. 113 голосов (0,3 %) были признаны недействительными. Участие в выборах составляло 97,0 %.

    Близ этого города (тогда называвшегося Глайвиц, нем. Gleiwitz, и находившегося на польско-немецкой границе) предположительно германскими спецслужбами в ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 года была осуществлена провокация — захват глайвицской радиостанции группой одетых в польскую военную форму людей; впоследствии это был один из эпизодов, использованных в качестве повода к вторжению войск Вермахта в Польшу.
    В январе 1945 года в городе насчитывалось 55 000 жителей. В марте город попал под польское управление и был переименован в Гливице. 18 марта город был включён в Силезское воеводство. В мае 1945 в городе поселились первые поляки. 6 августа 1945 года польские власти начали официальное изгнание местного населения в Британскую зону оккупации Германии.

  • Сообщение: #459063
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:20
    Хранитель

    Зелёна-Гура

    Зелёна-Гу́ра (польск. Zielona Góra, букв. «Зелёная гора»; нем. Grünberg in Schlesien) — город в Польше, один из двух административных центров Любуского воеводства.

    С 1950 по 1998 год город являлся административным центром Зелёногурского воеводства.
    С 1987 года Амфитеатр Зелёны-Гуры носит имя знаменитой певицы Анны Герман.
    С 2008 года в городе проходит Международный фестиваль русской песни.

    География
    Зелёна-Гура расположена в западной Польше на склоне долины реки Одер там, где река пересекает линию холмов. Эта линия холмов носит название Вал Зелёногурский, она представляет собой памятник природы (имеются следы оледенения).

    Спорт
    В городе базируется футбольный клуб «Лехия». Также в городе есть своя спидвейная команда «Фалубаз», являющаяся чемпионом Польши 2011 года по спидвею, и одноимённая баскетбольная команда, выступающая в Единой лиге ВТБ. В мае—июне 2013 года в городе прошёл чемпионат Европы по снукеру.

  • Сообщение: #459061
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:19
    Хранитель

    Гнезно

    Гне́зно (польск. Gniezno, нем. Gnesen) — город в Польше, входит в Великопольское воеводство, Гнезненский повят. Имеет статус городской гмины. Занимает площадь 49 км². Железнодорожный узел. В городе имеются предприятия швейной, пищевой, кожевенной промышленности.

    История
    Гнезно является одним из старейших городов страны, его возникновение относят к концу VIII века. Археологические раскопки ведутся здесь с 1936 года. Были обнаружены культурные слои VIII—XIII веков с деревянно-земляными укреплениями, срубными домами с печами-каменками, мастерскими и хозяйственными постройками. Получено много материалов по истории культуры, ремесла и торговли древней Польши.
    Около 940 года на горе Леха на месте существовавшего в VIII — IX веках центра отправления языческого культа славянского городища была построена укреплённая резиденция князей из рода Пястов.

    В X веке Гнезно был столицей древнепольского государства, главным центром так называемого Пястовского пути, соединявшего места, связанные с началом образования древнепольского государства. Здесь начался процесс объединения славянских племен, завершенный князем Мешко I — первым исторически достоверным правителем Польши, основателем династии Пястов. Он также ввёл христианство в Польшу; первое польское архиепископство было образовано именно в Гнезно. В то время город являлся крупным ремесленным центром и вёл обширную торговлю с арабским Востоком, поддерживал постоянные торговые сношения с Киевом.
    С 1000 года Гнезно — кафедральный город архиепископства, место коронации (до XIV века) польских королей. В 1000 году в Гнезно состоялась встреча Болеслава Храброго и императора Оттона III, на которой был решён вопрос самостоятельности нового государства и впоследствии принятия Болеславом королевского титула.
    С городом Гнезно тесно связана личность св. Войцеха (Адальберта) — епископа, миссионера и мученика, который является покровителем города.
    С 1793 года Гнезно входил в состав Пруссии (кроме периода 1807—1815, когда принадлежал к Варшавскому герцогству).
    С 1918 город находится в составе Польши.

    Архитектурные памятники
    Готические костёлы — Девы Марии (около 1342—1415); от дороманского костёла X века и романского костёла XI века сохранились керамические плитки пола, до 1038 года, и знаменитые «Гнезненские врата», бронза, около 1170 года; готические, ренессансные и барочные капеллы и надгробия, в том числе надгробие З. Олесьницкого, мрамор, 1495, скульптор Файт Штосс), св. Яна (XIV в., фрески 1340—60); костёл и монастырь францисканцев (XIII в., перестроен в XVII—XVIII вв.).

    Экономика
    В Гнезно насчитывается около пятидесяти крупных предприятий и промышленных предприятий; небольшая группа также являются малыми предприятиями. Основными хозяйствующими субъектами города являются такие предприятия, как: NB Polska – VELUX – производитель фурнитуры и кровельных окон, Panasonic Energy Poland S.A. – крупнейший в Европе и единственный производитель цинковых углеродных батарей в Польше.

  • Сообщение: #459057
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:15
    Хранитель

    Замосць

    За́мосць (польск. Zamość, старая транскрипция Замосьц, укр. Замостя, старые русифицированные формы названия: Замость, Замостье, Замосцье, Замосьце) — город в Люблинском воеводстве Польши, около 240 км юго-восточнее Варшавы и 110 км северо-западнее Львова.
    С 1992 года ренессансный центр города относится ко Всемирному наследию ЮНЕСКО.

    История
    Город основал в 1580 году в эпоху Речи Посполитой великий коронный канцлер и великий гетман Ян Замойский, правая рука короля Стефана Батория, в качестве центра своей наследственной латифундии, или ординации. Строился начиная с 1579 года согласно проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо, придавшего городу стиль итальянской эпохи Возрождения. За это город получил прозвище «Северная Падуя» и стал сильно укрепленным городом Русского воеводства, Холмской земли. В 1594 году Ян Замойский открыл в городе Академию по образцу итальянских университетов, однако в 1774 году академия была обращена австрийским правительством в лицей.
    В 1648 году Богдан Хмельницкий с казаками и татарами безуспешно осаждал Замостье, обороняемое воеводою Людвигом Вейгером. В 1656 году крепость эта снова выдержала осаду со стороны войск шведского короля Карла X; в 1705 году Иван Мазепа с 35 тыс. казаков и русских подступил к Замостью, но только после 5-недельных переговоров был впущен в город.
    В 1772 году по первому разделу Польши перешло к Австрии. В 1809 году Юзеф Понятовский взял Замостье штурмом. Наполеоном в 1809 году присоединено к герцогству Варшавскому. В 1813 году крепость в продолжение почти года выдерживала осаду русских войск генерала Рота, после чего гарнизон (3—4 тысячи поляков) под начальством M. Гауке сдался на капитуляцию. До 1820 года Замостье состояло в майоратном владении польского рода Замойских, положивших и основание ему.

    В Российской империи Замостье с 1818 принадлежало к важнейшим крепостям Царства Польского, затем стало уездным городом Люблинской губернии. Подземелья крепости использовались для содержания политических заключенных. Комендант крепости Ю. Хуртиг стал широко известен в Польше своими садистскими методами обращения с ними. Во время польского восстания 1830—1831 гг. Замостье было опорным пунктом для отряда Дверницкого и осталось последней точкой сопротивления.
    В 1866 году крепость была упразднена как устаревшая по приказу царя Александра II.
    В 1871 году в Замостье родилась Роза Люксембург.
    На 1913 год: 12400 жителей, больница, библиотека, 2 средних и 3 низших учебных заведения, 4 крестьянских училища, годовой бюджет 17 тысяч рублей. Производство гнутой мебели. В уезде функционировали конские заводы графа Замойского.
    29—31 августа 1920 года в Замостье столкнулись в битве шестая дивизия сечевых стрельцов УНР и первая конная армия Будёного. В результате битвы армия Будёного вынуждена была отступить в сторону Владимира-Волынского.
    Во время Второй мировой войны и немецкой оккупации в городе проводились многочисленные выселения и уничтожение населения (особенно еврейского, составлявшего в предвоенные годы до половины жителей города) с целью последующей «германизации» Замостья; предполагалось его дальнейшее переименование в Гиммлерштадт.
    В 1975—1998 гг. город был центром Замойского воеводства.

  • Сообщение: #459055
    Heavy Metal » 28 Фев 2019, 00:13
    Хранитель

    Освенцим

    Осве́нцим (польск. Oświęcim, А́ушвиц, нем. Auschwitz) — город в Польше, входит в Малопольское воеводство. Находится в 60 километрах от города Кракова, расположен на территории Освенцимской гмины Освенцимского повята. Всемирно известен благодаря одноимённому концентрационному лагерю, располагавшемуся в нём во время Второй мировой войны, когда Польша находилась под контролем нацистской Германии.
    Город расположен при впадении реки Солы в Вислу. По количеству жителей он занимает четвёртое место в Малопольском воеводстве.
    В 1975—1998 годах город принадлежал Бельско-Бяльскому воеводству.
    Освенцим лежит в центре Освенцимской Котловины, между Карпатским погорьем и Силезскими горами. С близлежащими регионами — Малопольским, Верхней Силезией и Тешинской Силезией — город имеет удобное автомобильное, железнодорожное и водное сообщение.

    Символика города
    Герб Освенцима — исторический герб города описывается так: в лазоревом поле серебряная башня о пяти зубцах с червёной крышей; по сторонам от башни половины золотых орлов.
    Флаг Освенцима — флаг города выполнен в виде прямоугольного полотнища из ткани голубого цвета, с соотношением сторон 5:8. Посередине флага расположен герб Освенцима без рамки. Высота герба равняется половине длины короткой стороны флага.
    Эмблема Освенцима — в 2002 году, руководство города приняло решение о создании эмблемы города, которая должна была иметь логотип «Miasto Oświęcim» (Город Освенцим) и графический символ. Однако созданная эмблема получила логотип «Oświęcim — Miasto Pokoju» (Освенцим — Город Мира) и графический знак, изображающий взлетающую птицу — белого голубя (символ мира). На заднем плане изображены две человеческие фигуры, символизирующие единство рас.

    История
    Город имеет почти 800-летнюю историю и является одним из старейших городов в Польше. Впервые он упоминается в 1179 году как отдалённое от Кракова поселение. В 1241 году он был полностью разрушен во время монголо-татарского нашествия. В 1272 году вновь восстановленный Освенцим получает статус города.
    В конце XIII века в городе поселились первые немцы, а в начале XVI века — евреи. На протяжении столетий город менял свою политическую принадлежность. В 1348 году город стал частью Священной Римской империи. В этот период немецкий язык начал преобладать над польским.
    В 1655 году город вновь был разрушен шведами. В результате «Шведского потопа» город полностью утратил свою значимость, а в 1772 году присоединился к Австрии.
    После окончания Первой мировой войны в 1918 году город вновь стал территорией Польши. Перед началом Второй мировой войны в городе насчитывалось около 8 000 евреев.

    Вторая мировая война
    4 сентября 1939 года город был оккупирован войсками германского вермахта, затем указом А. Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха.
    Во времена Второй мировой войны в городе находился германский концентрационный лагерь, состоящий из трёх комплексов, который стал местом самого массового убийства за всю историю человечества. Из общего числа жертв этого лагеря 90 % составили евреи.
    Лагерь Аушвиц занимал территорию в 4 675 гектаров, на которой находились 40 лагерей. В шестистах двадцати бараках лагерей Аушвица содержалось постоянно от 180 000 до 250 000 заключённых. Над входом в лагерь Аушвиц I висел лозунг: «Arbeit macht frei» («Труд освобождает»).
    Первые узники появились в Аушвице в 1940 году. Из прибывших тогда в лагерь 728 жителей Кракова не выжил никто. 3 сентября 1941 года в лагерь Аушвиц I были доставлены 600 советских военнопленных, которые были умерщвлены вместе с польскими узниками (250 человек) в подземных камерах блока № 11 (блок «Смерти») с помощью пестицида «Циклона Б». Это был первый нацистский эксперимент по массовому уничтожению людей «Циклоном Б».

    Массовое уничтожение узников в газовых камерах концлагеря Аушвиц II (был построен на месте польской деревни Бжезинка, немецкое название Биркенау) началось с весны 1942 года. В лагерь на смерть эшелонами привозили сотни тысяч евреев с территорий европейских стран и Советского Союза, оккупированных Германией. Всего, по современным оценкам, в концлагере Аушвиц погибло от 1 000 000 до 1 500 000 человек, среди которых — более 1 100 000 евреев, 150 000 поляков, 20 000 цыган, десятки тысяч русских. Во время наступления советских войск 18 января 1945 года 58 000 трудоспособных узников были угнаны в Германию. Большинство из них погибли в лагерях Заксенхаузен, Берген-Бельзен и других.

    Освобождение города
    27 января 1945 года, около 3 часов дня, 100-я стрелковая дивизия генерала Ф. М. Красавина освободила Аушвиц и Биркенау. Первым и в город, и в лагерь ворвался штурмовой отряд 106-го стрелкового корпуса под командованием майора Анатолия Шапиро. Это его отряд разминировал подступы к лагерю, после чего майор лично открыл ворота лагеря Аушвиц I и участвовал в подавлении сопротивления СС.

    Послевоенное время
    В освобождённом лагере НКВД создал место для содержания немецких военнопленных. Лагерь функционировал до осени 1945 года, а второй из них, заложенный в здании бывшего лагеря Аушвиц II, — до весны 1946 года. В лагерях находилось около 15 000 человек, комендантом был советский полковник Маслобоев.
    Кроме того, в городе функционировало Министерство общественной безопасности, главное здание которого находилось недалеко от железнодорожной станции «Освенцим». В зданиях бывшего лагеря министерство содержало заключённых, подозреваемых в связях с НСДАП, Гитлерюгендом и СНД. Лагерь был закрыт в марте 1946 года.
    В 1947 году концентрационный лагерь был переоборудован в музей, а в 1979 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно музей посещает около одного миллиона туристов со всего мира.
    После войны в городе были построены новые микрорайоны и здания, основным видом деятельности стала химическая промышленность.
    В 1952 году был создан Освенцимский повят, который после проведения административной реформы стал частью Бельского воеводства. В 1979 году была учреждена должность мэра города, а в 1999 году в результате новой административной реформы город вошёл в состав Малопольского воеводства
    28 мая 2006 года город посетил Папа Римский Бенедикт XVI.

    История евреев в Освенциме
    Первые евреи прибыли в Освенцим в середине XVI века, и в 1563 году был издан указ, регулирующий количество евреев в городе. В 1588 году в Освенциме имелась синагога и еврейское кладбище. В 1666 году евреям в городе принадлежало 20 зданий. Во второй половине XIX века начался значительный приток хасидов. В 1765 году в городе проживало 133 еврея, в 1910 году — около 3 000, а в 1921 — 4 950 человек (40 % от числа жителей).
    Во время Второй мировой войны евреи Освенцима были заключены в гетто в городах Хшанув, Бендзин и Сосновец, позже нацисты переместили их в концентрационный лагерь и практически всех убили.
    После войны некоторые евреи вернулись в Освенцим. В 1946 году в городе жило 186 евреев, но до 1955 года все евреи эмигрировали. В 1962 году в город вернулся Шимон Клугер (Szymon Kluger), умерший 26 мая 2000 года и похороненный на местном еврейском кладбище. Он стал последним евреем, жившим в Освенциме.

    Топонимика названия
    Освенцим является польским названием с 800-летней историей. Название города имеет славянское происхождение. Из сохранившихся источников, название Освенцим присутствует на разных языках, польском, чешском, немецком и латинском, например: (Ospenchin (1217), Osvencin (1280), Hospencin (1283), Osswetem (1290), Uspencin (1297), Oswentim (1302), Wswencim (1304), Auswintzen (1312), Oswiecim (1314), Oswencin (1327), Auswieczin (1372), Awswiczin (1372), Uswiczin (1400).
    Встречаются также и другие названия: Ossvancin, Osvencim, Osvenczyn, Osvacim, Osswanczyn, Ossvijancin, Osswancin, Oswęcim, иногда Ossvencim. На латинском языке, название записывалось как: Osswencimen или Osviecimensis.
    Освенцим был важным торговым центром, немецкие купцы и поселенцы дали ему своё название — Auswintz, которое впервые встречается в документах XIV века. А уже в XV веке, название Auswintz стало появляться в немецких географических картах, словарях и книгах. После входа города в состав Третьего рейха, оккупанты меняют польское название Oświęcim на немецкое Auswitz. Сразу после освобождения города войсками Красной Армии (27 января 1945 года), городу было возвращено его прежнее название.

  • Загрузить еще