Сообщение: #277484
Ольга Княгиня » 11 Дек 2017, 18:54
Хранитель

Другой взгляд на воспитание. Практическое руководство. Максим Бодиков

– это еще и самостоятельность.

Вообще самостоятельность и ответственность – это два очень близких по своей сути качества. Если ответственность – это признание того, что отвечаешь не только за свои поступки и свои решения, но и за их последствия, то самостоятельность – это решимость самому принимать решения и совершать поступки, без оглядок на других, а также умение нести ответственность за все это.

Как это ни странно, но самостоятельность, как качество взрослого человека, изживает себя. Очень небольшой процент людей обладают этим качеством.

Хотя, возможно, что самостоятельные люди, в силу своей самостоятельности, за помощью к психологам не обращаются, и именно поэтому мне чаще приходится встречаться с людьми несамостоятельными.

Что ж, если вы относите себя к человеку самостоятельному, то вам будет интересно почитать, как развить это качество в собственных детях. Поскольку обычно у очень самостоятельных родителей крайне не самостоятельные дети. Если вам не хватает самостоятельности, я расскажу, что это такое и как ее развивать в себе и в других.

Самостоятельность – это умение принимать решения самому. Как и многим умениям, ему учат родители. Хорошие родители учат этому умению постепенно, давая уверенность ребенку в том, что быть самостоятельным – хорошо.

Однако то, насколько самостоятельным будет ребенок, зависит от того, насколько уверенный у него родитель. Уверенность родителей распространяется как на самого родителя, так и на ребенка.

Уверенность, как качество, может быть уверенностью в себе и уверенностью в своих детях. И в том и в другом случае она основывается на доверии к жизни. Когда человек доверяет жизни, он идет по ней расслабленно, не ожидая подвохов и ударов из-за угла.

Если человек уверен в жизни, то он, скорее всего, уверен и в себе. Но иногда уверенность в себе формируется как противовес неуверенности человека в завтрашнем дне.

Уверенность в себе может формироваться как защита от угроз внешнего мира, типа: "мир жесток и опасен, но я все равно добьюсь своего, это в моих силах". Обычно у уверенных в себе, самостоятельных людей, которые не доверяют жизни, вырастают крайне несамостоятельные дети. Их родители это видят, но причин, по которым их дети такие, какие есть, они не замечают.

Как-то в наш центр обратилась девушка Катя, ей было около 25 лет и вопрос, который ее мучил, заключался в том, что она не могла определиться с тем, следует ей разводиться или нет.

Казалось бы, решение по таким вопросам человек должен принимать самостоятельно. Но у Кати осознанного желания развода не было: были какие-то претензии к мужу, но они были не настолько серьезными, чтобы разводиться. Мысль о разводе принадлежала Катиной маме.

Консультацию мы проводили вместе с женой, мы вообще предпочитаем работать с семейными парами и по вопросам взаимоотношений между супругами вместе. Катя говорила, что ей не нравятся какие-то аспекты в поведении мужа, не нравится то, что он несамостоятельный и то, что во всем их семье помогают родители Кати.

Особенно сильно помощь родителей ощущалась в финансовом плане, и это вызывало недовольство самих же родителей. Мы посоветовали Кате, чтобы она поговорила с родителями о том, что если они не хотят оказывать помощь семье своей дочери, то делать этого им не следует. Мы предложили следующий раз прийти на консультацию вместе с мужем.

Но до того, как мы увидели мужа, нам пришлось познакомиться с ее мамой. На следующий день после разговора с Екатериной позвонила ее мама и сказала, что ее дочь передала ей, что мы хотим с ней встретиться. На самом деле мы не хотели, но если женщина сама проявляла такое желание, то почему нет? Тем более что в семейном конфликте родственники Катерины были задействованы самым непосредственным образом.

Буквально с порога мама Кати заявила, что ждет от нас того, что мы повлияем на решение ее дочери о разводе. Поскольку маминых советов она не слушалась, то вся надежда на то, что ее все же удастся уговорить развестись лежала на нас.

Мама Кати, Елена Николаевна, представляла собой типичный пример женщины – управленца в возрасте за 50: волевая, решительная, уверенная в себе, привыкшая все держать под контролем.

Под контролем у нее оказалась и сама Катя, и вся ее семейная жизнь.

С самого детства мама сама решала, куда Катя будет ходить, чем она будет заниматься, с кем ей нужно дружить. Также мама решила, где Катя будет учиться и кем станет, когда вырастет. Казалось, что вся Катина жизнь для мамы была распланирована и понятна. Но тут случилось непредвиденное. Катя влюбилась. И влюбилась Катя не в запланированного мамой юношу, а в какого-то абсолютного шалопая, у которого всегда много идей и нет четко проработанного плана относительно того, что и как будет дальше.

– И он, такой же несамостоятельный, как и моя дочь! – возмущалась Елена Николаевна, описывая своего зятя. – Нам с мужем приходится все делать за них! Он же ничего сам не может!!!

При более детальном разговоре стало понятно, что Катин муж был не таким уж и несамостоятельным. Он просто не отказывался от той помощи со стороны родителей жены, которую они предлагали сами. Своим контролем и желанием делать все самой Елена Николаевна просто не давала своей уже взрослой дочери, а затем и ее мужу, принимать решения самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.

Нам удалось убедить эту женщину в том, что если она перестанет помогать семье своей дочери материально, то все необходимые решения Катя будет в силах принять сама. Иначе, полагаясь на маму, она и в неудаче своих отношений обвинит ее же.

С самой Еленой Николаевной работать нам пришлось достаточно жестко, но это дало свой эффект. Она пришла к выводу, что несамостоятельность и неуверенность в себе у ее дочери – качества наученные. И научила им именно "заботливая" и все контролирующая мама. Мама, которая хотела как лучше, а получилось – как получилось.

Самостоятельности, в отличие от многих других качеств и свойств личности, невозможно научить на личном примере. Мол, смотри какой я самостоятельный и делай так же. Чтобы ребенок вырос самостоятельным, ему необходимо дать свободу что-то делать самому, самому принимать решения. Сначала маленькие решения, которые касаются ребенка, затем – все более и более серьезные. Начинать можно уже с первых дней жизни, с того, чтобы позволить ребенку решать, когда он будет кушать, и сколько он будет съедать.

С наиболее ярким примером того, как научить или как следует учить ребенка самостоятельности, я столкнулся, когда ко мне на прием пришла Антонина.

Антонине было около пятидесяти, и первоначальная ее проблема звучала так: "Я плохая мать, моя дочь ничего не умеет. Что мне с этим делать?".

Как выяснилось, дочь у Антонины была уже взрослой девушкой и несколько месяцев жила с молодым человеком у него в квартире. Антонина очень боялась, что ее дочь абсолютно не приспособлена к самостоятельно жизни, ничего не умеет делать по хозяйству.

– А как вы узнали, что она ничего не умеет делать? – спросил я. – Вам об этом ее молодой человек рассказал, его мама, дочь, может быть поделилась?

– Нет, но она же дома ничего не делала…

Насколько дочь Антонины ничего не делала дома, мне судить было сложно. Но, сама Антонина призналась, что всегда считала свою дочку "еще маленькой" и поэтому просто ничего не давала ей делать. А если она проявляла инициативу самостоятельно (а она ее все-таки проявляла), то тут же начинала критиковать, что что-то сделано не так, как нужно и принималась все доделывать сама.

– Она у вас ничего не может сама, потому что вы не даете места для ее самостоятельности. Вашего присутствия в ее жизни слишком много. То, что вы не давали ей что-то делать, вовсе не значит, что она этого делать не умеет. Вы плохая мать не потому, что ваша дочь плохая хозяйка, а потому, что вы не давали ей в свое время учиться самостоятельности. Дайте ей это хотя бы сейчас, вот увидите – все будет нормально.

После нескольких встреч, Антонина сказала, что дочь и ее молодой человек решили пожениться. Видимо, его устраивало то, какая его девушка хозяйка.

НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН

Ответственность родителя при воспитании детей лежит не в плоскости «я все сделаю, и тебе будет хорошо». Как бы вы ни старались, невозможно на всю жизнь создать ребенку такие условия для существования, в которых ему будет хорошо и комфортно. Задача родителей – научить ребенка тому, как ему самостоятельно создать себе необходимые условия для счастливой жизни.

Вместо того, чтобы каждый день приносить голодающему рыбу, можно дать ему в руки удочку и научить ловить рыбу самому. От этого будет значительно больше пользы.

Мой отец достаточно своеобразно реагировал на мои просьбы о чем-либо. Когда я приходил и говорил: "папа, хочу велосипед", он отвечал: "заработай и купи". Возможно, что в представлении многих, не так должен вести себя хороший отец. Я встречал и продолжаю встречать много людей, которые считают, что родители должны обеспечить своих детей всем самым лучшим. Не скажу, что я с этим не согласен. Я тоже хочу, чтобы у моих детей было все самое-самое. Но это – далеко не главное. Как разобраться, где грань между заботливым обеспечением своего ребенка и тем, что называется потакание капризам?

В представлении многих "заработай и купи" сродни "отвали и не мешай". И если бы не отношение, то я бы с ними согласился. Во всяком случае, из уст моей старшей сестры, которая переняла эту фразу у отца, звучало именно как "отвали и не мешай". Но у отца было другое отношение.

Он мне всегда объяснял, что когда чего-то хочет другой человек, пусть он даже собственный ребенок, то это – все равно желание другого человека. А почему один человек должен выполнять желания другого, если сам этого не хочет? Ведь: "НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН".

"Я могу тебя научить, как добиться того, что ты хочешь" – говорил мне мой отец, – «и это – единственное, что ты в праве от меня требовать. Все остальное, то, чего ты хочешь – это твое хотение и твоя забота. Если ты действительно чего-то хочешь – добивайся».

В этом было отношение и оно очень далеко от отношения "отвали и не мешай". С таким же отношением происходило все, что касалось каких-то навыков. Хочешь что-то сделать – бери и делай. И не было никаких высказываний типа: "он еще маленький", "давай я сам", "у тебя не получится", "нужно было не так, а как-то по-другому".

Класть плитку, например, меня научил мой отец. И это было не так: "Сын, пойдем, я буду учить тебя, как нужно

134525

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.