Сообщение: #385691
Heavy Metal » 13 Сен 2018, 00:29
Хранитель

Андижан

Андижан (узб. Andijon, Андижон) — город в Узбекистане, административный центр Андижанской области, а также её экономический и культурный центр. Находится в юго-западной части Ферганской долины рядом с узбеко-киргизской границей.
Один из древнейших городов Ферганской долины. В некоторых частях города были найдены археологические объекты датированные VII и VIII веками н.э. Исторически, Андижан занимал важное место на Великом Шёлковом Пути. Город больше всего известен как место рождения Бабура, установившем в Индии Империю Великих Моголов.
Андижан является важным индустриальным городом страны. Промышленные товары, производимые в городе, включают химикаты, бытовую технику, электронику, продукты питания, мебель, плуги, насосы, обувь, запчасти для сельскохозяйственных машин, различные инженерные инструменты и инвалидные коляски.

География, климат
Климат Андижана субтропический внутриконтинентальный. Расположен он в восточной части Ферганской долины на высоте 490 м над уровнем моря, на древних отложениях реки Андижансай, в 260 км к юго-востоку от Ташкента (360 км по дороге), в 40 км к северо-западу от Оша. Плодородные почвы, обилие тепла и света, длительный безморозный период (около 210 дней в году) благоприятствуют выращиванию в окрестностях города теплолюбивых культур — хлопчатника, шелковицы, цитрусовых и других субтропических культур. Андижан окружен предгорьями Памира и Тянь-Шаня, которые в летний период покрыты снежными вершинами, а в низовьях окутаны лесными рощами грецкого ореха и хвойными лесами. Зима обычно мягкая, короткая, ветры слабее, чем в западных частях долины: в среднем 5 метров в секунду, а среднегодовое количество осадков составляет 232 мм в год. Лето менее жаркое, сравнительно, чем в Средней Азии.

Растительность Андижана разнообразна и богата, сам город украшают экзотические, декоративные, субтропические, фруктовые, цитрусовые, ореховые, хвойные и лиственные культуры деревьев и кустарников, широко развито цветоводство и растениеводство. В городе в лесном питомнике имени Шнайдера и ботаническом саду «Арборетум» на протяжении ста лет произрастали растения собранные со всех мировых континентов и растения включённые в Красную книгу Узбекистана и СССР. В годы Независимости Узбекистана, большое значение стало придаваться высадке экзотических и субтропических культур, на смену круглогодично сорящей «Чинаре», которая выделяет углекислый газ и поглощает кислород а не наоборот как все растения, на городских улицах, площадях, аллеях и возле административных зданий стали высаживать экзотические пальмовые деревья различных сортов: финиковые, масличные, трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunei), сабаль пальмовидный; декоративные деревья: японскую сафору, желтую и красную сакуру, церцис, белую и розовую акацию, тутовую шелковицу белую и черную, маклюру «адамово яблоко» (плоды похожие на большие апельсины, только зеленого цвета и несъедобны); лиственные деревья: рожковое дерево, тюльпановое дерево, карельскую березу, граб обыкновенный, ясень, канадский клён, черный тучный тополь, плакучие ивы, липу, ольху, вяз, карагач и многие другие. Хвойные породы на протяжении многих десятилетий хорошо приживались в Андижане, а за последние 25 лет хвойные и пихтовые деревья стали очень популярны в городе, особенно ель обыкновенная и голубая, арча, можжевельник, пихта, кипарис, сосна, кедр. Также в Андижане сейчас высаживаются каштаны и грецкие орехи, во дворах растет миндаль, фисташки, хурма, джида, унаби, гранатовые деревья, винное дерево (инжир желтый и черный), лавр и различные фруктовые деревья. За последние годы в городе Андижане и пригородах появилось много лимонариев и стали выращивать киви. Пригороды Андижана особенно предгорья богаты пихтовыми, арчёвыми лесами, облепиховыми рощами, на востоке области лесами грецкого ореха. Природа «не отдыхала», когда создавала в этом благодатном крае красивые уголки, включая субтропические альпийские луга высоких нагорий, холмы и адыры в весеннее время приобретают красный окрас от дикорастущих маков и тюльпанов.

Религия
Большая часть населения — мусульмане суннитского толка.
В городе действует Храм Всех Святых и Часовня Святого Георгия Победоносца, также в разные годы существовали: Храм Святого Николая Чудотворца на ул. Пушкина и Храм Святого Сергия Радонежского на ул. Независимости (бывш. сквер Ленина)
В 1933—1935 годах в Андижане жил священноисповедник, будущий архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), работавший здесь заведующим отделения в Андижанской городской больнице. С 1937 по 1941 год в городе Андижане в административной высылке тогда ещё иеромонах, находился будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен (Патриарх Московский) — глава Русской Православной Церкви в 1971—1990 годах.

История
Древность
Андижан — один из древнейших городов Мира (основан в VI—IV веке до н.э), археологи недавно установили, что территория современного города населена более 2500 лет.
В письменных источниках стал известен с IX века под названием Андукан, с XV века — Андиган упоминается как столица феодального государства, В XVI века — Андижан в летописях З.Бабура (основателя Империи Великих Моголов, родился в 1483 году в Андижане), написано: «в Андижане в столице области Ферганы трое ворот, больше размером Арк, чем в Андижане, есть только в Кеша и Самарканде». Также в упоминания об Андижане в «Бабур-Наме» отражено: «Не человек достойный чести, тот кто не видел Андижан, кто в странствиях небесных не вспоминает Андижан».

Этимологическое трактование происхождения названия города Андижана богато и насчитывает не одну народную легенду:
Возникновение города связано с именем туранской принцессы Адинажан, дочери Афросиаба, легендарного правителя древнего Турана. В поисках возможностей исцеления тяжело больная принцесса прибыла в одну из горных долин предгорья Тахти Сулейман, где ей удалось преодолеть свои тяжкие хронические недуги. В честь ее исцеления Афросиаб построил для принцессы в этой чудотворной долине с диковинной природой замок и заложил там обширный сад. С тех пор эта местность, расположенная в низовьях горной речки Ошсай, стала называться Адинаджан, а город, воздвигнутый там впоследствии, был превращен Афросиабом в столицу его величественного Турана.
Возникновение топонима непосредственно связано с тюркоязычными народами «адок», «азок» и «анди». Народная молва гласит, что в древности эти края были заселены племенем Анди, то есть индусами, и поэтому местность стала называться «Андукан», или «Пристанище индусов».
Название города связано с именем так называемого «первооткрывателя» края, заложившего фундамент будущего города. Звали его Анди. Так, в честь древнего строителя-архитектора город и получил название «Андижан».
Русский историк В. П. Наливкин полагает, что топоним «Андиган» появился благодаря названию тюркского племени Анди. Дело в том, что до некоторого времени жители соседних регионов часто называли андижанских узбеков именем Анди, причем утверждали, что они, Анди, одного происхождения с теми тюрками, которые проживали в городах Средней Азии.
По мнению В. В. Бартольда, Андижан был основан монгольскими ханами в конце XIII века, куда были переведены тюрки из разных племен и родов, и в конце XV в. Андижан считался в Фергане тюркским городом по преимуществу, если монголам было присуще уничтожать и разрушать, то город Андижан наоборот они отстроили и преобразили.
В южной части Каспийского моря существовал государство Андиа. 2) Анди место встречи и курултаев тюркских племен для решения дружественных и важных вопросов (словосочетание Куда-Анда вольный перевод «сваты-побратимы»).
Топоним «Андикан» может означать «населенный пункт, расположенный на берегу реки», то есть блаженный «Набережный город» (при описаниях Андижана З. Бабур делал акцент, что река Андижана (приток Карадарьи), пройдя через предместья долины, втекает в Андижан по девяти каналам, и что удивительно, она потом не выходит ни в одном месте).
В VI веке до н. э. к моменту завоевания Ахеменидскими войсками Центральной Азии, Андижан смог сохранить независимость, что послужило возникновению государства Давань со столицей в городе Эрши (пригород Андижана), начало периода смены бронзового орудия труда на железное, развитие земледелия с искусственным орошением, скотоводством, в том числе разведение «небесных лошадей», которые послужили началом военного конфликта между государством Давань с Китайской империей (где Китай проиграл).

Древний Андуган располагался на пересечении караванных дорог Великого Шелкового пути.
во II—IV веке до н. э. происходило развитие гончарной культуры государства Давань.
в I—III веке н. э. зародилась «Эйлатанская культура», развивались искусства и рост города.
в V веке н. э. в район Андижана откочевали тюркоязычных племена, происходил процесс тюркизации коренного населения.
в VII—VIII веке н. э. произошло вторжение арабов на территорию Андижана, что положило начало исламизации населения.
в IX веке распался Арабский халифат, Андижана вошёл в состав государства Саманидов и превратился в одним из главных центров Ферганской долины.
в X веке Андижан вошёл в состав Караханидского государства,
в XI веке Андижан вошёл в состав Джигатайского государства, управляемого Чингизидами.
в XIV веке Андижан вошёл в состав государства Тимуридов, развивались наука, искусство, архитектура.
в XV веке Андижан вошёл в состав государства Шейбанидов.
в XVI—XIX веках эпоха правления Кокандского ханства.

В составе Российской империи
в октябре 1875 года — Андижан был занят войсками генерала А.Троцкого.
в январе 1876 года — Андижан был занят войсками генерала М. Скобелева и вошёл в состав Российской империи (см. С.Азиатские владения Российской империи).

Переселенческое движение в Андижанский регион
В 1893—1898 годах в Андижанском уезде, в отличие от остального Туркестана, официально стали выделять земли для переселенцев из европейской части Российской империи, ранее неофициальных переселенцев в Туркестан возвращали обратно домой, что было связано с высокой плотностью коренного населения и отсутствием свободных земель. Переселенцы в Андижанский уезд приезжали из различных губерний Украины и юга России: Харьковской, Киевской, Полтавской, Области Войска Донского, Екатеринославской, Саратовской, Самарской, Воронежской, Тульской, Астраханской, Курской, Ставропольской, Оренбургской, из Сибири, северной России, с Кавказа. Национальный состав их был довольно однороден. Это были преимущественно русские, украинцы и белорусы, так как, по «Положению об управлении Туркестанского края», к переселению допускались лишь «русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей».

Совместное ведение хозяйства и обмен опытом
Почти все русско-украинские посёлки Туркестана были устроены в северных, северо-восточных и восточных предгорьях Андижанского уезда: Базаркурганская, Мингтюбинская, Джалалабадская, Кугартская, Узгенская, Яссынская, Барышская волости Андижанского уезда, ещё в небольшом количестве переселенцев размещали в двух волостях — Манякской и Курбашской — Ошского уезда, в которых сельскохозяйственные условия приближались к привычным для русского и украинского крестьянина, здесь можно было обходиться без искусственного орошения. Большое количество земель было выделено только в пригороде Андижана и образовано Русское Село (280 дворов просуществовало до 1974 года), п. Московский и Покровское, в этих селах стали впервые в больших объемах выращивать зерновые культуры, которые в последующем обеспечивали пшеницей и зерновыми большую часть жителей долины, также местное население выучилось у русских приемам улучшенной обработки почвы, что содействовало увеличению урожая, научилось уходу за скотом в зимнее время, пчеловодству. С приходом русских у местного населения большим спросом стала пользоваться русская коса, а это привело к тому, что стали запасать на зиму сено. Даже сарты косили ею люцерн. Местные крестьяне начали пользоваться и лемешным плугом вместо омача, и каменным катком для молотьбы, и русскими веялками. В Андижанском уезде и далее в Туркестане появились такие культуры, как картофель, белокочанная и цветная капуста, помидоры, сахарная свекла, овес. Была сделана попытка ввести тонкорунное овцеводство, в частности в Андижанском уезде К. В. Соловьевым — пионером русского фабричного дела в Туркестане. В близи Андижана в Зеленске (сейчас г. Ассака) местным населением был впервые построен шлюз — ирригационное сооружение по европейскому образцу «из жженого кирпича, на цементе, с бетонным фундаментом и с железными щитами». В целом русские делились с местными, что умели сами, и также шел обратный процесс, русские сами учились у местных жителей орошению, особенностям местного садоводства, виноградарству.

Интегрирование и взаимоуважение между местным населением и переселенцами
Передовые, прогрессивно настроенные интеллигенты и рабочие из европейцев почти всегда выучивались местным языкам. И это было связано не только и не столько с потребностями, возникающими у малых этнических групп в инонациональной среде (ведь они были представителями господствующего в данный момент этноса), сколько с тем глубоким уважением, которое испытывали они к коренному народу, к его культуре, истории. А такое отношение не могло не сказаться на росте самоуважения у местных народов края, что способствовало появлению первых ростков дружбы между ними и русскими, украинцами, белорусами и другими переселенцами из внутренних губерний России.

Андижанское восстание
в мае 1898 году года в Андижане произошел мятеж вошедший в историю как Андижанское восстание, направленное против Императорских властей. Попытка восстановить независимость Коканда была предпринята ишаном, больше кого бы то ни было другого пострадавшим от новой власти. Ишан собирался восстановить Кокандское ханство, став его полновластным правителем, которому были бы нужны доходы от торговли и вакуфных земель, покорные подданные; русские же поколебали традиционные устои мусульманского общества. Следствие также установило, что ближайшими помощниками ишана были немолодые люди, служившие ещё при кокандском хане — именно они вели агитацию в пользу ишана и вербовали «воинов ислама». 17 мая 1898 в Андижане свыше 1500 человек совершили нападение на русский военный гарнизон. Во главе восстания стоял пользовавшийся огромной популярностью местный религиозный вождь ишан Магомед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр-оглы (сокращённо —Мадали. Уже через день Дукчи-ишан был арестован, один за другим были пойманы и его ближайшие соратники. Из 2000 участников мятежа было арестовано 777 человек. Известия о провале восстания быстро облетели округу и удержали от выступления тех, кто только собирался атаковать русских. Сторонники ишана всё же убили лесничего и ограбили лагерь казаков, несмотря на арест главы мятежа — этим и закончилась попытка «освободиться от неверных». В итоге Андижанское восстание заставило власти Русского Туркестана прийти к пониманию необходимости лучше узнать настроения и помыслы местного населения (узбеки или сарты) .

Открытие Самарканд-Андижанской железной дороги
в мае 1899 году в Андижане открылась Самарканд-Андижанская железная дорога, первая линия соединила станцию «Урсатьевскую» с Андижаном 1, открыты были железнодорожные станции «Федченко» (Кува), «Серово» (Коканд), «Горчаково» (Маргилан), «Ассака» (Зеленск), «Ванновская» и другие. в 1905 году открыта вторая линия «Черняево» — Андижан 2, в 1913—1916 году железную дорогу дотянули до окраины Андижанского уезда города Джалал-Абад. В дальнейшем Самарканд-Андижанская железная дорога и Каспийская железная дорога были переименованы в Средне-Азиатскую ж/д. После строительства железной дороги, города Ферганской долины и окресности стали развиваться и расти быстрыми темпами, началось строительство крупных заводов, фабрик, увеличилась добыча полезных ископаемых, переработанная хлопкоочистительная продукция в больших объемах стала продаваться и вывозиться в другие регионы.

Строительство городов и пригородных поселений
Строительство новых европейских городских кварталов Андижана (новый город), Зеленска (вблизи ст. Ассаки), посёлок Русское Село (южнее Андижана), посёлок Московский (западнее Андижана), посёлок Покровское (восточнее Андижана), посёлок Богородское (северо-восток Андижана), посёлок Тополино (восток Андижана).

Андижанское землетрясение
В 1902 году в Андижане произошло крупнейшее в истории Ферганской долины землетрясение, погибло более четырех тысяч человек. В Андижанском уезде и частично в Маргиланском уезде было разрушено около сорока тысяч строений. Землетрясение было такой силы, что люди не могли удерживаться на ногах. После землетрясения Андижан также лишился древних архитектурных памятников и сооружений с многовековой историей, уцелели только казенные и жилые постройки в новой части города из жженного кирпича: здание железнодорожного вокзала Андижан I, городское собрание Офицеров, Храмы Святого Сергея Радонежского и Храм Святого Николая Чудотворца, Часовня Святого Георгия Победоносца на Садовом кладбище, в старом городе Андижана сохранился и не был разрушен землетрясением 600 летний (на то время) самый высокий в Ферганской долине 32 метровый Минарет XIII века Главной Пятничной Мечети Андижана, уцелела и сама главная Мечеть города не разрушилось и самое большое в Ферганской долине Медресе «Джами», которое в настоящее время является самым красивым архитектурным сооружением Андижана и всего мемориального исторического комплекса «Джами».

Советский период
При национально-территориальном размежевании в Средней Азии Андижан вошёл в состав Узбекской ССР став административным центром одноимённой Андижанской области. В Советский период Андижан являлся крупным городом СССР, в котором функционировало более 50 учебных заведений (университеты, институты, техникумы, училища) и по праву был «кузницей кадров» всей Ферганской долины, основная часть населения Андижанской, Ферганской, Наманганской, Ошской, Джалал-Абадской и Ленинабадской области обучалась в Андижане, также не мало важно отметить, что в городе Андижане работало около 100 промышленных предприятий (заводы, фабрики, комбинаты). Численность населения Андижана увеличилась более, чем в три раза и составила треть миллиона человек (Андижанский регион по плотности населения занимал первое место в СССР и третье в мире). Маятниковой миграции способствовало высокая плотность населения и небольшой размер Андижанской области (была самая маленькая область по размеру на постсоветском пространстве 4,2 тыс.кв.км. (и сейчас занимает 1 % от площади Узбекистана, но при этом на ней проживает 10 % населения Республики Узбекистан) ночью в городе находилось 330 тысяч человек, а днем съезжалось на работу и по делам около 1 млн человек, по вышеуказанным причинам образовывалась маятниковая миграция — присущая в большей степени мегаполисам. Также на постсоветском пространстве в Среднеазиатском регионе существовала Агломерация Андижан — Ош (расстояние между городами 40 км компактно было застроено.

Независимый Узбекистан
В годы независимости Узбекистана Андижан с пригородами (Агломерация с численностью населения 657 тысяч человек) был практически отстроен заново, благодаря действующей Президентской программе, у которой главная основа это улучшения качества жизни населения, начатая Первым Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым и продолжена в настоящее время вновь избранным Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым. Также немаловажно отметить, что были сохранены и отреставрированы исторические постройки вековой давности, появились новые благоустроенные кварталы города с Восточным колоритом и с новыми сооружениями в западном стиле, расширены и реконструированы старые улицы, превратившиеся в широкие проспекты, появились в городе и новые 6-8 полосные магистрали с современными 5-6 этажными зданиями. Площадь города с 70 кв. км. увеличилась до 120 кв. км. Границы города сплошной застройкой дотянулись на севере до набережной главной реки Андижана «Кара-дарьи» (Зеленый мост, Сельскохозяйственный институт), на Юго-Востоке (микрорайоны жил.массива «Богишамал») до Национального парка имени Великого Полководца З.Бабура, на Западе границы города дотянулись до города спутника Асака (бывш. Ленинск), который в настоящее время является главным городом и родиной Автомобилестроения Узбекистана.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.