Сообщение: #385704
Heavy Metal » 13 Сен 2018, 00:35
Хранитель

Наманган

Наманга́н (узб. Namangan) — административный центр Наманганской области, Республики Узбекистан. Второй по численности населения город в Узбекистане после Ташкента.

География
Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.
Давлатабадский район г.Намангана был упразднен в 2003 г. и напрямую подчинен хокимияту (администрации) города.
Территория города до 2016 года составляла 101,5 км², в 2016 году к городу были присоединены части территории Наманганского, Уйчинского и Янгикурганского районов, в результате этого площадь города выросла до 145 км².

История
Основание города
Считается, что название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) — «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. По преданию, на территории поселения располагалось озеро, где добывалась поваренная соль. Первые упоминания о собственно населённому пункте Наманган, относятся к концу XV века, а с 1610 года, Наманган стал городом. В 1620 году в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента.
В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819—1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф, посетивший Наманган в 1878 году писал:
Как осуществилось одно из последних творений — Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен
А.Ф.Миддендорф. Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.
Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, процветала торговля с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства, Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи
Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II, поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев, переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи. После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области.
С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.
В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.
Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов. В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.
В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом. Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве, по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.
22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:
В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области.

При советской власти
С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе. Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава, председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев. Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.
В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики.
В 1926 году город пережил сильное землетрясение. Коллективизация, начавшаяся в 1927 году, сопровождалась массовым недовольством населения и вооружёнными выступлениями, продолжавшимися до конца второй пятилетки (1937 год).
В 1930 году в Намангане имелись 17 школ первой ступени и две школы повышенного типа: одна семилетка и одна девятилетка, работали 307 школ по ликвидации безграмотности. Функционировали 2 детсада, 2 детдома и 6 детплощадок. В городе работали педагогический техникум и медицинский рабфак. Работало 7 клубов, 31 красный уголок, 2 библиотеки, 3 кинотеатра и 1 музей-зоосад. 15 июня 1932 года, по инициативе известного узбекского поэта и просветителя Хамзы Хаким-заде Ниязи, в Намангане был открыт областной музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, функционирующий и поныне.
10 марта 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР, была образована Наманганская область в составе Узбекской ССР, а город Наманган стал её административным центром.
В 1941—1943 годах в эвакуации в Намангане находились проектный институт всесоюзного значения ГИПРОИВ и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусственного волокна (ВНИИВ). Также, с сентября 1942 года по весну 1945 года, в Намангане, а также Фергане, Андижане и Учкургане, временно базировалась Армавирская военная авиационная школа пилотов /АВАШП/, в дальнейшем слившаяся с Краснодарским высшим военным авиационном училищем лётчиков. В годы войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. Около 24 тысяч наманганцев, погибло на фронтах Великой Отечественной войны.
С 3 по 5 декабря 1990 года в городе произошли беспорядки на национальной почве. 2 декабря местные хулиганы устроили ссору и драку с военными в автобусе. В ходе беспорядков погибли 5 военнослужащих Советской Армии, которых хулиганы сожгли в том же автобусе, где была устроена драка. Также погибло трое гражданских лиц. По другим данным зачинщиками ссоры и драки были сами военнослужащие, которые в состоянии алкогольного опьянения начали приставать к женщинам и девушкам. События получили освещение в общесоюзных СМИ; газета «Комсомольская правда» писала об этих событиях в статье «Чёрные яблоки Намангана».
В 1990 году в Намангане открылся первый в СССР официальный учебный центр восточной медицины по подготовке специалистов бесконтактного массажа, методом Джуны Давиташвили с выдачей официального документа при ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР (Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «дистанционная диагностика» института общей физики академии наук СССР) Организатором являлся Мадаминов Тахир Касымович.

Независимый Узбекистан
После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные псевдоисламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение так называемого «халифата» в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты псевдоисламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние бандформирований пошло на убыль.

Религия
Ислам
Наманган — город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские исламоведы занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. За период 1990—92 годов населением города были воздвигнуты десятки мечетей. В 1997 году их число в городе достигло 270, а по всей Наманганской области — более 690. При Советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до Октябрьской революции 1917 года их было более 400 при населении 180 тысяч человек.
В конце 1980-х годов при вмешательстве третьих сил в городе начали распространяться чуждые наманганцам идеи политизации религии и использования ее для достижения политических амбиций. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из центров искусственно политизированной религии в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной псевдорелигиозной оппозиции Центральной Азии Тахир Юлдаш и Джума Намангани — уроженцы Намангана.
С 1990 года в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы так называемого нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался.
Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные псевдоисламские организации. Одной из самых крупных псевдорелигиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 1980-х — начале 90-х гг, стала т.н. организация «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама.
Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР, ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от различных организаций и фондов из зарубежа. На полученные средства стали издавать и распространять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные псевдомусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа.
Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению так называемого «халифата» и якобы введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению «неверных», сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Их требование было удовлетворено и полученные уголовные дела были сожжены перед зданием прокуратуры.
Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного Ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. По некоторым данным,

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.