Сообщение: #385688
Heavy Metal » 13 Сен 2018, 00:21
Хранитель

Нукус

Нуку́с (узб. Нукус, Nukus, каракалп. Нөкис, No‘kis) — город на северо-западе Узбекистана, столица входящей в состав Узбекистана Республики Каракалпакстан.

География
Нукус расположен в центральной части Каракалпакстана на правом берегу Амударьи, в 800 км к северо-западу от Ташкента (1255 км по дороге).
Южная и восточная части города окружены пустыней Кызылкум. Северная часть города граничит с дельтой Амударьи. Климат резко континентальный, сухой, с длительным малооблачным жарким летом.

История
Город Нукус возведён на месте древнего городища Шурча. Это поселение, по данным археологов, возникло в IV веке до нашей эры и просуществовало до IV века нашей эры. В настоящее время изучение этого древнего поселения затруднено по причине того, что на этом месте теперь кладбище, однако по существующим данным можно утверждать, что город этот был одной из оборонительных крепостей, которые прикрывали границы древнего хорезмского государства, а также контролировали водный путь по Амударье.
Первые упоминания о крепости Нукус относятся к XII веку. Построена она была сразу как военная крепость, а окончательное возведение её завершилось лишь в 1874 году, после того как центральным пунктом Амударьинского отдела стал нынешний Турткуль, в прошлом — Петро-Александровск. Прослужила эта крепость недолго, а в 1907 году на этой территории было сооружено новое здание, которое сохранилось до сегодняшнего дня. Также в 1874 году здесь была основана гидрометеостанция. Она была первой и единственной подобной станцией, построенной в низовьях Амударьи.

В связи с небольшим возрастом история города не так богата событиями. Известно, что в 1887 году для всего населения, проживающего в крепости, была открыта школа, которая функционировала всего около двух лет. Кроме того, была открыта больница. Первоначально население крепости составляли каракалпаки, основными занятиями которых были земледелие и скотоводство; мужчины дополнительно занимались ещё и охотой. Постепенно город стали заселять и другие народы.
После обретения Каракалпакской областью национального статуса и вхождения в неё Амударьинского района, Турткуль стал главным городом области, однако он не соответствовал критериям областного центра. Кроме того, над городом всегда висела угроза быть смытым полноводной Амударьей, поскольку он находился в непосредственной близости к реке: их разделяло всего 12 километров. Перед правительством встал вопрос о перенесении областного центра в более безопасное место, и Нукусу, можно сказать, повезло: 2 ноября 1930 года власти решили сделать столицей Каракалпакии именно этот город. Полтора ушло на различные согласования и подготовительные меры, а уже с 1 апреля 1932 года жители Нукуса могли называть свой город столицей.

Достопримечательности
Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого
В Нукусе расположен Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, который является лучшим художественным собранием Азиатского региона, обладая второй по значимости и численности коллекцией произведений русского авангарда. Английская газета «Гардиан» назвала музей «одним из прекраснейших музеев мира» (Amelia Gentleman «Savitsky’s secret Hoard». The Guardian, January 1, 2001). О коллекции Нукусского музея говорят, что она «проливает свет на историю русского искусства» и «даёт истинную картину художественной жизни 1920—1930 гг» (проф. Хансен-Леве, Ж. К. Маркаде).

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого прослеживает культурный отрезок, начиная с III века до нашей эры и до современности. Здесь представлены предметы материальной и художественной культуры древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков — немногочисленной в прошлом полукочевой этнической группы, проживающей на северо-западе Узбекистана и имеющей древнейшую историю и самобытную культуру. В отделе изобразительного искусства сосредоточена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, но и произведения основоположников живописной культуры Узбекистана — многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале XX века.

Краеведческий музей Каракалпакстана
Краеведческий музей Каракалпакстана в городе Нукус — один из старейших музеев всей Центральной Азии. История музея насчитывает около 80 лет, а его экспозиции поистине уникальны и интересны.
На сегодняшний день музей насчитывает более 56 тысяч экспонатов, среди которых есть действительно ценные и редкие, например, чучело последнего туранского тигра, ныне вымершего. Экспонаты постоянно пополняются благодаря археологическим раскопкам, а также сотрудничеству с различными университетами и академиями.
Всего в музее насчитывается 21 зал, все они разделены по тематикам: природа, археология, этнография и современная история края. Очень интересны залы природы, которые пользуются особой популярностью у детей и дают представление о флоре и фауне республики. Отдел археологии содержит макеты древних городищ и предметы, найденные на раскопках. Интересна экспозиция народных умельцев, с вышивками, ткаными коврами, ювелирными изделиями и музыкальными инструментами. Представлено здесь и традиционное жилище местного населения — каракалпакская юрта.

Музей имени Бердаха
В 1997 году, в связи со 170 летним юбилеем великого каракалпакского поэта-мыслителя Бердаха, было решено создать музей его имени. Здание музея было построено 1998 году рядом с Каракалпакским государственным университетом.
Общая площадь музея — 1,26 тыс. м². Он представляет собой трёхэтажное здание с одним большим и шестью малыми куполами. Автором является известный в республике архитектор, лауреат государственной премии имени Бердаха Орынбай Торениязов.
Музей — сокровищница культурного наследия народа, зеркало истории, где отражается весь исторический путь, пройденный народом с древнейших времён и до сегодняшнего дня. Музей Бердаха, оправдывая своё призвание, украшает город своей оригинальной архитектурой.
Изучая творчество поэта, можно назвать Бердаха первым историком каракалпакского народа. Его произведение «Шежире» («Родословная») воистину является генеалогией целого народа (не только каракалпаков), так как оно содержит в себе сведения о тюркских народах в целом. В поэме встречаются имена около 300 персонажей, исторических личностей, внёсших свой немалый вклад в историю народа. У Бердаха есть поэмы, посвящённые национальным героям, такие как «Амангельди», «Ерназар бий» и другие; образы этих героев по сей день хранятся в народной памяти.
Помимо поэтического дара, Бердах обладал и талантом бахсы (род музыкального искусства). Он славился этим не только среди каракалпаков, но и среди соседних народов: узбеков Хорезма и туркмен.
С учётом широты интересов поэта и многогранности его творчества, в музее выставлены экспозиции, отражающие историю, этнографию и культуру каракалпаков. Особый интерес представляет зал древних рукописей, где хранятся письменные памятники на арабском, персидском и тюркском языках, сохранившиеся до наших дней. Предусматривается также организация специальных тематических залов археологии, искусства и истории.
Планируется, что в будущем музей станет центром реставрации, консервации и изучения письменных памятником в Каракалпакии и тем самым возьмёт на себя научно-познавательную функцию.
Экспозиции дают также знания об истории образования и воспитания в Каракалпакии, о духовных учебных заведениях прошлого и настоящего (медресе и мектебax), о первых советских учебных заведениях, об истории становления высшего и среднего образования в Каракалпакии.
В Нукусе находится Каракалпакский государственный музыкальный театр имени Бердаха (бывший имени Станиславского).
В городе есть памятники Бердаху, Улугбеку, Ажиниязу и другим.
В окрестностях города расположены археологические памятники: Шылпык — зороастрийская дахма, и некрополь древнего Миздахкана.

Шылпык
Кольцевидное в плане сооружение Шылпык расположено на автомобильной трассе в 43 км от Нукуса по направлению на юг (на Хиву, Самарканд, Ташкент), на вершине конического холма высотой 35-40 м.
В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.
Он был воздвигнут во II—IV веках как зароастрийская дахма. В IX—XI веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.