Сообщение: #456031
Heavy Metal » 20 Фев 2019, 01:27
Хранитель

Василевичи

Василе́вичи (белор. Васілевічы) — город районного подчинения и железнодорожная станция (на ветке Василевичи — Хойники от линии Гомель — Калинковичи) в Речицком районе Гомельской области Белоруссии.
Поблизости от города находится месторождение торфа Василевичи-2.
В 1938—1959 Василевичи были центром Василевичского района до 1954 — Полесской области, с 1954 года — Гомельской области.

География
Расположен 54 км на запад от Речицы, 86 км от Гомеля.
На севере и востоке сеть мелиоративных каналов.

Герб
Герб Василевичей утверждён Решением Василевичского райисполкома № 82 от 27 сентября 2001 года. Внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 28 декабря 2001 года (№ 77). Представляет собой испанский щит, в котором в голубом поле изображён серебряный контур хвойного дерева. Контур дерева символизирует лесную и деревообрабатывающую промышленность, голубое поле щита — водоёмы.

История
Территория современного города была заселена еще в бронзовом веке. Согласно преданиям, колодцы, названные «зовжными» или «иовжинами», были вырыты по приказу княгини Ольги, во время походов на древлян. По письменным источникам известна с XV века как деревня в Минском воеводстве Великого княжества Литовского, шляхетская собственность. Как свидетельствует Литовская метрика, в 1466 году деревня во владении помещицы Ивановой. По ревизии Речицкой волости за 1560 год 17 дымов и 7 служб. Проходил тракт Речица — Мозырь. Некоторое время во владении Потоцких, затем Масальских.
После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 год) в составе Российской империи. В 1795 году село, в Речицком уезде, владение графа Юдицкого. Действовала Свято-Николаевская церковь (в ней хранились исповедальные ведомости с 1800 года и метрические книги с 1822 года). В 1825 года вместо обветшавшего построено новое деревянное здание церкви. В 1866 году открыто народное училище, действовала также церковно-приходская школа. В 1878 году у околицы села, где залегает самый глубокий на Полесье торфяник, основана метеорологическая станция для изучения климата Полесья. Описывая поселения Белорусского Полесья, А. Г. Киркор в издании «Живописная Россия» заметил, что Василевичи «казенная деревня… на границе непроходимых болот, называемых Хмельницкими». Застройка села значительно увеличилась после того как была проложена железная дорога Лунинец — Гомель и открыта железнодорожная станция (15 февраля 1886 года). Центр волости, в состав которой в 1890 году входили 17 селений с 1085 дворами. Работала почтово-телеграфная контора. Согласно переписи 1897 года действовали еврейский молитвенный дом, хлебозапасный магазин, 5 магазинов, 2 ветряные мельницы, 2 конные мельницы, 2 кузницы, 2 трактира. Рядом находился одноимённый посёлок. В 1904-13 годах работал деревообрабатывающий завод с паровым двигателем, продукция которого экспонировалась на Международной выставке 1905 года в Льеже и отмечена Большой Золотой медалью. 23 сентября 1911 года начала работу железнодорожная ветка Василевичи — Хойники. В 1914 году дала первую продукцию фабрика по изготовлению шпуль.
В начале 1918 году занята германскими войсками. В августе 1918 года партизаны разгромили немецкий гарнизон, который размещался в Василевичах. Около села 30 марта 1919 года были разгромлены стрекопытовские формирования, которые отступали из Гомеля и пытались прорваться через фронт в УНР. В начале марта 1920 года местечко было занято польскими войсками, освобождена в начале июня 1920 года. В результате погрома, учинённого 16 апреля 1921 года бандой Галаки, погибли 13 жителей.
С 26 апреля 1919 года центр волости Гомельской губернии РСФСР. С 8 декабря 1926 года в составе БССР. С 8 декабря 1926 года до 4 августа 1927 года и с 20 февраля 1938 года до 16 сентября 1959 года центр Василевичского района. В 1927-38 годах и с 1959 года в Речицком районе.
В 1925-27 годах работал лесной техникум (до этого размещался в Гомеле, затем в Буда-Кошелёво). В 1929 году организован колхоз, работали торфозавод, 2 кузницы, слесарная мастерская, паровая мельница, кирпичный завод, смоловарня, деревообрабатывающая мастерская, 7-летняя школа, изба-читальня, отделение потребительской кооперации, сельскохозяйственное кредитное товарищество, больница. В 1934 году создана МТС.

Во время Великой Отечественной войны в июле 1941 года здесь была сформирована кавалерийская группа под командованием полковника. А. И. Бацкалевича, которая некоторое время вела боевые действия в тылу наступающих немецких войск. С 24 августа 1941 года до декабря 1943 года действовало патриотическое подполье (руководители Л. П. Курганская-Соколова, Т. М. Остапенко, А. И. Белый). Весной 1942 года насчитывалось 5 подпольных групп. Погибли 32 подпольщика (похоронены в братской могиле в сквере по ул. Комсомольской). Оккупанты расстреляли 41 жителя (похоронены в могиле жертв фашизма, в 2,5 км на запад от города). Освобождена 18 ноября 1943 года частями 65-й армии 1-го Белорусского фронта. Вместе с солдами Советской Армии в освобождения Василевич участвовали партизаны, среди них командир кавалерийского эскадрона лейтенант Николай Трофимович Мастрюков (посмертно присвоено звание Герой Советского Союза). 428 жителей погибли на фронте.
С 15 июля 1935 года местечко, с 29 апреля 1950 года городской посёлок, с 19 ноября 1971 года город районного подчинения. Работали мебельная фабрика, завод масла и сухого молока, кирпичный завод, хлебозавод, филиал Речицкого комбината бытового обслуживания, мастерские по ремонту сельхозтехники, цеха по производству безалкогольных напитков и колбас, цех пропитки столбов, лесхоз, лесоучасток Хойникского леспромхоза. Действуют средняя и художественная школы, школа-интернат для слабовидящих детей, гидрометеостанция, 2 библиотеки, Дом культуры, кинотеатр, Дом школьника, больница и поликлиника, 2 детских сада, отделение связи.
В состав Василевичского сельсовета входили (в настоящее время не существующие) хутора: до середины 1930-х годов — Будищи, Везвинский, Городянка, Гордиянка, Глубоко, Гряда, Дворецкий, Евня, Закрашан, Залесский, Каланин, Кишинец, Кончесь, Лужанка, Лысец, Лесная Стража (2 хутора), Медведка, Поднивки, Передвинский, Власнюк, Япровка, Корч, Ляды, до 1950-х годов — Осовок, Дубрава, Запечье, Копашин, Ключеев, Кротова поляна, Нехарань, Посуж, Печки, Проход, Пристань, Ротголов, Рубаники, Скрывалка.

Транспортная система
Транспортные связи по просёлочным и автодороге, которая связывает город с Речицей и Калинковичами. Планировка состоит из коротких, широтных улиц, связанных 2 магистральными улицами. Застройка кирпичная и деревянная.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.