Города
Лента
  • Сообщение: #364792
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:48
    Хранитель

    Эребуни

    Эребуни (Ирпуни́, Ирепуни́, Эревуни, Эревани урартск. URUer-bu-ú-ni, арм. Էրեբունի) — древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд в Ереване в Армении. Эребуни был основан царём Урарту Аргишти I в 782 году до н. э. в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине. В связи с тем, что Эребуни располагался внутри Еревана, а также лингвистических доказательств того что при переводе с армянского языка Эребуни и Ереван имеют очень близкое смысловое значение, а именно «место жительство отца», Эребуни отождествляют с Ереваном, считая 782 год до н. э. годом основания Еревана. После упадка города в IV веке до н. э., вплоть до III века н. э. нет данных, указывающих на существование значимого поселения на месте Еревана. Город вновь начинает застраиваться лишь с III века н. э. в 2-х километрах к северу от Эребуни, но уже с формой «Эреван».
    Журналом «Forbes» поселение было включено в список «9 самых древних крепостей мира».

    История изучения
    Впервые холм Арин-Берд привлёк внимание учёных в 1894 году, когда российский учёный А. А. Ивановский приобрёл у жителя окрестного села Чолмакчи (ныне район Еревана Старый Норк) камень с урартской клинописью. Местный житель, Папак Тер-Аветисов, утверждал, что нашёл его в 1879 году на холме Арин-Берд. Рисунок и приблизительный перевод надписи был вскоре опубликован М. В. Никольским. Надпись на камне сообщала, что на этом месте урартский царь Аргишти I построил зернохранилище «ёмкостью 10 100 капи». Однако в течение длительного периода времени холм оставался без внимания археологов, и только в 1947 году археологическая экспедиция под руководством Б. Б. Пиотровского, занимавшаяся в Ереване раскопками Кармир-Блура, провела на холме разведывательные работы. В 1950 году эта же археологическая экспедиция начала на холме систематические археологические раскопки.

    Отождествление урартского Эребуни с развалинами на Арин-Берде
    25 октября 1950 года во время разведывательных работ армянский учёный К. Л. Оганесян обнаружил два базальтовых камня, покрытых клинописью. Один из этих камней сообщал о строительстве зернохранилища урартским царём Сардури II, а второй приписывал постройку крепости Эребуни царю Аргишти I. После этой находки появилась гипотеза о том, что холм Арин-Берд скрывает развалины древнего Эребуни, и с 1952 года на холме продолжились археологические раскопки, проводимые совместно уже двумя археологическими экспедициями: Институтом археологии и этнографии АН Армянской ССР и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина под общим научным руководством Б. Б. Пиотровского. В связи с тем, что много предметов с надписью «Эребуни» были обнаружены при раскопках соседнего Тейшебаини, ещё некоторое время оставались сомнения, действительно ли Эребуни находился на холме Арин-Берд: существовала возможность, что табличка, обнаруженная Оганесяном в 1950 году, попала на холм случайно. Спустя 8 лет, в 1958 году, сомнения окончательно разрешились, и гипотеза получила окончательное подтверждение: во время археологических раскопок ещё одна надпись Аргишти I об основании Эребуни была обнаружена нетронутой, на камне, заложенном в древнюю стену. Таким образом, с 1958 года Эребуни был окончательно локализован на холме Арин-Берд.

    Вопрос взаимосвязи Эребуни и Еревана
    Прочтение названия также долго вызывало сомнения исследователей. Первоначально название урартского города читали Ирпуни́, Ирепуни́, Ирбуни́ и даже Сабуни́. Только после того, как окончательно было установлено, что ряд предметов Эребуни был перевезен в Тейшебаини, а также после находки в Тейшебаини щита царя Аргишти I с написанием слова «Эребуни», вызывающем значительно меньше сомнений в правильности прочтения, окончательно устоялась прочтение «Эребуни», а также получили научную основу предположения об этимологической связи между словами «Эребуни» и «Ереван» впервые высказанные Г. Р. Капанцяном в популярной печати. В работе 1959 года академик Пиотровский осторожно высказывал: «Возможно, что даже в названии столицы Армянской ССР города Еревана продолжает жить урартское название города Эребуни … Следует заметить, что сопоставления древних урартских названий со средневековыми и современными, проведенные без достаточного обоснования, могут ввести исследователей в заблуждение.». Современные историки занимают более определенную позицию, полагая что этимологическая связь Эребуни и Еревана на сегодня общепринята .

    Другие результаты археологических раскопок
    Продолжающиеся с 1950 года археологические раскопки в крепости принесли немало ценных находок и внесли большой вклад в изучение государства Урарту. На холме в общей сложности было обнаружено 23 клинописные таблички царей Аргишти I, Сардури II и Русы III. Предметов материальной культуры на холме Эребуни было обнаружено немного, что главным образом связывается с тем, что в середине VI века до н. э. урарты оставили Эребуни без боя и вывезли всё ценное в соседний Тейшебаини. Кроме этого городские постройки Эребуни располагались в основном к востоку от холма, и большая часть этих построек была разрушена во время интенсивного строительства посёлков Нор-Ареш и Вардашен на окраинах Еревана. Эта зона была объявлена заповедником лишь в 1952 году. Раскопки крепости продолжались до 1958 года, раскопки городских кварталов начались в 1968 году. В настоящее время оба посёлка и холм Арин-Берд уже стали частью разросшегося Еревана. На самом холме Арин-Берд устроен Музей «Эребуни», в который в свою очередь наполнен в основном предметами материальной культуры, привезенных «обратно» с раскопок соседнего Тейшебаини. Раскопки городских кварталов, лежащих неподалёку от холма, понемногу продолжаются по сей день с участием армянских и западных археологов.

    История Эребуни
    Основание города (782 год до н. э.)
    Как известно из клинописных табличек Аргишти I и его летописи, сохранившейся в столице Урарту — Тушпе, Эребуни был основан в 782 году до н. э. В этот период Урарту переживало свой расцвет и являлось самым могущественным государством Передней Азии. Аргишти I был озабочен расширением границ своего государства и укреплением экономического благополучия. Араратская долина при искусственном орошении, которым в совершенстве владели урарты, имела крайне благоприятные условия для сельского хозяйства, и поэтому являла собой привлекательную территорию для урартской экспансии. Местное население (по летописям — страна Аза) оказывало урартам сопротивление, и в качестве опорного пункта для дальнейшей экспансии Аргишти I основал новый город-крепость Эребуни.
    Этнический состав и религия Эребуни
    Летопись Аргишти I рассказывает о заселении Эребуни пленными из страны Хати, а именно 6600 воинами, взятыми в плен в Мелитене и на верхнем Евфрате, по всей вероятности, протоармянами по этнической принадлежности, а также и другими племенами. Кроме этого один из храмов, находящийся в крепости, (так называемый храм «Суси») был снабжён необычной надписью Аргишти I, которая упоминала божество «Иварша», никогда больше в урартских текстах не встречавшееся.
    На основании этих данных учёные высказали предположение, что бог «Иварша» — это хетто-лувийское божество Иммаршиа, упоминающееся в хеттских клинописных надписях Богазкёйского архива, а храм «Суси» был построен для воинов-переселенцев из стран Хатии Цупани. Недостаточность данных для этой аргументации породило альтернативную теорию о том, что храм «Суси» был построен ради божества местного населения Араратской долины, так называемых в урартских текстах жителей страны Аза. Хотя вопрос о божестве Иварша остаётся открытым, учёные сходятся во мнении, что состав населения Эребуни с момента основания был многонациональный.

    В крепости также, вероятно с самого основания Эребуни, существовал храм бога Халди, главного бога Урарту. Этот храм занимал значительно большую площадь, чем храм «Суси», и являлся главным храмом Эребуни. В заключительный ахеменидский период жизни Эребуни оба храма были расширены и перестроены в персидские святилища. Храм «Суси» был переделан в «Храм огня», а храм бога Халди в персидскую ападану.

    Расцвет Эребуни (782—735 годы до н. э.)
    Основание города Эребуни достигло своей цели: урарты успешно обосновались в Араратской долине. Первые шесть лет Эребуни оставался единственным урартским городом в Араратской долине, но в 776 году до н. э. Аргишти I основывает Аргиштихинили — ещё один крупный город недалеко от современного Армавира. Устройство Аргиштихинили демонстрирует, что этот город решал преимущественно хозяйственные, а не военные задачи. Таким образом, уже через шесть лет после основания Эребуни урарты прочно закрепились в Араратской долине и пожинали плоды своих хозяйственных деяний. Каналы, проложенные Аргишти I обеспечили землям необходимое орошение, и плодородные земли долины стали приносить богатые урожаи. В период с 782 по 735 годы до н. э. во времена царствования Аргишти I и его сына Сардури II было построено несколько крупных зернохранилищ в Эребуни. Подобное строительство в соседнем Аргиштихинили было ещё масштабней, а за Эребуни сохранялась военная власть и сила в регионе.

    Упадок Эребуни (735—600 год до н. э.)
    Безоблачный период существования Эребуни закончился с началом заката Урарту. В 735 году до н. э. Сардури II на противоположном от Эребуни западном конце страны потерпел поражение от ассирийского царя Тиглатпаласара III. Это поражение оказалось переломным в истории Урарту. Приблизительно с 735 года до н. э. Урарту постепенно утрачивало своё могущество и свои владения. Хотя армии Ассирии, вечного соперника Урарту, никогда не проникали в урартские владения в Закавказье, последующие годы противостояния с Ассирией сильно ослабили урартскую армию. С другой стороны уже со времени царствования сына Сардури II, Русы I, участились нападения киммерийцев с северо-востока урартских владений на Араратскую долину. В результате хозяйственная деятельность в Араратской долине прекратила своё спокойное и мирное развитие, и были проведены административные реформы, затормозившие развитие и изменившие статус Эребуни и соседнего Аргиштихинили.
    Тем не менее, оба города продолжали существовать, по крайней мере, до падения Ассирии (609 год до н. э.) и времени правления Русы III, сына Эримены (период правления ок. 605—595 гг. до н. э.). Позиции Урарту в бывшем центре страны, в районе озера Ван, при Русе III сильно пошатнулись, и урартский административный центр вынужденно сместился в Закавказье. Эти события ненадолго вдохнули новую жизнь в Эребуни, сохранились надписи Русы III о строительстве новых зернохранилищ в Аргиштихинили и в Эребуни.
    Однако вскоре, после недолгого периода возрождения, урартская армия без боя оставляет Эребуни и столицей всё слабеющего Урарту становится другой урартский город Закавказья, Тейшебаини. Археологи, проводившие раскопки, не обнаружили ни урартского культурного слоя в крепости Эребуни, ни следов пожара или других военных разрушений. С другой стороны, при раскопках Тейшебаини было обнаружено много предметов, которые ранее хранились в Эребуни. Урартская история Эребуни на этом заканчивается, а через короткое время, лишившись военной поддержки Эребуни, погибает Аргиштихинили, затем взят штурмом и сожжён Тейшебаини, и Урартское государство перестаёт существовать.

    Ахеменидский период в истории крепости (V—VI вв. до н. э.)
    Вероятно, что тот факт, что урарты оставили Эребуни без боя, позволил сохранить крепость для последующих её обитателей. Согласно археологическим находкам в V—VI вв. до н. э. часть строений крепости подверглась перестройке, на территории крепости появился храм персидского образца. Кроме этого, археологи обнаружили на территории крепости серебряные изделия послеурартского периода, а в 1956 году были обнаружены две монеты милетской чеканки IV века до н. э. Кроме этого в верхнем

  • Сообщение: #364788
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:30
    Хранитель

    Арзни

    Арзни (арм. Արզնի, ассир. ܐܪܙܢܝ) — село в Армении в Котайкской области. Находится на Армянском нагорье. Расположено в 23 километрах к северу от города Ереван в ущелье реки Раздан, на высоте около 1300 м над уровнем моря.
    Основано после русско-персидской войны в XIX веке ассирийцами и армянами, проживавшими на территории Персии . В 1969 году насчитывалось 5,7 тыс. жителей. В 1990 году — 5,4 тыс. жителей.
    В селе родился Герой Советского Союза Сергей Сархошев.

    Курорт
    Курорт, основными лечебными факторами являются углекислые-хлоридно-гидрокарбонатно-натриевые воды. Для района села типичен умеренно тёплый климат. Температура воздуха достигает зимой −5°С, летом средняя температура +22°С. Продолжительность сияния Солнца составляет около 2200 часов в год. Благоприятные климатические условия и чистый горный воздух создают хорошие условия для лечения и отдыха. Сегодня в Арзни работает несколько санаториев.

  • Сообщение: #364786
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:29
    Хранитель

    Шамлуг

    Шамлуг (арм. Շամլուղ) — город на северо-востоке Лорийской области Армении. Ранее входил в состав Туманянского района Армянской ССР.
    Мэром города является Лендруш Бежанян (c 2002 года).

    География
    Расположен на левом берегу реки Ахтала, левого притока реки Дебед, на Сомхетском хребте, на расстоянии 203 км от Еревана, 24 км от города Алаверди и 8 км от железнодорожной станции Ахтала.

    История
    Возникнув как промышленный поселок, Шамлуг и сегодня играет заметную роль в горно-металлургическом комплексе Армении. В 1996 году Шамлугу присвоен статус города.

    Экономика
    В настоящее время приводятся в порядок дороги, связывающие Шамлуг с трассами республиканского значения. Жизнедеятельность Шамлуга в значительной степени обусловлена нормальным функционированием Ахтальского горно-обогатительного комбината. Важную роль здесь играют рудники со своим вспомогательным хозяйством и инфраструктурами. Ведущим фактором, обусловливающим положительные сдвиги, считается деятельность компании «Metal Prince», благодаря усилиям которой оказались возрождены как Ахтальский ГОК, так и Ахтальский и Шамлугский рудники. Предприятие является ключевым градообразующим элементом. Шамлуг, как промышленная община не имеет в своем распоряжении земельных угодий. В советские времена эти земли были переданы окрестным селам — с мотивировкой «в целях повышения удойности крупного рогатого скота».

    И земли, прилегающие непосредственно к Шамлугу, общей площадью около 300 га, до последнего времени входили в состав сельских общин Аревацага, Акнера, Чочкана. Сегодня здесь наметился позитивный сдвиг: правительство недавно приняло постановление о том, что территории, непосредственно прилегающие к какой-либо общине, должны быть включены в административные границы данной общины. Касательно Шамлуга этот шаг обещает неплохие перспективы в животноводческом аспекте, поскольку местные природно-климатические условия очень этому благоприятствуют, и многие жители готовы заняться животноводством. Наряду с этим, традиционно разнообразны и обильны дары здешних лесов — грибы, яблоки, груши, малина, шиповник…

    Уроженцы
    Мехтиев, Борис Мехтиевич.(5 мая 1919 — 3 марта 1993) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны,легендарный руководитель сопротивления в советских лагерях.Участник в легендарной 223-Азербайджанской дивизией.

  • Сообщение: #364779
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:25
    Хранитель

    Айрум

    Айрум (арм. Այրում) — город на севере Тавушской области Армении.
    Главой городской общины является Паранян Араик .

    География
    Город находится у подножия хребта Гугарац, в 18 км к западу от Ноемберяна, 28 км к северо-востоку от Алаверди соседнего марза Лори и в 13 км к юго-востоку от грузинского города Садахло. Город расположен на берегу реки Дебед на железной дороге и автотрассе Ереван-Тбилиси.
    В Айруме растут высококачественные персики, они наряду с ноемберянскими являются самыми качественными на территории Армении.

    История
    Айрум с 1960 года являлся посёлком городского типа. После административной реформы в Армении вновь получил статус села, с 04.07.2006 город.
    В окрестностях села были найдены следы поселения бронзового века — зернохранилища, статуэтки.

    Железная дорога
    Айрум является единственным действующим железнодорожным межгосударственным пунктом и соответственно все железнодорожные перевозки из Армении в другие страны осуществляются через станцию Айрум и дальше в Грузию. Пассажирское движение представлено одним пригородным поездом Гюмри — Айрум, поездом дальнего следования Ереван — Тбилиси и летним поездом Ереван — Батуми.

  • Сообщение: #364770
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:23
    Хранитель

    Туманян

    Туманян (арм. Թումանյան) — город на западе Лорийской области Армении.
    Назван в честь великого армянского поэта Ованеса Туманяна.
    Мэром города является Левон Заварян.

    География
    Город расположен на правом берегу реки Дебед, в 152 км от Еревана. Имеется одноимённая железнодорожная станция.

    Достопримечательности
    Город известен древними церквями, особо известен монастырский комплекс Кобер Ванк (XII—XIII вв.)

  • Сообщение: #364767
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:21
    Хранитель

    Агарак

    Агарак (арм. Ագարակ) — город в Армении в южной части Сюникской области.

    География
    Агарак находится на границе с Ираном в 9 км к юго-западу от Мегри. Он расположен на левом берегу реки Аракс на небольшой равнине, с трёх сторон окруженной склонами Зангезурского хребта. Железнодорожная станция на недействующей и полуразрушенной ветке Ереван — Нахичевань — Горадиз.

    История
    Агарак был основан в 1949 году как военный поселок, а в 1954 году получил статус посёлка городского типа. В 1990-х годах получил статус города.
    Большая часть домов многоэтажные, из розового туфа. Водоснабжение производится из артезианских источников.

    Экономика
    Агарак считается городом горняков, является центром цветной металлургии. В 1853 году было открыто медно-молибденовое месторождение, а в 1958 году в посёлке был открыт медно-молибденовый комбинат, который включает карьер и обогатительную фабрику. В 1989 году работа комбината прекратилась и была возобновлена только в 2000 году. В мае 2004 года американская компания Comsup Commodities купила 100 % акций закрытого акционерного общества за 600 тыс. долларов. В соответствии с договором, покупатель обязался в течение двух лет с момента приватизации инвестировать в предприятие 3.5 млн дол. Средства должны были быть направлены на технологическую модернизацию и увеличение объёмов добычи руды. За первое полугодие в 2004 году комбинат произвёл продукции на 3.983 млрд драмов (+11,9 % к предыдущему году). Экспорт за этот период увеличился на 8,5 % и составил 1,771 млрд драмов. В настоящее время комбинат обеспечивает работой около 1000 человек, то есть пятую часть всего населения города.

    В городе находятся таможня — пункт Карчеван и приграничный рынок Армения — Иран.

    30 ноября 2004 года в Агараке началось строительство армянского участка газопровода Иран — Армения.

  • Сообщение: #364765
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:19
    Хранитель

    Ахтала

    Ахтала (арм. Ախթալա) — город в Лорийской области Армении.
    Мэром города является Айказ Хачикян.

    География
    Расположен в ущелье на левом берегу реки Дебед у подножья горы Лалвар; в 10 км к северо-востоку от Алаверди. В окрестностях имеются леса. Расстояние до Еревана — 185 км.
    Железнодорожная станция на ветке Гюмри—Тбилиси. Узкоколейная железная дорога Ахтала — Шамлуг.

    История
    В 1939 году на месте нынешнего города был образован одноимённый поселок. В 1970-м году его население составило 4430 человек.

    Достопримечательности
    Близ Ахталы на высоком уступе горы над медными рудниками расположен армянский монастырь Ахтала , основанный в X веке как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов. До XIV века был известен как Пхиндза-ханк (медный рудник).
    В X веке крепость Пгндзаанк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Надпись на армянском языке на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы. В начале XIII века атабек Иване Мхаргрдзели из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской апостольской церкви в лоно Грузинской православной церкви, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.
    Киракос Гандзакеци, автор середины XIII века, сообщает:
    «Умер и Иванэ, брат Закарэ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в построенную им самим церковь; он отнял её у армян и превратил в грузинский монастырь.»
    В XIII веке владельцами монастыря были Закаряны, Пгндзаанк стал крупнейшим халкидонитским монастырем и культурным центром Северной Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Северной Армении. В середине XIII века в монастыре работал Симеон Плиндзаханеци, о чём свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 года колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона», который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Плиндзаханк». В XIV веке название «Пгндзаанк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х годов XIV века монастырь вошёл в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. Грузинская церковная грамота 1392 года сообщает:
    «в Ахтала десять дымов армян с их вотчинами и с уплатой (подати) дамга…»
    В 1438 году впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата. В начале XVIII века монастырь пришёл в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 году указом российского императора Александра I Ахтала преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы.

    Строение
    Главный храм Ахталы — храм Пресвятой Богородицы, — это крестово-купольная постройка, несохранившийся купол которой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт армянского и грузинского зодчества XIII века, характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично грузинскими являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны армянским образцам. С запада к храму приблизительно в середине XIII века были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 годами. В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие визант. образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа просветителя Армении Св. Григория Просветителя. В нижней части западной стены изображены святые Грузинской Церкви, среди которых Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели. В южном и северном рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю. Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с византийской живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам византийской живописи 1-й половины XIII века (верхние регистры северных и южных стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие западную стену.

    Помимо главного храма внутри монастыря находятся небольшая зальная церковь Св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг монастыря на разном расстоянии располагаются четыре церкви-часовни, посвященные Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в Ахтале осуществлялись с 1979 по 1989 годы управлением по охране памятников Армении.

  • Сообщение: #364763
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:16
    Хранитель

    Дастакерт

    Дастакерт (арм. Դաստակերտ) — город на северо-западе Сюникской области в Армении. Ранее входил в состав Сисианского района Армянской ССР
    Мэром города является Наири Филосян.

    География
    Расположен на восточных склонах Зангезурского хребта у подножия горы Айри и реки Дастакерт. На высоте около 1900 м. Расстояние до Капана 127 км, до Еревана — 236 км.

    Экономика
    В городе расположен банк Сисианский филиал Айпост (Армпочта).
    В советское время в Дастакерте действовала медно-молибденовая флотационная фабрика.

  • Сообщение: #364761
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:15
    Хранитель

    Бюрегаван

    Бюрегаван (арм. Բյուրեղավան) — город в Армении в Котайкской области.

    История
    Как селение основан в 1945 году. С 1945 по 1974 г. посёлок назывался “Арзни”. В городе имеется завод хрусталя, собственно от которого и получил своё название – “Бюрегаван”. (“Бюрег” – означает Кристал, “аван” – означает “Посёлок”. В 1974 году, посёлок получил статус “Посёлок городского типа” и был перименован в “Бюрегаван”. В 1994 году, Бюрегаван получил статус города, решением Национального Собрания Республики Армения (Парламент). В советское время Бюрегаван был крупным промышленным центром. Работали АХЗ (Армянский хрустальный завод), Завод по переаботке мрамора, Завод минеральных вод “Арзни”, Домостроительный комбинат, Геологическая разведка. Город находится в курортной зоне санатория Арзни. Из города видны горы Арарат, Атис, Арагац, Ара. Рядом с городом, в ущелье течёт река Раздан ( в прошлом Зангу).

    С 2008 года мэром города является Акоп Баласян.

  • Сообщение: #364758
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:13
    Хранитель

    Талин

    Талин (арм. Թալին) — город в Арагацотнской области в Армении.

    География
    Расположен на шоссе Ереван—Гюмри в 66 км к северо-западу от Еревана, в 18 км к северу от железнодорожной станции Кармрашен.

    История
    В V—VII вв. он был центром армянского княжества В городе есть Малая церковь и Большой храм. Малая церковь расположена в центре Талина и представляет собой крестообразную в плане трехапсидную церковь центральнокупольной композиции. Она была сооружена во второй половине VII века князем Нерсэхом Камсараканом. Большой Талинский храм был построен Камсараканами в VII веке. Представляет собой трехапсидную купольную базилику. Землетрясением 1840 года разрушены купол и большая часть южной и западной стен. Рельефы из храма находятся в Ереванском историческом музее.

    Известные уроженцы
    Арутюнян, Оганес Вагинакович (род. 1960) — советский борец, чемпион Европы, призёр чемпионата мира по греко-римской борьбе
    Асланян, Гагик Сергеевич (род. 1954) — армянский государственный деятель, вице-спикер парламента Армении (1999)

  • Сообщение: #364755
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:10
    Хранитель

    Нор-Ачин

    Нор-Ачин (Нор Ачин, арм. Նոր Հաճն) — город в Котайкской области Армении. Расположен на правом берегу реки Раздан, в 9 км от железнодорожной станции Абовян и в 25 км к северу от Еревана.

    В 1973 году в Нор-Ачине был открыт цех по переработке бриллиантов, ставший в дальнейшем одним из семи крупнейших заводов по переработке бриллиантов (завод «Кристалл»), действующих на территории СССР. Близ города находится Арзнинская ГЭС.

  • Сообщение: #364752
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:07
    Хранитель

    Каджаран

    Каджаран (арм. Քաջարան – обитель храбрецов) — город, основанный в 1958 году на западе Сюникской области в Армении. Ранее город входил в состав Кафанского района Армянской ССР. Мэром города является Манвел Парамазян.

    География
    Расположен на восточных склонах Зангезурского хребта к северу от Мегринского хребта в верховьях реки Охчи (близко к Вохчи). Расстояние до Капана — 25 км, до Еревана — 330 км

    Экономика
    Зангезурский медно-молибденовый комбинат
    Каджаран — крупный центр горнорудной промышленности и цветной металлургии, в городе расположен Каджаранский (Зангезурский) медно-молибденовый комбинат — крупнейшее горно-металлургическое предприятие Армении. Строительство комбината началось в 1940 году, но было приостановлено из-за войны и возобновились в 1944 году. В 1951—1952 годах он был введён в эксплуатацию. Конечными продуктами производства являются:
    – Концентрат меди, использующийся для производства меди, которая в свою очередь используется в электрической промышленности, сплавах (латуни, бронзы), машиностроении и т. д.
    – Концентрат молибдена, использующийся для производства триокисида молибдена. Конечные сплавы молибдена применяются в авиационной промышленности, ядерной и реактивной технике.
    В 2002 году завод обработал 8 млн. тонн руды, что составляет около 95 % от проектной мощности. В настоящее время лишь 40 % от выпускаемой продукции закупается на внутреннем рынке, остальное идёт на экспорт.

    В 2004 году правительство Армении приняло решение о приватизации комбината. Инвесторы представили программу, согласно которой будет осуществлено переоснащение и модернизация как самого комбината, так и Ереванского завода чистого железа, что позволит перерабатывать весь произведённый молибден в Армении. Число рабочих мест в Каджаране планируется увеличить с 3000 до 4500.

    Газопровод
    В конце 2008 года был сварен последний шов трубопровода Каджаран—Арарат, благодаря чему Армения будет получать газ из Ирана. Общая стоимость проекта составила примерно $130 млн.

  • Сообщение: #364747
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:05
    Хранитель

    Егвард

    Егвард (арм. Եղվարդ) — город в Армении в Котайкской области. Расположен у подножья горы Ара на обширной террасе среди фруктовых садов, виноградников и полей; в 14 км к северо-востоку от Аштарака и в 19 км от Еревана.

    История
    Впервые упоминается в 574 году в связи с избранием католикоса Мовсеса II Егвардского (574—604), затем — в 603 году в связи с освободительной борьбой армян против Сасанидского господства. Близ Егварда произошло 3 крупных сражения. Из них первое связано с легендарным сражением между армянским царем Ара Прекрасным и Семирамидой. Второе произошло в 603 году между царем Покасом и персами, а третье — в 1735 году между Надир-шахом и османами. Административно Егвард входил в состав гавара Арагацотн области Айрарат Великой Армении, впоследствии — в Эчмиадзинский гавар. Согласно письменным источникам, в начале XIV века Егвард находился в разрушенном состоянии, его восстановили ишхан Азизбек и его жена Вахах, построив в том числе церковь Аствацацин и восстановив канал. В советское время Егвард был центром Наирийского района Армянской ССР.

    Архитектура
    Егвард известен своими историческими памятниками. Из них наиболее значима базилика V века. Нижняя часть её стен сохранилась до сих пор. Построена из высеченного туфа. На стенах сохранились надписи 660 года.
    В 3 км от города находится полуразрушенная двухъярусная церковь Зоравар середины VII века. Согласно историкам, она была возведена армянским князем Григором Мамиконяном. Сохранилась только северная часть здания. Нижний ярус имеет 8 больших треугольных выступов — апсид, верхний ярус — снаружи многогранный, изнутри имеет цилиндрическую форму. Отделка церкви, различные геометрические мотивы и мотивы с животными, красиво обработанные карнизы придают небольшому по размерам зданию монументальный вид.
    В центре Егварда находится двухэтажная церковь-усыпальница Аствацацин, построенная в 1301. На первом этаже, квадратном в плане, находится усыпальница. Второй этаж в плане почти крестообразный, здесь находится поминальный храм. Каменные консольные ступени сделаны только у входа на второй этаж — к ним приставлялась деревянная лестница. Купол церкви конусообразный, поддерживается 12-ю колоннами. Стены церкви выделяются исключительным богатством декоративной отделки. Церковь Аствацацин — одна из хорошо сохранившихся церквей эпохи Средневековья в Армении.
    Дома в городе многоэтажные, каменные, городского типа, бо́льшая часть — из чёрного туфа.

    Население
    Население Егварда в 1831 составляло 279 человек, в 1897 — 2144, в 1926 — 2865, в 1939 — 3021, в 1959 — 3940, в 1970 — 5398, в 1974 — 6050. По данным на 2006 год население города составило 10 656 человек.
    Здесь родились католикосы Мовсес II (574—604) и Маштоц I (897—898), основавший Севанский монастырь и являющийся прототипом главного героя драмы Левона Шанта «Старые боги».

  • Сообщение: #364744
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:03
    Хранитель

    Чамбарак

    Чамбарак (арм. Ճամբարակ) — город в Армении в Гехаркуникской области в верховьях реки Гетик. Расположен в 125 км от Еревана недалеко от границы с Азербайджаном. Через город проходят автомагистрали Берд-Чамбарак и Дилижан-Чамбарак.

    История
    Основан в 1835—1840 годах русскими поселенцами, в основном староверами, бежавшими от притеснений со стороны официального православия, под названием Михайловка. В 1920 году переименован в Кармир гюх (арм. Կարմիր գյուղ, в переводе с армянского, «красное село»). В 1972 году переименован в Красносельск, в 1991 году получил современное название Чамбарак. Этимология Чамбарак(курд. Cambarak, в переводе с курдского, узкая река – Чам(река), барак(узкая))

    Население
    Население, по данным переписи 2011 года, составляет 5 850 человек, из них 50.43% женщины, 49.57% мужчины. Национальный состав: русские, армяне, курды. Доля русского населения значительно сократилась с 1991 года — из-за военных действий и неспокойной обстановки в этом приграничном с Азербайджаном населённом пункте во время Карабахской войны.

  • Сообщение: #364741
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 22:01
    Хранитель

    Ноемберян

    Ноемберян (арм. Նոյեմբերյան) — город на северо-востоке Армении в Тавушской области.

    География
    Расположен в 191 км от Еревана и в 4 км от села Кохб на ветке Ереван-Тбилиси. В нескольких километрах от города проходит граница с Азербайджаном. Рядом с городом находятся сёла Кохб, Довех и Джуджеван.
    К югу от города находятся склоны хребта Воскепар, к северу и западу — хребта Гугарац. Ноемберян находится в горной местности, на северо-восточной склоне Гугаркского горного хребта, 22 км к юго-востоку от железнодорожной станции Айрум. Примерно в 5 км к западу находится местность Сроцаанк, откуда в прошлом экспортировали в Персию и Турцию точильный камень. Рядом есть церкви, старинное место поселения, крепость, кладбища. До революции 1917 года Ноемберян был в составе Газахской провинции. С 1938 года -административный центр района с одноименным названием. В Ноемберяне есть гостиницы, рестораны, две церкви, одна начальая и одна средняя школа, музыкальная школа, спортивная школа, детские сады, колледжи, кинотеатр, телестудия, медицинский центр, кафе, детское кафе. Вблизи находятся монастыри Св. Саркис и Мшкаванк.

    Климат субтропический. Средняя влажность воздуха летом равна 57-63 %, зимой — 80-82 %. Скорость ветра колеблется от 4,5 до 5,2 м/с.
    Ноемберянский район издавна знаменит растущими там высококачественными персиками.

  • Сообщение: #364739
    Heavy Metal » 16 Июл 2018, 21:55
    Хранитель

    Вайк

    Вайк (арм. Վայք) — город в Армении во Вайоцдзорской области.

    География
    Расположен в 139 км от Еревана на автомобильной дороге Ереван—Сисиан—Горис. Окружённый с севера и юга горами, город протянулся примерно на 1,5 км вдоль правого берега реки Арпа. Примерно в 1 км к западу от города расположен старый мост, построенный в XVII веке и реконструированный в 1827 году по предложению Паскевича. В городе находится церковь Сурб Трдат.

    История
    В прошлом поселение, находившее на территории Вайка, называлось Сойлан (арм. Սոյլան). По данным «Кавказского календаря» 1912 года в селе Сойлан Шарур-Даралагёзского уезда Елизаветпольской губернии жило 14 человек, в основном азербайджанцев, указанных в календаре как «татары». 12 октября 1956 года здесь был образован посёлок, названный в честь одного из бакинских комиссаров — М. Азизбекова. После распада Советского Союза посёлок получил статус города и новое название — Вайк. В 1897 году население поселения составляло 22 человека, в 1963 — 1 115, в 1976 — 4 644. Согласно данным переписи 2001 года оно составило 6 024 человека.

  • Загрузить еще