Сообщение: #462140
Heavy Metal » 08 Мар 2019, 02:05
Хранитель

Никополь

даёт достоверных фактов происхождения собственно названия Никитин Рог. По одной из легенд мыс назвали в честь поселившегося здесь одного предприимчивого запорожца Никиты, принимавшего походы против бусурман, с которыми казачество издавна вело войны.
О Никитином Роге и Никитинской Сечи писали малорусский летописец Самовидец, польский хронист Дзевович и известный французский инженер и военный картограф Гийом Левассер де Боплан. Именно он указывает на повторное восстановление польским правительством в 1638 году крепости Кодак и именно этот год считает основанием Никитинской Сечи. В своё время об урочище Никитино свидетельствуют известные историки Украины Александр Ригельман, Д. Н. Бантыш-Каменский и Н. А. Маркевич.
11 декабря 1647 года на Никитин Рог со своим сыном Тимофеем прибыл Богдан Хмельницкий, а 19 апреля 1648 года на общем казацком совете он был избран гетманом Войска Запорожского. Хмельницкий произносит перед казаками трогательную речь, которая глубоко запала в сердца запорожцев и подняла их на высокий подвиг освобождения «Малой России» от польского ига. Так началась Освободительная война украинского народа против Речи Посполитой.
Сегодня, на месте собрания исторического совета и избрания гетманом Богдана Хмельницкого, на пролегающей здесь ныне ул. Никитинской, установлен памятник.
Никитинская Сечь просуществовала недолго. В 1652 году на её месте образовалась новая Чертомлыцкая Сечь, а в 1667 году согласно официальному польско-русскому договору слово сечь было заменено на перевоз. Так образовалось поселение Никитин Перевоз. В 1734 году Никитин Перевоз обретает статус села, а в 1753 в официальных документах это место называется Никитинской Заставой. Это был важный пограничный пост Войска Запорожского Низового до 1775 года. Здесь располагались войсковая часть, таможня с пограничным комиссаром от русского правительства для рассмотрения споров между запорожцами и татарами, почтовый узел, церковь Святой Покровы Богородицы и около 40 домов семейных запорожцев. Кроме всего, здесь ещё жил и переводчик, который знал кроме русского и украинского языков, турецкий и татарский и обеспечивал всех, кто ехал в Крым и дальше за границу, билетами на турецком и татарском языках. В 1775 году Никитин Перевоз вошёл в состав Екатеринославского уезда одноимённой губернии как внештатный городок под названием Славянск. Основанием для определения начала истории современного Никополя принято считать официальный документ под названием «План вновь проектируемого укрепления Никополь, что прежде назывался Никитин перевоз для содержания воинской команды одного батальона» от 30 марта 1780 года.

Никополь в конце XVIII — начале XX веков
На рубеже XVIII и XIX веков Никополь постепенно становился важным торговым центром на Приднепровье. Выгодное географическое положение на перекрёстке водного и сухопутного путей способствовали экономическому развитию города. В 1793 году в Никополе было 425 дворов, 1388 мужчин, 476 женщин; под усадьбой находилось 200 десятин земли, под пашней 24000 десятин, сенных покосов 3000 десятин, лесу 1800. Неудобной земли насчитывалось 1600 десятин, а всего — 36000 десятин земли.
В 1795-97 годах в Никополе была сооружена новоустроенная деревянная пятикупольная Свято-Покровская соборная церковь (впоследствии уничтоженная в 1934 году), бывшая своего рода хранилищем запорожской старины. Здесь находилась запорожская историческая и церковная литература, в том числе Евангелие весом 1 пуд 37 фунтов, серебряные чарки кошевого атамана Ивана Сирко, запорожские одеяния, посуда. В 1800 году по церковным книгам в городе значится 2567 душ: 1326 мужчин и 1241 женщина. Это без людей другого вероисповедания, живших на то время в Никополе. По ходатайству Одесского градоначальника, а в 1805 — 1814 годах одновременно и генерал-губернатора Новороссийского края герцога Армана Эмманюэля дю Плесси Ришелье 4 апреля 1804 года утверждена указом значительная сумма на устройство третьей сухопутной дороги в Крым — к соляным озёрам, кроме двух уже существовавших, через Берислав и Александровскую крепость, от Херсона на стародобряческие селения Знаменка-Каменка, в котором был устроен наплавной мост через Днепр на Никополь и заготовлены материалы для судостроения.
В 1805 году вышел соответствующий указ о прокладке Чумацкого транзитного пути через Никополь для вывоза соли из Крыма и организации Солёного управления, бравшего плату за переезд через мост деньгами и солью. В указе говорилось: «К умножению вывоза соли и к поспешиванию доходов приняты меры к основанию ещё особой дороги через Никополь, дабы всеми силами и пособиями доставить жителям соседственных губерний более удобности упражняться в соляном промысле». (Полное собрание законов Российской империи № 21702 за 1805 год). Чумацкий Никитинский путь шёл от Никополя на Кременчуг с разветвлениями дорог. Рекордными показателями отличился 1842 год, когда через переправу в обе стороны прошли 101,5 тысяч человек и почти 55 тысяч фур и возов с солью и другими товарами.

26 января (7 февраля) 1834 года вышел Указ Николая I «Объ учрежденiи вольныхъ матросскихъ обществъ или цехов в городах Алешкахъ и Никополѣ», что способствовало дальнейшему развитию торговли в Никополе. В 1857 году в городе уже насчитывалось 1537 вольных матросов из 6,5 тысяч населения местечка. Они занимались перевозкой водным путём всевозможных грузов и подготовкой молодых речников. Матросские общины составляли вольное сословие, ряды которого пополнялись за счёт сельского населения, охотно вступавшего в них.
Входившие в матросский цех освобождались от подати и рекрутчины и получали земельные наделы. В течение пяти лет матросы обязаны были служить на флоте и в случае войны призывались в действующую армию. С 1856 года в Никополе матросы содержали на свои средства школу — матросское приходское училище, где дети два года изучали грамматику, арифметику и Закон Божий. Никопольские вольные матросы принимали активное участие в создании Черноморского флота и всех важнейших его боевых операциях, участвовали в Крымской войне 1853—1856 гг. и обороне Севастополя, 253 из них были награждены медалями. Номинально цех вольных матросов просуществовал в Никополе вплоть до 1941 года.
В марте 1836 года в городе была открыта почтовая контора с дилижансовым сообщением, хотя почта была и раньше. 20 октября 1847 года в Никополь прибыл первый пароход «Луба». Это событие собрало у берегов Днепра половину тогдашнего населения города. А уже в 1858 году было положено начало регулярных пароходных рейсов на линии Александровск — Никополь — Одесса. В 1859 году в Никополе местной городской полиции было разрешено выдавать свидетельство на право торговли лицам торгового сословия с соблюдением всех установленных правил. Никополь становился значительным торговым центром на Днепре.
Во времена Крымской войны 1853—1856 годов Никополь и Никитинская переправа были важным центром, где переправлялись войска и санитарные обозы. Здесь находился в 1855-56 годах госпиталь № 30, в котором умерли 1252 участника войны и героической обороны Севастополя. В госпитале процветало казнокрадство. Часто умерших начальство выдавало за живых, получая за них пайки и деньги. В своей газете «Колокол» в Лондоне это отмечал даже А. И. Герцен. С приездом первых русских сестёр милосердия, обстановка в госпитале улучшилась.

В «Новороссийском календаре на 1858 год» изданном в Одессе Ришельевским лицеем, Никополю дано такое краткое описание: «Никополь — местечко Екатеринославской губернии уезда при Днепре. Жителей 6477 обоего пола, домов 950, соборная церковь, еврейская синагога, училище для матросских детей, почтовая контора. Лавок — 37, винных погребов — 3, постоялых дворов — 4, мельниц — 55. Шесть кузниц, салотопенный завод, кирпичный завод, 37 амбаров. Жители местечка большей частью вольные матросы.»
В 1864 году население Никополя составляло 7046 человек. Здесь уже насчитывалось 1229 жилых домов (1220 деревянных и 9 каменных), 6 магазинов (4 частных и 2 общественных), три салотопенных завода, три свечных завода, два кирпичных завода, две пивоварни и лесная пристань. Действовали 4 ярмарки: Вознесенская, Успенская, Благовещенская и Дмитровская. Последняя отмечалась преимущественно торговлей хлебом в урожайные годы.
Темпы промышленного развития города значительно возросли к концу XIX века, с началом разработки обнаруженных неподалёку марганцевых руд. Разработку месторождений вели 9 акционерных обществ, где преобладающее влияние оказывали бельгийские и французские компании. Развитию промышленности и торговли также способствовал хорошо развитый речной транспорт. Ежегодно по Днепру перевозилось более 5 млн тонн грузов — главным образом хлеб и марганцевая руда. На пристань прибывали каменный уголь, лесные и строительные материалы, бакалейные товары. В 1883 году начинает функционировать завод земледельческих машин и инвентаря (ныне ООО «Никопольский механический завод»), а в 1895 — чугуномедно-литейный завод (в советское время носил название «Большевик», а ныне ОАО «Никопольский завод трубопроводной арматуры).
Накануне первой мировой войны население Никополя возросло до 30 тысяч человек, но это был всё тот же крытый соломой и камышом провинциальный городишко. Из 2700 зданий только несколько десятков были каменными, водопровод и канализация отсутствовали. Воду брали в Днепре и развозили в бочках по дворам. Медицинское обслуживание по сравнению с периодом Крымской войны несколько „шагнуло вперёд“. В двух больницах на 40 коек работали 6 врачей, 12 фельдшеров и акушерок. В городе действовало сельское училище для мальчиков, коммерческое и морское училища. Девочки обучались в частных школах. Открылись две платные библиотеки.

Годы революции. Установление советской власти
8 марта 1917 года в городе был избран Никопольский Совет рабочих, в котором меньшевики и эсеры получили большинство голосов.
Но недовольные такими результатами волеизъявления горожан, большевики города потребовали перевыборов Никопольского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Советская власть в Никополе была провозглашена 10 ноября 1917 года. Тогда же в паровозном депо состоялось собрание железнодорожников, участники которого избрали свой революционный комитет. В его состав вошли В. Г. Антипов (председатель), Н. Н. Куксин, Я. Л. Терещенко, и другие известные в Никополе большевики.
16 февраля 1919 года на II съезде Советов Никопольского уезда был избран исполнительный комитет, отделы которого впоследствии захватили все сферы жизнедеятельности города. В апреле того же года в городе возобновила работу центральная библиотека, а через месяц открылись двери музея изящных искусств. В нём экспонировались произведения живописи, скульптуры, фарфоровые изделия, мебель и другие ценности, отобранные у обеспеченных горожан.

Советский период
Предвоенные годы
Восстановление народного хозяйства Никополя, пришедшего в полный упадок после прихода к власти большевиков, потребовало от никопольчан большой самоотверженности. Лишённые топлива и сырья, остановились практически все предприятия города. Костлявая рука голода тянулась к горлу тысяч никопольчан. Именно в этот период происходит самое серьёзное снижение численности населения города (38000 чел в 1917 г.; менее 9000 в 1923 г.)
В 1924 году, после смерти В. И. Ленина его имя присвоено заводу сельскохозяйственных машин и инвентаря. С этого завода коммунистами было решено начинать возрождение городской промышленности.
К концу восстановительного периода в Никополе, кроме завода имени В. И. Ленина, действовали 33 мелких предприятия, главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции и изготовлению различного сельскохозяйственного инвентаря. Кроме того работали два кожевенных завода, семь тепловых мельниц и четыре бричечные мастерские, началось строительство городской электростанции. В 1925 году из 10 тысяч человек проживавших в городе, почти треть была занята в промышленности, больше половины в сельском

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.