Сообщение: #462152
Heavy Metal » 08 Мар 2019, 02:30
Хранитель

Алчевск

Алче́вск (укр. Алчевськ) — город областного значения в Луганской области. С 2014 года находится в составе самопровозглашённой Луганской Народной Республики.

Географическое положение
Город расположен недалеко от западной границы Луганской области возле автомобильной трассы М04(Е40). Входит в состав Алчевско-Стахановской агломерации.
Территория города преимущественно равнинная с небольшими степными холмами и балками рек. Средняя высота над уровнем моря — 211 метров.
Соседние населённые пункты: города Перевальск (примыкает) на юге, Артёмовск на юго-западе, Брянка на западе и северо-западе, сёла Петровка и Каменка на севере, посёлки Лотиково, Карпаты на северо-востоке, Михайловка на востоке, село Малоконстантиновка на юго-востоке.

История
Рабочий посёлок
Как рабочее поселение Алчевск возник в 1895 году в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО)
Донецко-Юрьевский завод — нынешний АМК.
Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода — местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги, приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и безземельные крестьяне из близлежащих губерний.
Во время острого экономического кризиса начала XX века, не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями и получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге. Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний.
В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город.
Уровень грамотности населения в Алчевске в начале XX века был невысоким. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковно-приходская школа в Васильевке. Вскоре появилась заводская школа на 700 учеников при 19 учителях.
Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905—1907 годов, но восстание потерпело поражение.
В 1910 году открылась Васильевская земская школа и частное Алмазно-Юрьевское коммерческое (среднее) училище, в котором обучалось 190 человек. К культурным очагам в заводском посёлке относилось: частный цирк, где выступали заезжие цирковые и театральные труппы, кинематограф, так называемый «летний театр», кегельбан и казино.
В 1913 году жилой фонд Алчевска составлял 38 тысяч м². Это были частные дома, в том числе хаты-мазанки и «казённые» (заводские). Из 5135 рабочих завода ДЮМО 3000 человек жили в бараках, 540 — в казармах и примерно 1600 — в 270 каменных «семейных домах».

Гражданская война
В 1917—1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 — белоказаки генерала Краснова, летом 1919 — деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть.

В составе СССР
В 1920 году на месте прежнего рабочего поселка Юрьевка, включавшего в состав пристанционный п. Алчевское, Административную, Старую и Новую колонии, предварительно определилась территория города.
После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923 года был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923 года в Алчевске осталось всего 8000 жителей.
В 1923 году был образован Луганский округ и Алчевск (статус — посёлок городского типа) стал центром Алчевского района. Согласно постановлению Луганского окрисполкома, весной 1925 года началось слияние Городищенского района с Алчевским, которое было завершено в августе того же года.
В 1925 году было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в марте 1926 года здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял ещё с 1918 года — со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых доменных печей и других объектов.
Согласно предварительным данным переписи населения, состоявшейся в декабре 1926 года, на территории Алчевского района проживало 55974 человека. Население Алчевска составляло 16000 человек. По мере ввода новых предприятий, таких как, вступивший в строй в 1929 году коксохимический завод, население Алчевска росло и к 1939 году составляло около 55000 человек.
В 1930 году началось издание городской газеты.
В 1931 году городу было присвоено имя Ворошиловс (в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова, который начинал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность) и он стал районным центром.
В 1932 году в состав города были включены п. Васильевка, п. Жиловка и хутор Должик. В границах этой застройки определилась территория довоенного города с центром на пересечении улиц Заводская, 1-го Мая, Т. Г. Шевченко и К. Маркса.
С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появился водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в 1940 году 160 тыс. квадратных метров. Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров.

Великая Отечественная война
С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Предприятия города перестроили работу на военный лад. Оборудование металлургического и коксохимического заводов, в связи с опасностью захвата города немецко-фашистскими войсками, было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Ворошиловск оккупировали фашисты почти на 14 месяцев. 2 сентября 1943 года советские воины 51-й армии 63-го стрелкового корпуса в составе 315-й стрелковой дивизии и части сил 91-й стрелковой дивизии Южного фронта Советской армии в ходе Донбасской операции освободили город от немецко-фашистских войск. Город имеет своих героев Советского Союза: П. Н. Липовенко и В. И. Недбаев.
Сразу же после освобождения города началось его восстановление с участием специалистов из других частей страны (в частности, восстановительный отряд из Челябинска). При восстановлении промышленных предприятий велась их реконструкция. В 1943 году был создан специализированный строительно-монтажный трест «Алчевскстрой». Восстановительные работы велись ускоренными темпами.

Послевоенный период
За годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Работники треста «Алчевскстрой» построили новые доменные и мартеновские печи, прокатные станы, коксовые и химические цеха, предприятия строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности и т. д.
На месте старых выросли новые предприятия. Появились крупные предприятия строительной индустрии — заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и др.
Также, в первые послевоенные годы началась застройка новых территорий по генеральному плану развития г. Ворошиловска. На улицах Набережная и Горького были построены 3 и 4-х этажные жилые и общественные здания, стадион «Сталь» и к-т «Металлург», проект которого отмечен дипломом на всеукраинском конкурсе.
В 1950-х годах начал приобретать свой специфический вид проспект Ленина (тогда проспект Мира), на котором сформировалась «ленинградская» архитектура. Он и сегодня является одним красивейших мест города.
С 1953 года началась массовая, а с 1957-го — индустриальная застройка проспектов и микрорайонов.
Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозтоваров, запущен (благодаря Петру Гмыре) первый в области троллейбус и т. п. Для развития социальной сферы были построены новые здания учебных заведений, дворцы культуры, библиотеки, кинотеатры, стадионы, спортивные залы и другие учреждениями социально-культурного назначения. В 1967—1968 годах была построена детская железная дорога, которая проработала до 1991-92 года.
С 1961 по 1991 год город назывался Коммунарск, с 1965 года он является городом областного значения.

Авария на коксохимическом заводе
5 мая 1979 года на коксохимзаводе треснуло хранилище серной кислоты и произошла утечка более 600 тонн кислоты, которая текла прямо по улицам (ул. Красных Партизан, ул. Менжинского). Пострадали автомобили, на 17 троллейбусах были полностью испорчены покрышки.
Для ликвидации аварии были привлечены воинские части. Поток кислоты дошёл примерно до Рынка и далее ушёл в Орловские пруды. Экстренно туда же были спущены 2 тонны поташа (весь наличный запас), а затем дополнительно известь.
Вопреки сообщениям западных радиостанций («Голос Америки» сообщил об аварии в первый же час), человеческих жертв не было.

В составе Украины
После провозглашения Украиной независимости, на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года, население высказалось за возвращение городу старого исторического названия — Алчевск (в память А. К. Алчевского).
В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации находившихся в городе завода строительных материалов, завода «Сигнал», коксохимического завода, АТП-10915, АТП-10967, строительно-монтажного треста, фабрики «Темп», завода КПД и производственного предприятия «Алчевские зори», в июле 1995 года было утверждено решение о приватизации Алчевского металлургического комбината.
В 1997 году действовавшие в городе профессионально-технические училища № 40 и № 81 объединили в ПТУ № 40, а городской индустриальный техникум был превращён в филиал Донбасского горно-металлургического института.

Авария на сети центрального теплоснабжения в Алчевске
Случившаяся авария во многом повторила ситуацию 1972-го года, когда произошла авария на заводской котельной, и город остался без отопления на одну неделю. После этой аварии советскими властями для нужд Алчевска и близлежащих городов была построена ещё одна котельная «Восточная» (она обошлась в 3,6 млн руб.).
В 2006 году произошла новая авария, которая приобрела общегородской масштаб. В ночь с 21 на 22 января произошёл прорыв теплотрассы от котельной «Восточная», что заставило произвести её аварийную остановку утром. В то утро температура на улице была −35 °С. Днём после аварийной остановки второй (из двух) котельной города «Заводская» из-за аварийного отключения электроэнергии произошло размораживание всей теплосети большей части квартир города, так как не был произведён слив воды из неё. Так, вследствие сильного износа систем центрального теплоснабжения, город в морозы оказался размороженным, что привело к необходимости принятия экстренных мер по восстановлению отопления. В городе было объявлено чрезвычайное положение. Выражение «Алчевская трагедия» с тех пор закрепилось в обиходе как СМИ, так и в общении людей, как синоним проявлений катастрофического положения городской инфраструктуры.

Вооружённый конфликт на востоке Украины
В начале марта 2014 в городе прошли митинги пророссийских активистов. Митингам предшествовали многократные сообщения в соцсетях от депутата городского совета Н. З. Бойко о прибытии в город автобусов с отрядами названных им «радикалы», «фашисты» «бандеровцы», что создавало панику среди некоторых жителей. После одного из таких сообщений около 300 человек заняли здание горисполкома и пробыли там целую ночь.
В ночь с 4 на 5 апреля сотрудниками «Альфы» СБУ для допроса были задержаны трое активистов местного антимайданного движения из «Алчевской гвардии» и «Алчевской дружины»: Александр Красько, Евгений Верховод и Дмитрий Солдатов. Представители пророссийского движения посредством соцсетей собрали митинг протеста у здания СБУ, в котором участвовало около сотни человек. Была перекрыта центральная улица и выдвинуто требование освободить задержанных. Днём, после допроса, задержанные были освобождены, а протестующие прошли маршем по центру города.
29 апреля пророссийски настроенные люди сняли государственный флаг со здания горсовета. 2 мая проукраинские активисты вернули украинский флаг, но почти сразу он был снят по взаимной договорённости проукраинских и пророссийских сил.
30 апреля городской голова встретился с представителями

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.