Сообщение: #344184
Heavy Metal » 07 Май 2018, 23:12
Хранитель

Баруун-Урт

Баруун-Урт, до 1989 г. по-русски назывался Барун-Урт; монг. Баруун-Урт) — город в Монголии. Административный центр Сухэ-Баторского аймака и одноимённого сомона.
Расположен в восточной части Монголии в северо-восточной части Сухэ-Баторского аймака. Расстояние от Баруун-Урта до Улан-Батора — около 500 километров по прямой и 565 километров по автодороге. Баруун-Урт находится в сухостепной холмистой местности на высоте 981 метр над уровнем моря. Высота окрестных возвышенностей не превышает 1160 метров. Вся окрестная местность имеет уклон к югу, где в 12 км от города с запада на восток протянулась покрытая солончаками и высохшими солёными озёрами (Тумэнгийн-Нур, Шорот-Цаган-Нур, Тасархайн-Нур) долина шириной от 0,5 до 4 км и длиной 100 км.
Через западную часть города протекает текущий с севера ручей Баруун Урт, давший название городу («Западный Длинный»), который наполняется водой только в период летних дождей.

Примерно в 100 км к юго-востоку от города начинается вулканическое поле Дариганга (оно частично заходит на территорию Китая) на котором располагаются многие десятки потухших вулканов разных размеров (одна из самых крупных кальдер имеет 2800 м в диаметре45°33′44″ с. ш. 113°31′04″ в. д.HGЯO), при этом относительная высота ни одного из них не превышает 300 м.
Площадь собственно города составляет 52,83 км², а всего сомона, в который входит город, 542,6 км² (по другим данным площадь города составляет 55,136 км², из которых собственно застроенные земли 52,77 км², земли улично-дорожной сети 1,59 км², земли, покрытые древесной растительностью 0,06 км², акватории и водоохранные зоны 0,03 км², сельскохозяйственные земли 0,626 км²).
Для Баруун-Урта характерна длительная морозная зима, продолжающаяся с ноября по март. Зимой выпадает очень мало снега (всего 10 мм осадков в период ноябрь-март), мощный снежный покров не образуется, большую часть снега ветрами сдувает с открытых участков местности. В силу этого происходит глубокое промерзание грунта. С другой стороны наличие практически бесснежных открытых территорий степи и полупустыни позволяет круглогодичный выпас скота на подножном корму. Наличие снега, аккумулирующегося у препятствий и в складках местности, делает возможным выпасать скот в зимнее время в удалении от колодцев, родников и других источников водопоя.
Весна короткая, характеризуется отсутствием весеннего паводка и высокой частотой повторяемости песчаных (пылевых) бурь большой силы. Также возможны кратковременные возвраты сильных морозов и бураны.
Лето тёплое, именно в этот сезон выпадает подавляющее большинство осадков. Летние дожди являются следствием прихода муссона. В июне начинается вегетация и формируется растительный покров, степень развития которого определяется количеством осадков в данном сезоне. Вегетация прекращается после завершения сезона дождей — в сентябре.
Осень короткая, сухая.
Климат не позволяет осуществление неполивного (богарного) земледелия. Поливное земледелие в окрестностях города не развито из-за отсутствия источников водоснабжения для ирригации. Ближайший к городу ареал земледелия расположен примерно в 40 км к северу от Баруун-Урта. К югу от города земледелия на территории Монголии нет.
Суровые зимы препятствуют также и садоводству.

История
Регион, в котором был основан город, издавна обжит людьми. Имеются многочисленные находки орудий времён каменного века. К более позднему периоду истории относятся каменные изваяния балбал, приписываемые древним тюркам. В районе города находится дорога, выложенная по бокам гранитными валунами и называемая «тропой коня Чингисхана».
Населённый пункт под названием Баруун-Урт был основан в связи с образованием в 1942 г. (по другим данным в 1941 г.) нового Сухэ-Баторского аймака. При выборе расположения будущего города решающую роль сыграли факторы наличия источников воды для населения, наличие в относительной близости от города разведанных запасов угля, выходящих, как это часто бывает в Монголии, прямо на поверхность. Только наличие минерального топлива для печного отопления и приготовления пищи делало возможным в безлесном аймаке создание крупного населённого пункта. Кроме того административный центр аймака располагался вблизи географического центра аймака, что облегчало транспортную доступность жителям аймака. Удачным было и то, что будущий город располагался на границе ареалов расселения двух основных этносов аймака: халха-монголов к северу от Баруун-Урта и дариганга к югу. Это, в частности, определило этнически смешанный состав населения города. Место основания города находилось всего лишь в 15 км северо-восточнее месторасположения большого монастыря, который был уничтожен всего за 4 года до этого. Монастырь, в котором насчитывалось до 1000 монахов, на протяжении долгих лет был значимым центром региона.
В условиях Второй мировой войны также имело значение и удаленность почти на 300 км от государственной границы с созданным японскими оккупантами на части территории Китая марионеточным государством Мэнцзян. Летом 1945 г. во время подготовки к Советско-японской войне южнее и восточнее города располагались советские и монгольские войска, входившие в состав конно-механизированной группы под командованием героя Советского Союза и героя Монголии Плиева, которые составляли крайний правый фланг Забайкальского фронта.
Первые годы своего существования Баруун-Урт оставался посёлком, который выполнял исключительно административные и торговые функции, его население не превышало 2-3 тысяч человек. Рост населения начался в связи с проведением коллектвизации и связанным с этим созданием (с помощью СССР) инфраструктуры общедоступной бесплатной медицины, всеобщего образования. Рост благосостояния сельского населения был обусловлен, в частности, наличием регулярных денежных выплат работающим в коллективных хозяйствах крестьянам-пастухам, что увеличило объём розничной торговли. Для обеспечения населения некоторыми товарами в городе начали создаваться небольшие предприятия местной промышленности. Это не могло не сказаться на росте населения Баруун-Урта. В 1957 г. от, согласно указу Великого народного хурала (парламента) Монголии, получил статус города (хотя в начале 1960-х годов его население составляло всего 3,5 тыс. жит.), но в последующие годы наблюдался устойчивый рост населения. К концу 1980-х годов оно достигло 16 тыс. жителей.

Культура
В городе имеется Музыкально-драматический театр «Жаахан шарга», Музей Сухэ-Баторского аймака, Государственная библиотека.
Музей Сухэ-Баторского аймака открыт в 1972 г. на базе существовавшего с 1949 г. краеведческого кабинета. Здание построено специально для музея в 1971 г. В его фондах свыше 5 тыс. единиц хранения, имеются коллекции археологическая, этнографическая, историческая, художественная и др. В музее можно осмотреть национальные костюмы всех трёх этнических групп, населяющих аймак — халха, дариганга и узумчинов. Есть коллекция экспонатов возобновлённых в Дариганге промыслов по изготовлению ремесленных изделий из серебра, художественной ковке железа. Имеется коллекция чучел животных, населяющих аймак, в том числе монгольских газелей-дзеренов. Есть экспозиция посвящённая каменным столбам-изваяниям балбал, как мужским, так и женским, приписываемым древним тюркам.
Издаются две газеты: «Шинэ Сүхбаатар» («Новый Сухэ-Батор», имеется в виду название аймака) и «Сайхан мэдээ» («Добрая весть»).
Помимо общенациональных телеканалов вещают две местные телестудии: «BBS» и «Талын долгион» («Степная волна»).
В эфире действуют две FM-радиостанции: 107,5 МГц «Ертөнцийн аялгуу» («Всемирная мелодия») и 103,1 МГц «Kiss you».

Религия
Подавляющее большинство населения города, как и всего аймака, традиционно принадлежат к буддизму.
В процессе реализации финансируемой федеральным правительством Швейцарии (Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству SDC) программы Food Security and Livelihoods in the Small Urban Centers of Mongolia[20] были произведены опросы семей Баруун-Урта, согласно данному исследованию 67,9% глав семей заявили о том, что являются буддистами, 28,9% заявили, что являются неверующими, 1,26% – христиане. В данном исследовании не отмечено мусульман, но 1,89% указали иную религию кроме перечисленных.
Баруун-Урт был построен в социалистическое время, поэтому никаких культовых сооружений в нём изначально не было. В постсоциалистический период был возведён буддийский монастырь Эрдэнэмандал Хийд. В монастыре один храм, территория окружена декоративной стеной (100 на 70 м). И храм и стена выполнены в традиционном архитектурном стиле. Своё название новый монастырь унаследовал от прежнего (сооружённого в 1830 г.), который находился46°37′40″ с. ш. 113°07′10″ в. д.HGЯO в 15 км от того места, где впоследствии был основан город. В период своего расцвета в старом монастыре насчитывалось семь храмов и обитало до 1000 монахов. Монастырь был уничтожен в 1938 г. (как и практически все культовые сооружения Монголии) в ходе репрессий против религии.
Новый монастырь находится в центральной части города, примерно в 400 м к западу от главной площади вдоль улицы, ведущей к мосту через ручей и далее на выезд в направлении Улан-Батора. Недалеко от монастыря находятся главный рынок и автостанция.

Образование
В городе имеется Научно-технологическое училище (колледж), филиал Монгольского университета науки и технологии. В колледже 260 студентов, общежитие на 104 места.
Школьный комплекс (объединяет расположенные в самостоятельных зданиях начальные классы, средние классы и старшие классы) носит название «Тэмүүлэл» («Устремление»).
Кроме того имеется городская полная средняя школа (здесь ученики всех возрастов учатся под одной крышей) носит имя Д.Сухэ-Батора.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.