Сообщение: #378739
Heavy Metal » 25 Авг 2018, 15:21
Хранитель

Шуша

Шуша (азерб. Şuşa) / Шуши́ (арм. Շուշի) — город в Нагорном Карабахе. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м. над уровнем моря, на автодороге Степанакерт—Горис, в 11 км к югу от Степанакерта (Ханкенди). Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики (НКР), фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана (не совпадающего с одноимённым районом НКР).

Климат
Город расположен в зоне мягкого умеренного климата. Среднегодовая температура +8,8 °C; средняя температура января — +2,9 °C, апреля — +7,4 °C, июля — +18,9 °C, ноября — +4,7 °C. Количество осадков — 639 мм.

Происхождение названия
Армянский автор XIX века Раффи писал, что Шуша получила своё название от армянского селения Шош, жители которого были переселены в построенную рядом крепость. Армянский автор М. Саркисян отождествляет «деревню Шушу области Амарас», упомянутую в рукописи 1428 года, с современным селом Шош (Шушикенд). В ряде более поздних источников (ЭСБЕ, Институт географии РАН, и т. д.) также утверждалось, что название города Шуши происходит от названия соседнего селения.
Некоторые армянские историки полагают, что, наоборот, селение получило своё название по имени соседней Шушинской крепости.
Согласно азербайджанской версии, создатель и первый правитель Карабахского ханства Панах-хан, приехав в гости к правителю Барды, был приглашён им на охоту в ближайшие горы и леса. Очарованный местной природой, хан якобы сказал себе: «Что за прекрасное место, какой здесь чистый и прозрачный воздух, как будто из стекла (азерб. şüşə). Здесь можно основать прекрасный город». Так и случилось — по распоряжению Панах-хана в этом месте был основан город под названием Шуша.
В 1834 году эту версию происхождения названия города привёл в своих записках российский писатель и военный историк Платон Зубов, который имел возможность общаться с современниками основания Шуши.

История
Согласно ЭСБЕ, Шуша была основана в 1752 году создателем и первым правителем Карабахского ханства Панах-Али-беком. Большой энциклопедический словарь и Институт географии РАН также называют датой основания города 1752 год. Согласно БСЭ, Шуша была основана в середине XVIII века как крепость для защиты Карабахского ханства.
Британский историк Кристофер Уолкер называет основателями Шуши Панах Али-хана и его союзника — армянского мелика Шахназара. В Энциклопедии ислама также отмечается, что город, построенный в 1752 году Панах Али-ханом, был назван Панахабадом.
Существуют две версии основания города.

Азербайджанская версия
Согласно азербайджанской версии, возведение крепости Шуша непосредственно связано с именем Панах Али-хана — основателя Карабахского ханства, выделившегося в результате распада персидского государства Надир-шаха. Как писал карабахский историк XVIII—XIX вв. Мирза Джамал Джеваншир,
Ещё в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему (Панах-хану), он нашёл целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней родственников, служащих, приближённых и знатных людей.
Шуша стала третьей крепостью, возведённой Панах Али-ханом. В 1748 году он построил крепость в местечке Баят. Согласно Мирзе Джамалу Джеванширу, отразив осаду Баята со стороны правителей Шеки и Ширвана, «Панах-хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе». Первым из меликов Панах-хану подчинился Шахназар. В 1751 году Панах-хан построил новую крепость у источника Шахбулаг в равнинном Карабахе. Решение о возведении ещё одной крепости в неприступной горной местности было принято после того, как стало известно, что каджарский хан Мохаммад Хасан-хан стал правителем Мазендерана и Гиляна. Это решение было принято при непосредственном участии армянского мелика Варанды Шахназара.
По сообщению Мир Мехди Хизани, место для строительства было выбрано такое, чтобы крепость располагалась на пути между зимними и летними пастбищами.
Новая крепость Панахабад была заложена примерно в 1751 году. Дьякон Акоп Погосян-Закарян-Шушеци следующим образом описывает строительство крепости: «…Приказал (хан) явиться по одному мужчине со своей провизией от каждой семьи со всех провинций для строительства крепости. По приказу хана крестьяне должны были прийти во главе князей. Сюда, на гору позвали также всех архитекторов. И воздвигли они сооружение с пятьюдесятью башнями и крепостными стенами длиною в пять тысяч локтей». Город вначале назывался Панахабадом в честь своего основателя, а позднее стал именоваться Шуша, по названию соседнего армянского селения Шош (Шушикенд), часть жителей которого была переселена в новый город вместе с жителями Шахбулага и нескольких других деревень.
В дальнейшем Панах Али-хан постепенно подчинил своей власти всех армянских меликов Хамсы и распространил свою власть на соседние территории. Таким образом, в результате междоусобиц армянских меликов, Нагорный Карабах впервые за свою историю оказался под властью тюркского правителя.

Армянская версия
Страница армянского «Евангелия» 1428 года, переписанного, согласно колофону рукописи, «в деревне Шушу области Амарас».
Существующие армянские версии сводятся к тому, что к середине XVIII века крепость уже существовала и принадлежала армянскому мелику Шахназару, который и передал её Панах Али-хану.
В одном из исторических документов сообщается, что «оная деревня Шоша окружена каменными горами». Под «каменными горами» здесь подразумевается каменистое плато, в то время неприступное, которое с трёх сторон окружено отвесными скалами. Эта местность служила естественным укреплением или крепостью для защиты от врагов. По утверждению Шагена Мкртчяна, основателем крепости был Аван-юзбаши, командующий боевыми силами сыгнахов (опорных пунктов), штаб которого размещался на вершине небольшого плато, неподалёку от селения Шош. Эта местность в архивных источниках называется «Укрепление Шоша», или «Кар» («Скала» или «Наскальная»). Выходец из рода местных меликов, Аван-юзбаши, вероятно, в то время прибыл в Карабах из Ширвана. В одной из армянских хроник указано, что «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это имело место в 1717 году». В письме русского генерала Матюшкина от 19 декабря 1725 года говорилось, что «сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч … остаётся в схнахе и строит крепость». 15 ноября 1726 года Аван-юзбаши докладывал командиру русских войск, что османцы «со всей армией напали на Шоши — крепость Авана юзбаши и Охана юзбаши. Восемь дней воевали пушками и снарядами. Захватили половину скалы, но больше пройти не смогли». Ашот Иоаннисян считает, что фундамент крепостной стены начал закладывать ещё в 1724 году Аван-юзбаши, а Панах Али-хан лишь возвёл с четвёртой стороны плато высокую стену, чтобы «на вершине плоскогорья поселение городского типа было бы защищено со всех четырёх сторон».
В 1733 году карабахские армяне выгнали тюрок из своих владений, при этом убив сераскира Сара Мустафу пашу, после чего между владетелями армянских меликств возникли междоусобные распри, вылившиеся в 20-летнюю войну. Мелик Шахназар, пытаясь взять верх над своими противниками, пригласил себе на помощь предводителя кочующего джеванширского племени, сдав ему крепость Шуши
В рапорте А. В. Суворова, направленном из Астрахани князю Г. А. Потемкину, сообщалось:
Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным.
В российском документе середины XVIII века сообщалось:
Крепчайшее по местоположению селение здесь Шуша. Оно принадлежало мелику Шахназару варандинскому, который, поссорясь с другими двумя меликами… союзными между собою издревле, вошёл в союз с Фона-Ханом (Пена-Ханом), незнатным владетелем кочующего близ Карабага Чаванширского (или Шаваншорского) татарского (то есть азербайджанского — прим.) народа, по смерти Надыра; уступил ему Шушийскую деревню…

В записке царя Грузии Ираклия II упоминается о захвате Панах-Али ханом армянской крепости: «Хамс составляет владение и во оных сем воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владении находится армянской патриарх… один человек [Панах Али], закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята…». По мнению современных армянских историков, речь в этой записке идёт о Шушинской крепости
В Армянской советской энциклопедии утверждалось, что Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар — именно здесь в IX веке князь Сахл Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош, сигнах Шош.
По ещё одной версии, Шуша была построена на развалинах древнего города Шуши, разрушенного монголами. Мнение о ранее существовавшем армянском укреплении, согласно доктору исторических наук Гамлету Петросяну, получило археологическое подтверждение в ходе раскопок в начале XXI в.

XIX — начало XX вв.
С 1755 по 1823 годы Шуша оставалась столицей Карабахского ханства. При Ибрагим Халил-хане город был разделён на три квартала: Табризли, Казанчали и Аглисли. По данным источника 1795 года, в Шуше имелось более 10 тыс. населения. С 1813 года (фактически с 1805 года) — в составе России.
Во время Русско-персидской войны 1826—1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы.
После преобразования в ноябре 1822 года Карабахского ханства в провинцию, Шуша стала центром провинции и резиденцией военно-окружного начальника мусульманских провинций — генерал-лейтенанта князя В. Г. Мадатова. Должность военно-окружного начальника была учреждена в 1824 году. Фактически же деятельность его началась с 1817 года. С 1840 года Шуша — уездный город Каспийской области, с 14 декабря 1846 года — вновь образованной Шемахинской, а с 1859 года — Бакинской губернии. В декабре 1867 года вошёл в состав Елизаветпольской губернии.
В XIX веке были составлены три генеральных плана (в 1820-е, 1837 и 1855 гг.), согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX века нагорная часть города была армянской, нижняя — татарской. В армянской части имелись реальное училище и уездная семинария для девочек; там же располагались и присутственные места. В городе проживало много богатых армянских купцов В татарской части города располагались русско-татарская школа, ряд музыкальных школ, а также частные школы Говхар-Аги (сестры последнего карабахского хана) и Самед-бека Агаева. Первый театр построил в 1896 году Мкртич Хандамирян (Хандамиров) (рядом с церковью Газанчецоц). В 1905 году было построено новое здание реального училища. В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы. Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами. В начале XX века в городе имелись две соборные и несколько квартальных мечетей и одна православная церковь. От старого города сохранились части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. в армянских кварталах, армянский собор. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался некоторым благоустройством.
В 1912 году в Шуше стараниями врача Абдул Керима Мехмандарова была открыта первая русско-азербайджанская женская школа на 20-30 человек.
До 1920 г. в Шуше в разное время выходили в свет 22 газеты, из которых 20 на армянском языке и 2 — на русском

1905—1906 годы
Первые армяно-азербайджанские столкновения в Шуше относятся к началу XX века. Ещё в 1890-е годы царское правительство увеличило армянское представительство в местных административных органах с целью ослабить влияние мусульманской знати. В результате реформ 1892 года армяне стали преобладать в городских думах таких городов, как Шуша, Баку и Эривань, что вызывало недовольство среди азербайджанского населения. Вскоре, однако, царские власти, обеспокоенные чрезмерно возросшим влиянием армянской буржуазии, в особенности в крупных городских центрах, попытались нейтрализовать его, провоцируя конфликты с местным мусульманским населением. Последующие реформы властных структур привели к обострению обстановки в Шуше, как и на территории всего Азербайджана, вызвав теперь недовольство армянской интеллигенции, не желавшей сдавать позиции в политической и экономической жизни. Вслед за событиями 1905 года в Баку, Елизаветполе и других городах Азербайджана армяно-азербайджанские столкновения начались также и в Шуше.
В Шуше армяно-татарскую резню летом 1906 года спровоцировали вооружённые формирования армянской националистической партии «Дашнакцутюн». Обе стороны использовали тактику поджогов домов, что привело к массовым пожарам. Было сожжено множество домов армян и вся торговая часть, театр. В азербайджанском секторе сгорело около 80 домов. Число жертв резни составило 300 человек, из которых 200 были мусульманами. Материальный ущерб составил около 5 миллионов рублей.

1918
28 мая 1918 года Временный Национальный совет Азербайджана провозгласил создание самостоятельного государства — Азербайджанской Демократической Республики — на территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи, включая Карабах и Зангезур. Однако армянское население Карабаха и Зангезура категорически отказалось признать власть АДР. 22 июля 1918 г. в Шуше состоялся I съезд армян Карабаха, который провозгласил независимость Нагорного Карабаха и избрал своё собственное Народное правительство. В сентябре 1918 г., на II съезде армян Карабаха, правительство было переименовано в Армянский национальный совет Карабаха.
Новому правительству, по оценке армянского населения, удалось навести порядок в охваченной анархией области: «разнузданных укротили, разбойников прогнали, шпионы армяне Азербайджана <так в тексте> были расстреляны. Жизнь стала входить в нормальное русло». В то же время в докладе Н. Михайлова, члена Чрезвычайной следственной комиссии, созданной парламентом АДР, утверждалось, что именно в это время начались погромы мусульманского населения Шуши и Шушинского уезда со стороны армян. В докладе были зафиксированы данные о более чем ста убитых мусульманах, включая женщин, стариков и детей. В докладе сообщалось, что убийства мусульман сопровождались грабежами и хищением их имущества, поджогами домов и других построек.
Между тем правительство АДР попыталось подчинить себе Нагорный Карабах с помощью турецких войск, вторгшихся в Закавказье после подписания Брестского мира между Центральными державами и Советской Россией. Командующий турецкими войсками Нури-Паша предъявил Национальному совету Карабаха ультиматум о признании власти АДР, однако II съезд армян Карабаха, созванный 6 сентября 1918 г., отверг его. В сентябре Шуша была занята объединёнными азербайджанско-турецкими войсками, которые разоружили армянские части и произвели массовые аресты среди местной интеллигенции.
В ноябре 1918 г., после капитуляции Турции перед Антантой, эвакуации турецких войск из Карабаха и ввода в Азербайджан английских войск, власть в Карабахе вновь перешла к Армянскому национальному совету (правительству) Карабаха.

1919 год. Двоевластие
15 января 1919 г. английское командование до окончательного решения спорных вопросов на Парижской мирной конференции утвердило генерал-губернатором Карабаха (c Зангезуром) назначенного азербайджанским правительством Хосров-бека Султанова. Армяне были шокированы не только открытой поддержкой англичанами азербайджанских властей, но и самим выбором генерал-губернатора, Хосров-бек Султанов был известен своими пантюркистскими и армянофобскими взглядами и участием в резне армян в Баку в сентябре 1918 года.
Султанов прибыл в Шушу 10 февраля. Национальный совет армян Карабаха отказался, однако, подчиниться ему, и в городе установилось фактическое двоевластие. 23 апреля V съезд армян Карабаха объявил «неприемлемой любую административную программу, имеющую хоть какую-то связь с Азербайджаном».
Султанов тем временем при попустительстве англичан блокировал сообщение и торговлю Нагорного Карабаха с равниной, чем вызвал в Нагорном Карабахе голод. Одновременно он организовал нерегулярные курдско-татарские конные отряды под руководством двух своих братьев.

4 июня азербайджанская армия попыталась занять армянские позиции и армянскую часть города. Нападение было отбито, и стороны были разведены британскими сипаями, под охраной которых три дня спустя азербайджанская часть была введена в армянский квартал и заняла казармы. Согласно утверждениям Национального совета армян Карабаха, Султанов отдавал прямые приказы о резне и погроме в армянских кварталах («можете делать всё, только не поджигать домов. Дома нам нужны».
Одновременно с событиями в Шуше азербайджанцы вырезали несколько армянских сёл. 5 июня отряд под предводительством Султан-бека Султанова (брата губернатора) полностью вырезал селение Гайбаллу (армянск. Гайбалушен, было известно также как Кайбаликенд), находившееся, как особо отметили англичане, «непосредственно рядом с Шушой на виду из дома Султанова». По данным англичан, из 700 жителей в живых осталось 11 мужчин и 87 женщин и детей. Азербайджанский офицер, остановивший погромы двух армянских селений, был наказан Султановым. Основываясь на этих фактах, представитель английского командования полковник Клотерберг в своём докладе требовал отдачи Султанова под суд.
12 августа в Шуше открылся VII съезд армян Карабаха. Султанов в ответ приказал перекрыть тракт Шуша-Евлах и все ведущие в Нагорный Карабах дороги, навёл пушки на армянскую часть города и ультимативно потребовал в течение 48 часов признать власть Азербайджана. Учитывая то, что английский гарнизон, готовясь к предстоящей эвакуации из Азербайджана, был выведен из Шуши, армяне оказались в безвыходном положении и 22 августа заключили соглашение, по которому Нагорный Карабах объявил, что считает себя «временно в пределах Азербайджанской Республики» (до окончательного решения вопроса на Парижской мирной конференции). Губернатор получал помощника-армянина и 6 советников (трёх армян и трёх мусульман); армяне сохраняли самоуправление; Азербайджан имел право содержать гарнизоны в Шуше и Ханкенди только по штатам мирного времени; он не мог вводить войска в Нагорный Карабах иначе как с согласия Армянского национального совета; разоружение населения прекращалось до решения Парижской мирной конференции. По сообщению побывавшего в Карабахе британского журналиста Роберта Скотланд Лидделла, в регионе установился мир, какого, по словам жителей, не было никогда.

Март 1920 г. Разгром армянской части Шуши
Заключённое в августе 1919 года соглашение ограничило азербайджанское административное и военное присутствие в Нагорном Карабахе и установило внутреннюю автономию региона. Практически сразу же, однако, соглашение было нарушено, азербайджанские войска вошли в Нагорный Карабах и сосредоточились на границе с Зангезуром. 19 февраля 1920 года Султанов категорически потребовал от Армянского национального совета Карабаха немедленно решить вопрос «окончательного вхождения Карабаха в Азербайджан как его неразрывной экономической части». Азербайджан приступил к сосредоточению вокруг Нагорного Карабаха своих войск и нерегулярных вооружённых отрядов. В Шушу в качестве военного советника прибыл турецкий генерал Халил-паша.
28 февраля — 4 марта в Шуше состоялся VIII съезд армян Карабаха, который отверг требование Султанова, обвинив губернатора в многочисленных нарушениях мирного соглашения, вводе войск в Карабах без разрешения Национального совета и организации убийств армян.
Султанов, пытаясь усилить свой контроль над Карабахом, запретил армянам покидать Шушу без разрешения, приказал организовать регистрацию армян, служивших в российской армии, разработал планы уничтожения армянских поселений между Зангезуром и Карабахом, чтобы разорвать связь между армянами этих регионов.
Нарушение азербайджанской стороной условий августовского соглашения, по мнению Ричарда Ованнисяна, в конечном итоге и привело в конце марта 1920 года к неудачной попытке вооружённого восстания.
В ночь с 22 на 23 марта, во время празднования праздника Новруз, армянские вооружённые отряды напали на азербайджанские гарнизоны в Шуше, Аскеране и Ханкенди, пытаясь застать азербайджанцев врасплох.
В Шуше, однако, из-за несогласованных действий армянских отрядов азербайджанским войскам удалось организовать оборону Шушинской крепости, а с наступлением утра — нанести ответный удар по напавшим, после чего они при участии местных жителей-азербайджанцев устроили резню в армянских кварталах, что привело к массовой гибели и изгнанию всего армянского населения и уничтожению армянской части города в результате вспыхнувшего пожара. Нескольким тысячам жителей удалось, воспользовавшись густым туманом, бежать из города по Дашалтинской дороге в сторону Варанды. Среди жертв был и армянский епископ Ваган, повешенный азербайджанцами, и начальник городской полиции Аветис Тер-Гукасян, сожжённый заживо.
26 мая армянская газета «Жоговурд» («Народ») сообщала: «…В результате имевших место в Карабахе боёв разрушены и разграблены город Шуша и свыше 30 сёл, в результате чего появилось 25000 беженцев. Согласно записи, проведённой 28 апреля, 12335 чел. разместились в Варанде и Дизаке, причём 5975 чел. из них городские жители, совершенно голодные, раздетые и разутые. Беженцы разбросаны также в Хаченском и Джеванширском уездах, в которых из-за нарушения сообщений не было точной записи. Приблизительно можно насчитать в этих районах 25500 беженцев, для размещения которых заняты пригодные государственные и частные здания. В Варанде и Дизаке чувствуются продовольственные затруднения».

Советский период
Мартовские события явились серьёзным ударом для Шуши. Лишившись урбанизированной армянской части города с её торговыми, культурными, учебно-просветительскими и медицинскими заведениями, оставшаяся мусульманская часть Шуши была обречена на жалкое существование и постепенную стагнацию.
Численность населения упала до 9 тысяч (5,1 тысяч человек в 1926 году, 5,6 тыс. в 1932 году) и лишь к концу советского периода поднялась до 17 тыс. (подробнее см. История Нагорного Карабаха). Шуша потеряла своё былое значение; столицей Нагорно-Карабахской автономной области был выбран Степанакерт, Шуша же стала одним из районных центров.
В советское время в Шуше работали производственный комбинат, ткацкий цех Карабахского шёлкового комбината, фабрика по изготовлению восточных музыкальных инструментов, сельскохозяйственный техникум, педагогическое училище, музей истории Шуши, мемориальный дом-музей композитора Узеира Гаджибекова, санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, турбаза. Из достопримечательностей – сохранившиеся части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. (для которых характерно применение шебеке и росписей).
В 1977 году постановлением Совета министров Азербайджанской ССР Шуша была объявлена городом-заповедником. При этом заповедной была объявлена и восстанавливалась только восточная, азербайджанская часть города, в которой создавались дома-музеи и возводились мавзолеи. Армянские же памятники не вошли в список охраняемых объектов, армянские кладбища и церкви Агулецоц и Мегрецоц были разрушены и использовались в качестве строительных материалов. В конце 1970-х на могиле поэта и государственного деятеля XVIII века Молла Панах Вагифа был воздвигнут мавзолей, на открытии которого присутствовал Гейдар Алиев.
По данным последней переписи населения, проводившейся в СССР в 1989 году, в Шуше проживало 17 тысяч человек; азербайджанцы составляли 98 % всего населения города. В мае 1988 года последние армянские жители были депортированы из Шуши, а уже осенью 1989 года были разрушены надгробные памятники армянского кладбища.

После распада СССР
2 сентября 1991 была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. 23 сентября независимость провозгласила Армения. Азербайджан — 18 октября. С конца 1991 года город оказался в блокаде армянских сил. Зимой 1991—1992 годов из Шуши вёлся интенсивный обстрел Степанакерта, в том числе с применением установок «Град» и «Алазань».
К весне того же года Шуша оставалась последним крупным населённым пунктом с азербайджанским населением на территории Нагорного Карабаха. С 8 мая по 9 мая 1992 года Шуша была взята армянами; население и гарнизон отступили в Лачин. В ходе штурма армянские силы использовали системы залпового огня «Град» и бронетехнику. После взятия Шуши армянскими карабахскими силами и подавления азербайджанских огневых точек, прекратился длившийся несколько лет беспощадный артобстрел Степанакерта не оставивший в городе ни одного целого здания
«Памятник освобождению Шуши» у въезда в город: армянский танк Т-72, первым ворвавшийся в город в полдень 8 мая 1992 года и подбитый азербайджанцами
Подвергшийся бомбардировкам армянский собор в настоящее время полностью восстановлен. Сохранены также Верхняя мечеть Шуши, построенная в 1883, Нижняя мечеть и мечеть Саатлы с одним минаретом XIX в., ранее поврежденный минарет которой отреставрирован в 2004—2005 годах. Одна из шушинских мечетей восстанавливается на средства зарубежной армянской благотворительной организации. Побывавший в 2015 году в Шуше корреспондент «The New York Times» отмечал, что восстановленные армянами, и находящиеся под охраной непризнанного государства, мечети не тронуты и находятся в прекрасном состоянии. Бывший дом-музей оперного певца Бюльбюля (XIX век) был повреждён в ходе войны.
В 1992 году азербайджанцы устроили в церкви Казанчецоц склад ракет для установок РСЗО Град. Из храма были выброшены все каменные скульптуры, а большой бронзовый колокол был продан. Впоследствии, в декабре 1992 года, колокол был обнаружен на одном из рынков города Донецк, был выкуплен армянами за три миллиона рублей и возвращён. В отместку, после занятия города армянской стороной, бронзовые бюсты Узеира Гаджибекова, Натаван и Бюль-Бюля были вывезены в Грузию на металлолом, где были выкуплены азербайджанскими властями и в настоящее время выставлены во дворе музея искусств в Баку. Фонд «Возрождение Шуши» выразил готовность установить бюст Натаван перед домом поэтессы, если азербайджанская сторона вернет его. По данным азербайджанской газеты «Наш Дом» дом знаменитой азербайджанской поэтессы, уроженки Шуши Хуршид-бану Натаван был сожжен. В городе установлен памятник полководцу, бывшему премьер-министру Армении Вазгену Саркисяну. В Шуше проводится часть показов кинофестиваля «Золотой абрикос».
В 2005 году население города составляло 3105 человек, в 2011 году — составляет около 4200 человек, в основном беженцы из Азербайджана.
Начиная с 2009 года, фонд «Hayastan All Armenian Fund» производит восстановительные работы коммунальных систем и разрушенных улицах города.
В 2012 году в город переехало Министерство культуры и по делам молодёжи НКР. Планируется перевести в Шушу и министерство юстиции.

Туризм
1 мая в Шуше открылся туристический информационный центр «Karabakh Information», основанный управлением по туризму при правительстве НКР. Главной задачей информационного центра является предоставление всевозможной бесплатной информации, интересующей туристов (о местах достопримечательностей, гостиничных и развлекательных комплексах, банках, ресторанах, транспорте и т. д.) на армянском, английском и русском языках.
В городе действует комфортабельная гостиница «Шуши».
9 мая 2013 года в городе открылся Государственный Музей Изобразительного Искусства в духе армянских культурных традиций и полном соответствии архитектурному прошлому города. Ещё до строения галереи в Москве для неё было собрано более 300 картин разных художников.

Культурная жизнь
Шуша славилась своей богатой культурной жизнью, литературой, музыкой, архитектурой. В городе действовало большое количество различных литературных и музыкальных обществ.
В конце XVIII — начале XIX века складывается шушинская школа мугамата, состоявшая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнего вида искусства. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша.
В XVIII веке здесь жил и творил знаменитый азербайджанский поэт и визирь карабахского ханства Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов.
Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно «поющим городом», сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приёмами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий). В Шуше выросли такие ханенде как Садыхджан, Исмаил, Гасан, Аббас, Мешади Иси, Абдулбаги Зейналов, Гаджи Гуси и др.
Во второй половине XIX в Шуше действовала музыкальная школа, руководимая Харрат Гулу и Молла Ибрагимом. Эта школа готовила певцов с малых лет, главным образом для религиозных песнопений. В 1880-х гг. в Шуше и музыкальная школа, в которой преподавал Кёр Халифа, обучавший детей игре на таре, кеманче и мугамам. Эта школа выпустила небольшое количество таристов и кеманчистов и после смерти Кёр Халифа закрылась.
Шуша, славившаяся как один из центров азербайджанской музыкальной культуры, была одним из первых городов, где стали устраиваться концерты народной музыки. В 1898 году в Шуше под руководством А. Ахвердиева был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке — «Меджнун на могиле Лейлы» (по поэме Физули). Партию Меджнуна пел ханенде Джаббар Каръягдыоглы; именно с этой постановки начался творческий путь тогда ещё тринадцатилетнего Узеира Гаджибекова. В 1901 году в Шуше состоялся публичный концерт азербайджанской народной музыки, организованный А. Ахвердовым. Кроме мугамов на концерте был исполнен дуэт из поэмы Физули «Лейли и Меджнун». В 1902 году там же была показана инсценировка из поэмы Алишера Навои «Фархад и Ширин».

Русский исследователь восточной музыки В. Виноградов пишет в своей книге о Шуше:
«Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывёт музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. «Шушинские музыканты» делали историю азербайджанской музыки и представляли её не только у себя на родине, но и в других странах Востока.»
Знаток музыки народов Кавказа В. Д. Карганов в своей книге Кавказская музыка писал: «…для Закавказья музыкантов и певцов давал гор. Шуша, являвшийся прекрасной родиной стихов, музыки и песни; из этого города, игравшего для всего Закавказья роль консерватории, каждый сезон и даже каждый месяц шли в Закавказье новые песни, новые мотивы».
Шуша известна также как старинный центр ковроделия. В конце XIX века отмечалось, что из всех видов кустарного производства, существующих в Шуше, первое место, по количеству и качеству изделий, занимает ковроткание, и, что по количеству и качеству ковров и паласов Шуше принадлежит первое место на всём Кавказе.
Не исключено, что в 1837 году в Шуше бывал находившийся в Закавказье в составе Нижегородского полка М. Ю. Лермонтов, однако часто это ставится под сомнение. Письмо поэта, где предположительно упоминается этот город, не сохранилось, а в публикации, по которой оно известно, стоит «был в Шуме», что явная ошибка, и исправление на «в Шуше» лишь предположительно. Возможно, в письме стояло «в Нухе»: Шуша лежит далеко от маршрута лермонтовского полка, в то время как через Нуху, лежащую на дороге из Шемахи в Кахетию, поэт проезжал заведомо.
В Шуше родился, жил, творил и умер Мир Мохсун Навваб (1833—1918). Он внёс весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство, принимал участие в росписи шушинской мечети Говхар-ага. В зале мемориального музея художника в Шуше сохранились стенные росписи, исполненные Наввабом в 1886 году. Такие же осписи содержались в его небольшой рабочей комнатке.
Со второй половины XIX века в Шуше начинают организовываться музыкальные собрания — меджлисы. Среди них — «Меджлиси-унс», организованный Натаван, и «Меджлиси фарамушан», созданный поэтом, художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом.

Шуша в творчестве Василия Верещагина
Русский художник Василий Верещагин, посетив Шушу в середине мая 1865 года, создал несколько рисунков и множество зарисовок. В Киевском музее русского искусства хранится рисунок Верещагина, изображающий мечеть в Шуше и имеющий авторскую датировку: «17 июля 65 года» – поэтому считается, что художник оставался в городе и его окрестностях более двух месяцев, собирая этюдный материал. Отмечается также, что неизгладимое впечатление произвело на Верещагина «празднование» священных десяти дней Мохаррема. Так, считается, что значительной вехой в творчестве Верещагина стал большой рисунок «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», созданный им на основе натурных зарисовок и этюдов маслом (которые он начал писать только во время поездки) при возвращении в Париж.
Также отмечается, что такие работы, как «Дом для приезжих в Шуше», «Мечеть в Шуше» и др. носят характер не набросков, а вполне законченных этюдов, хорошо построенных, тонко проработанных в главном и во всех деталях. В городе Верещагин, введённый губернатором в частные и общественные дома, имел возможность наблюдать и зарисовывать и такие бытовые сцены, как приём купцом своих гостей, обучение в татарской школе. В результате этих наблюдений Верещагиным было создано несколько рисунков: «В гостевой богатого дома» («Татарское кафе»), «В мусульманской школе» («Татарская школа в Шуше»), «Зала в доме татарина в Шуше».

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.