Сообщение: #378739
Heavy Metal » 25 Авг 2018, 15:21
Хранитель

Шуша

русском

1905—1906 годы
Первые армяно-азербайджанские столкновения в Шуше относятся к началу XX века. Ещё в 1890-е годы царское правительство увеличило армянское представительство в местных административных органах с целью ослабить влияние мусульманской знати. В результате реформ 1892 года армяне стали преобладать в городских думах таких городов, как Шуша, Баку и Эривань, что вызывало недовольство среди азербайджанского населения. Вскоре, однако, царские власти, обеспокоенные чрезмерно возросшим влиянием армянской буржуазии, в особенности в крупных городских центрах, попытались нейтрализовать его, провоцируя конфликты с местным мусульманским населением. Последующие реформы властных структур привели к обострению обстановки в Шуше, как и на территории всего Азербайджана, вызвав теперь недовольство армянской интеллигенции, не желавшей сдавать позиции в политической и экономической жизни. Вслед за событиями 1905 года в Баку, Елизаветполе и других городах Азербайджана армяно-азербайджанские столкновения начались также и в Шуше.
В Шуше армяно-татарскую резню летом 1906 года спровоцировали вооружённые формирования армянской националистической партии «Дашнакцутюн». Обе стороны использовали тактику поджогов домов, что привело к массовым пожарам. Было сожжено множество домов армян и вся торговая часть, театр. В азербайджанском секторе сгорело около 80 домов. Число жертв резни составило 300 человек, из которых 200 были мусульманами. Материальный ущерб составил около 5 миллионов рублей.

1918
28 мая 1918 года Временный Национальный совет Азербайджана провозгласил создание самостоятельного государства — Азербайджанской Демократической Республики — на территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи, включая Карабах и Зангезур. Однако армянское население Карабаха и Зангезура категорически отказалось признать власть АДР. 22 июля 1918 г. в Шуше состоялся I съезд армян Карабаха, который провозгласил независимость Нагорного Карабаха и избрал своё собственное Народное правительство. В сентябре 1918 г., на II съезде армян Карабаха, правительство было переименовано в Армянский национальный совет Карабаха.
Новому правительству, по оценке армянского населения, удалось навести порядок в охваченной анархией области: «разнузданных укротили, разбойников прогнали, шпионы армяне Азербайджана <так в тексте> были расстреляны. Жизнь стала входить в нормальное русло». В то же время в докладе Н. Михайлова, члена Чрезвычайной следственной комиссии, созданной парламентом АДР, утверждалось, что именно в это время начались погромы мусульманского населения Шуши и Шушинского уезда со стороны армян. В докладе были зафиксированы данные о более чем ста убитых мусульманах, включая женщин, стариков и детей. В докладе сообщалось, что убийства мусульман сопровождались грабежами и хищением их имущества, поджогами домов и других построек.
Между тем правительство АДР попыталось подчинить себе Нагорный Карабах с помощью турецких войск, вторгшихся в Закавказье после подписания Брестского мира между Центральными державами и Советской Россией. Командующий турецкими войсками Нури-Паша предъявил Национальному совету Карабаха ультиматум о признании власти АДР, однако II съезд армян Карабаха, созванный 6 сентября 1918 г., отверг его. В сентябре Шуша была занята объединёнными азербайджанско-турецкими войсками, которые разоружили армянские части и произвели массовые аресты среди местной интеллигенции.
В ноябре 1918 г., после капитуляции Турции перед Антантой, эвакуации турецких войск из Карабаха и ввода в Азербайджан английских войск, власть в Карабахе вновь перешла к Армянскому национальному совету (правительству) Карабаха.

1919 год. Двоевластие
15 января 1919 г. английское командование до окончательного решения спорных вопросов на Парижской мирной конференции утвердило генерал-губернатором Карабаха (c Зангезуром) назначенного азербайджанским правительством Хосров-бека Султанова. Армяне были шокированы не только открытой поддержкой англичанами азербайджанских властей, но и самим выбором генерал-губернатора, Хосров-бек Султанов был известен своими пантюркистскими и армянофобскими взглядами и участием в резне армян в Баку в сентябре 1918 года.
Султанов прибыл в Шушу 10 февраля. Национальный совет армян Карабаха отказался, однако, подчиниться ему, и в городе установилось фактическое двоевластие. 23 апреля V съезд армян Карабаха объявил «неприемлемой любую административную программу, имеющую хоть какую-то связь с Азербайджаном».
Султанов тем временем при попустительстве англичан блокировал сообщение и торговлю Нагорного Карабаха с равниной, чем вызвал в Нагорном Карабахе голод. Одновременно он организовал нерегулярные курдско-татарские конные отряды под руководством двух своих братьев.

4 июня азербайджанская армия попыталась занять армянские позиции и армянскую часть города. Нападение было отбито, и стороны были разведены британскими сипаями, под охраной которых три дня спустя азербайджанская часть была введена в армянский квартал и заняла казармы. Согласно утверждениям Национального совета армян Карабаха, Султанов отдавал прямые приказы о резне и погроме в армянских кварталах («можете делать всё, только не поджигать домов. Дома нам нужны».
Одновременно с событиями в Шуше азербайджанцы вырезали несколько армянских сёл. 5 июня отряд под предводительством Султан-бека Султанова (брата губернатора) полностью вырезал селение Гайбаллу (армянск. Гайбалушен, было известно также как Кайбаликенд), находившееся, как особо отметили англичане, «непосредственно рядом с Шушой на виду из дома Султанова». По данным англичан, из 700 жителей в живых осталось 11 мужчин и 87 женщин и детей. Азербайджанский офицер, остановивший погромы двух армянских селений, был наказан Султановым. Основываясь на этих фактах, представитель английского командования полковник Клотерберг в своём докладе требовал отдачи Султанова под суд.
12 августа в Шуше открылся VII съезд армян Карабаха. Султанов в ответ приказал перекрыть тракт Шуша-Евлах и все ведущие в Нагорный Карабах дороги, навёл пушки на армянскую часть города и ультимативно потребовал в течение 48 часов признать власть Азербайджана. Учитывая то, что английский гарнизон, готовясь к предстоящей эвакуации из Азербайджана, был выведен из Шуши, армяне оказались в безвыходном положении и 22 августа заключили соглашение, по которому Нагорный Карабах объявил, что считает себя «временно в пределах Азербайджанской Республики» (до окончательного решения вопроса на Парижской мирной конференции). Губернатор получал помощника-армянина и 6 советников (трёх армян и трёх мусульман); армяне сохраняли самоуправление; Азербайджан имел право содержать гарнизоны в Шуше и Ханкенди только по штатам мирного времени; он не мог вводить войска в Нагорный Карабах иначе как с согласия Армянского национального совета; разоружение населения прекращалось до решения Парижской мирной конференции. По сообщению побывавшего в Карабахе британского журналиста Роберта Скотланд Лидделла, в регионе установился мир, какого, по словам жителей, не было никогда.

Март 1920 г. Разгром армянской части Шуши
Заключённое в августе 1919 года соглашение ограничило азербайджанское административное и военное присутствие в Нагорном Карабахе и установило внутреннюю автономию региона. Практически сразу же, однако, соглашение было нарушено, азербайджанские войска вошли в Нагорный Карабах и сосредоточились на границе с Зангезуром. 19 февраля 1920 года Султанов категорически потребовал от Армянского национального совета Карабаха немедленно решить вопрос «окончательного вхождения Карабаха в Азербайджан как его неразрывной экономической части». Азербайджан приступил к сосредоточению вокруг Нагорного Карабаха своих войск и нерегулярных вооружённых отрядов. В Шушу в качестве военного советника прибыл турецкий генерал Халил-паша.
28 февраля — 4 марта в Шуше состоялся VIII съезд армян Карабаха, который отверг требование Султанова, обвинив губернатора в многочисленных нарушениях мирного соглашения, вводе войск в Карабах без разрешения Национального совета и организации убийств армян.
Султанов, пытаясь усилить свой контроль над Карабахом, запретил армянам покидать Шушу без разрешения, приказал организовать регистрацию армян, служивших в российской армии, разработал планы уничтожения армянских поселений между Зангезуром и Карабахом, чтобы разорвать связь между армянами этих регионов.
Нарушение азербайджанской стороной условий августовского соглашения, по мнению Ричарда Ованнисяна, в конечном итоге и привело в конце марта 1920 года к неудачной попытке вооружённого восстания.
В ночь с 22 на 23 марта, во время празднования праздника Новруз, армянские вооружённые отряды напали на азербайджанские гарнизоны в Шуше, Аскеране и Ханкенди, пытаясь застать азербайджанцев врасплох.
В Шуше, однако, из-за несогласованных действий армянских отрядов азербайджанским войскам удалось организовать оборону Шушинской крепости, а с наступлением утра — нанести ответный удар по напавшим, после чего они при участии местных жителей-азербайджанцев устроили резню в армянских кварталах, что привело к массовой гибели и изгнанию всего армянского населения и уничтожению армянской части города в результате вспыхнувшего пожара. Нескольким тысячам жителей удалось, воспользовавшись густым туманом, бежать из города по Дашалтинской дороге в сторону Варанды. Среди жертв был и армянский епископ Ваган, повешенный азербайджанцами, и начальник городской полиции Аветис Тер-Гукасян, сожжённый заживо.
26 мая армянская газета «Жоговурд» («Народ») сообщала: «…В результате имевших место в Карабахе боёв разрушены и разграблены город Шуша и свыше 30 сёл, в результате чего появилось 25000 беженцев. Согласно записи, проведённой 28 апреля, 12335 чел. разместились в Варанде и Дизаке, причём 5975 чел. из них городские жители, совершенно голодные, раздетые и разутые. Беженцы разбросаны также в Хаченском и Джеванширском уездах, в которых из-за нарушения сообщений не было точной записи. Приблизительно можно насчитать в этих районах 25500 беженцев, для размещения которых заняты пригодные государственные и частные здания. В Варанде и Дизаке чувствуются продовольственные затруднения».

Советский период
Мартовские события явились серьёзным ударом для Шуши. Лишившись урбанизированной армянской части города с её торговыми, культурными, учебно-просветительскими и медицинскими заведениями, оставшаяся мусульманская часть Шуши была обречена на жалкое существование и постепенную стагнацию.
Численность населения упала до 9 тысяч (5,1 тысяч человек в 1926 году, 5,6 тыс. в 1932 году) и лишь к концу советского периода поднялась до 17 тыс. (подробнее см. История Нагорного Карабаха). Шуша потеряла своё былое значение; столицей Нагорно-Карабахской автономной области был выбран Степанакерт, Шуша же стала одним из районных центров.
В советское время в Шуше работали производственный комбинат, ткацкий цех Карабахского шёлкового комбината, фабрика по изготовлению восточных музыкальных инструментов, сельскохозяйственный техникум, педагогическое училище, музей истории Шуши, мемориальный дом-музей композитора Узеира Гаджибекова, санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, турбаза. Из достопримечательностей - сохранившиеся части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. (для которых характерно применение шебеке и росписей).
В 1977 году постановлением Совета министров Азербайджанской ССР Шуша была объявлена городом-заповедником. При этом заповедной была объявлена и восстанавливалась только восточная, азербайджанская часть города, в которой создавались дома-музеи и возводились мавзолеи. Армянские же памятники не вошли в список охраняемых объектов, армянские кладбища и церкви Агулецоц и Мегрецоц были разрушены и использовались в качестве строительных материалов. В конце 1970-х на могиле поэта и государственного деятеля XVIII века Молла Панах Вагифа был воздвигнут мавзолей, на открытии которого присутствовал Гейдар Алиев.
По данным последней переписи населения, проводившейся в СССР в 1989 году, в Шуше проживало 17 тысяч человек; азербайджанцы составляли 98 % всего населения города. В мае 1988 года последние армянские жители были депортированы из Шуши, а уже осенью 1989 года были разрушены надгробные памятники армянского кладбища.

После распада СССР
2 сентября 1991 была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. 23 сентября независимость провозгласила Армения. Азербайджан — 18 октября. С конца 1991 года город оказался в блокаде армянских сил. Зимой 1991—1992 годов из Шуши вёлся интенсивный обстрел Степанакерта, в том числе с применением установок «Град» и «Алазань».
К весне того

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.