Сообщение: #378739
Heavy Metal » 25 Авг 2018, 15:21
Хранитель

Шуша

же года Шуша оставалась последним крупным населённым пунктом с азербайджанским населением на территории Нагорного Карабаха. С 8 мая по 9 мая 1992 года Шуша была взята армянами; население и гарнизон отступили в Лачин. В ходе штурма армянские силы использовали системы залпового огня «Град» и бронетехнику. После взятия Шуши армянскими карабахскими силами и подавления азербайджанских огневых точек, прекратился длившийся несколько лет беспощадный артобстрел Степанакерта не оставивший в городе ни одного целого здания
«Памятник освобождению Шуши» у въезда в город: армянский танк Т-72, первым ворвавшийся в город в полдень 8 мая 1992 года и подбитый азербайджанцами
Подвергшийся бомбардировкам армянский собор в настоящее время полностью восстановлен. Сохранены также Верхняя мечеть Шуши, построенная в 1883, Нижняя мечеть и мечеть Саатлы с одним минаретом XIX в., ранее поврежденный минарет которой отреставрирован в 2004—2005 годах. Одна из шушинских мечетей восстанавливается на средства зарубежной армянской благотворительной организации. Побывавший в 2015 году в Шуше корреспондент «The New York Times» отмечал, что восстановленные армянами, и находящиеся под охраной непризнанного государства, мечети не тронуты и находятся в прекрасном состоянии. Бывший дом-музей оперного певца Бюльбюля (XIX век) был повреждён в ходе войны.
В 1992 году азербайджанцы устроили в церкви Казанчецоц склад ракет для установок РСЗО Град. Из храма были выброшены все каменные скульптуры, а большой бронзовый колокол был продан. Впоследствии, в декабре 1992 года, колокол был обнаружен на одном из рынков города Донецк, был выкуплен армянами за три миллиона рублей и возвращён. В отместку, после занятия города армянской стороной, бронзовые бюсты Узеира Гаджибекова, Натаван и Бюль-Бюля были вывезены в Грузию на металлолом, где были выкуплены азербайджанскими властями и в настоящее время выставлены во дворе музея искусств в Баку. Фонд «Возрождение Шуши» выразил готовность установить бюст Натаван перед домом поэтессы, если азербайджанская сторона вернет его. По данным азербайджанской газеты «Наш Дом» дом знаменитой азербайджанской поэтессы, уроженки Шуши Хуршид-бану Натаван был сожжен. В городе установлен памятник полководцу, бывшему премьер-министру Армении Вазгену Саркисяну. В Шуше проводится часть показов кинофестиваля «Золотой абрикос».
В 2005 году население города составляло 3105 человек, в 2011 году — составляет около 4200 человек, в основном беженцы из Азербайджана.
Начиная с 2009 года, фонд «Hayastan All Armenian Fund» производит восстановительные работы коммунальных систем и разрушенных улицах города.
В 2012 году в город переехало Министерство культуры и по делам молодёжи НКР. Планируется перевести в Шушу и министерство юстиции.

Туризм
1 мая в Шуше открылся туристический информационный центр «Karabakh Information», основанный управлением по туризму при правительстве НКР. Главной задачей информационного центра является предоставление всевозможной бесплатной информации, интересующей туристов (о местах достопримечательностей, гостиничных и развлекательных комплексах, банках, ресторанах, транспорте и т. д.) на армянском, английском и русском языках.
В городе действует комфортабельная гостиница «Шуши».
9 мая 2013 года в городе открылся Государственный Музей Изобразительного Искусства в духе армянских культурных традиций и полном соответствии архитектурному прошлому города. Ещё до строения галереи в Москве для неё было собрано более 300 картин разных художников.

Культурная жизнь
Шуша славилась своей богатой культурной жизнью, литературой, музыкой, архитектурой. В городе действовало большое количество различных литературных и музыкальных обществ.
В конце XVIII — начале XIX века складывается шушинская школа мугамата, состоявшая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнего вида искусства. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша.
В XVIII веке здесь жил и творил знаменитый азербайджанский поэт и визирь карабахского ханства Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов.
Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно «поющим городом», сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приёмами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий). В Шуше выросли такие ханенде как Садыхджан, Исмаил, Гасан, Аббас, Мешади Иси, Абдулбаги Зейналов, Гаджи Гуси и др.
Во второй половине XIX в Шуше действовала музыкальная школа, руководимая Харрат Гулу и Молла Ибрагимом. Эта школа готовила певцов с малых лет, главным образом для религиозных песнопений. В 1880-х гг. в Шуше и музыкальная школа, в которой преподавал Кёр Халифа, обучавший детей игре на таре, кеманче и мугамам. Эта школа выпустила небольшое количество таристов и кеманчистов и после смерти Кёр Халифа закрылась.
Шуша, славившаяся как один из центров азербайджанской музыкальной культуры, была одним из первых городов, где стали устраиваться концерты народной музыки. В 1898 году в Шуше под руководством А. Ахвердиева был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке — «Меджнун на могиле Лейлы» (по поэме Физули). Партию Меджнуна пел ханенде Джаббар Каръягдыоглы; именно с этой постановки начался творческий путь тогда ещё тринадцатилетнего Узеира Гаджибекова. В 1901 году в Шуше состоялся публичный концерт азербайджанской народной музыки, организованный А. Ахвердовым. Кроме мугамов на концерте был исполнен дуэт из поэмы Физули «Лейли и Меджнун». В 1902 году там же была показана инсценировка из поэмы Алишера Навои «Фархад и Ширин».

Русский исследователь восточной музыки В. Виноградов пишет в своей книге о Шуше:
«Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывёт музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. «Шушинские музыканты» делали историю азербайджанской музыки и представляли её не только у себя на родине, но и в других странах Востока.»
Знаток музыки народов Кавказа В. Д. Карганов в своей книге Кавказская музыка писал: «…для Закавказья музыкантов и певцов давал гор. Шуша, являвшийся прекрасной родиной стихов, музыки и песни; из этого города, игравшего для всего Закавказья роль консерватории, каждый сезон и даже каждый месяц шли в Закавказье новые песни, новые мотивы».
Шуша известна также как старинный центр ковроделия. В конце XIX века отмечалось, что из всех видов кустарного производства, существующих в Шуше, первое место, по количеству и качеству изделий, занимает ковроткание, и, что по количеству и качеству ковров и паласов Шуше принадлежит первое место на всём Кавказе.
Не исключено, что в 1837 году в Шуше бывал находившийся в Закавказье в составе Нижегородского полка М. Ю. Лермонтов, однако часто это ставится под сомнение. Письмо поэта, где предположительно упоминается этот город, не сохранилось, а в публикации, по которой оно известно, стоит «был в Шуме», что явная ошибка, и исправление на «в Шуше» лишь предположительно. Возможно, в письме стояло «в Нухе»: Шуша лежит далеко от маршрута лермонтовского полка, в то время как через Нуху, лежащую на дороге из Шемахи в Кахетию, поэт проезжал заведомо.
В Шуше родился, жил, творил и умер Мир Мохсун Навваб (1833—1918). Он внёс весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство, принимал участие в росписи шушинской мечети Говхар-ага. В зале мемориального музея художника в Шуше сохранились стенные росписи, исполненные Наввабом в 1886 году. Такие же осписи содержались в его небольшой рабочей комнатке.
Со второй половины XIX века в Шуше начинают организовываться музыкальные собрания — меджлисы. Среди них — «Меджлиси-унс», организованный Натаван, и «Меджлиси фарамушан», созданный поэтом, художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом.

Шуша в творчестве Василия Верещагина
Русский художник Василий Верещагин, посетив Шушу в середине мая 1865 года, создал несколько рисунков и множество зарисовок. В Киевском музее русского искусства хранится рисунок Верещагина, изображающий мечеть в Шуше и имеющий авторскую датировку: «17 июля 65 года» - поэтому считается, что художник оставался в городе и его окрестностях более двух месяцев, собирая этюдный материал. Отмечается также, что неизгладимое впечатление произвело на Верещагина «празднование» священных десяти дней Мохаррема. Так, считается, что значительной вехой в творчестве Верещагина стал большой рисунок «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», созданный им на основе натурных зарисовок и этюдов маслом (которые он начал писать только во время поездки) при возвращении в Париж.
Также отмечается, что такие работы, как «Дом для приезжих в Шуше», «Мечеть в Шуше» и др. носят характер не набросков, а вполне законченных этюдов, хорошо построенных, тонко проработанных в главном и во всех деталях. В городе Верещагин, введённый губернатором в частные и общественные дома, имел возможность наблюдать и зарисовывать и такие бытовые сцены, как приём купцом своих гостей, обучение в татарской школе. В результате этих наблюдений Верещагиным было создано несколько рисунков: «В гостевой богатого дома» («Татарское кафе»), «В мусульманской школе» («Татарская школа в Шуше»), «Зала в доме татарина в Шуше».

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.