Бела Лугоши, Bela Lugosi

Бела Ференц Дежё Блашко (венг. Blaskó Béla Ferenc Dezső), более известный как Бела Лугоши (венг. Lugosi Béla; 20 октября 1882 — 16 августа 1956) — американский актёр венгерского происхождения, который стал известен в основном благодаря ролям в фильмах ужасов.

Сыграв небольшие роли в театре, на родине в Венгрии, Лугоши получил свою первую роль в фильме в 1917 году. Из-за своей социалистической активности ему пришлось покинуть страну после неудачной венгерской коммунистической революции 1919 года. Он снялся в нескольких фильмах в Веймарской Германии, прежде чем приехать в Соединённые Штаты в качестве моряка на торговом корабле.

В 1927 году он появился в роли графа Дракулы в бродвейской адаптации романа Брэма Стокера. Позже Лугоши снялся в фильме «Дракула» (студия Universal Pictures, 1931) режиссёра Тода Броунинга. В 1930-х годах Бела Лугоши занимал важную нишу в фильмах ужасов, особенно в восточноевропейском сеттинге.

Он часто снимался в паре с Борисом Карлоффом, который обычно требовал больший гонорар. К своему разочарованию, Лугоши, несмотря на своё членство в Американской гильдии киноактёров, все чаще снимался в второстепенных ролях, и студии нанимали его главным образом для того, чтобы его уже знаменитое имя было на афишах. В паре с Карлоффом он сыграл главные роли только в «Черном коте» (1934), «Вороне» (1935) и «Сыне Франкенштейна» (1939). Но даже в «Вороне» Карлофф получил более высокий гонорар, несмотря на то, что главная роль была у Лугоши. К этому времени Лугоши уже регулярно принимал лекарства от неврита седалищного нерва, что сделало его зависимым от морфина и метадона. Наркотическая зависимость актёра была известна продюсерам, и предложения в конечном итоге сократились, в результате чего Лугоши снялся в одном из худших фильмов всех времён «План 9 из открытого космоса» (1959) Эдварда Вуда.

Бела Ференц Дежё Блашко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии (ныне — Лугож в Румынии) в семье Полы Де Войнич и Иштвана Блашко и был самым младшим из четырёх детей. Его предками были мадьярские фермеры, с начала XV века носившие фамилию Блашко. Иштван первым разрушил традицию, сначала став пекарем, а позже переквалифицировавшись в банкира. Бела рос в римско-католической семье. Учился сначала в обычной, а c 1893 года — в Венгерской государственной гимназии, которую бросил в 1894 году в возрасте двенадцати лет.

В 1902 году Блашко попал в театр маленького городка Шабадки, куда его устроила старшая сестра, там он стал играть под руководством театрального режиссёра Лайоша Пешти Ихаса (венг.)русск.. Первым его псевдонимом был «Лугошши» (венг. Lugossy), который был упрощён до Лугоши в 1903 году. Самые ранние из известных его ролей в театре относятся к 1903—1904 годам. Какое то время он играл в пьесах Шекспира и, благодаря роли Ромео, в 1911 году был приглашён в Будапешт, где сыграл в театре Magyar Theatre (англ.)русск. графа Вронского в постановке «Анна Каренина». В 1912 году он перешёл в Венгерский национальный театр, в котором до 1919 года играл роли Ромео, Гамлета, Макбета, Манфреда, Вильгельма Телля. Хотя Лугоши позже и утверждал, что он «стал ведущим актёром Венгерского королевского национального театра», многие его роли были небольшими или второстепенными.

Бела Лугоши в 1912 году.
Во время Первой мировой войны, с 1914 по 1916 год, служил пехотинцем в Австро-Венгерской армии и дослужился до звания лейтенанта. Во время пребывания на русском фронте был трижды ранен и награждён медалью.

Из-за своей активности в профсоюзе актёров в Венгрии во время революции 1919 года был вынужден покинуть родину. Сначала он переехал в Вену, а затем поселился в Берлине (на Лангештрассе), где продолжил свою актёрскую карьеру. Далее он отправился в Новый Орлеан (штат Луизиана) на борту торгового судна в качестве члена экипажа.

Карьера
Ранние фильмы
Кинокарьера Лугоши началась после знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши, с фирмой которого — «Звёздные фильмы» — он подписал контракт на девять фильмов сроком на два года. В Венгрии снимался под сценическим псевдонимом «Аристид Ольт» (Arisztid Olt), а в Европе — под псевдонимом Лугоши. Первым его фильмом был «Полковник (англ.)русск.» (1917). Всего принял участие в двенадцати фильмах. Во время существования Венгерской советской республики стал одним из организаторов профсоюза работников кино и театра, в результате чего после начала «белого террора» вынужден был в 1919 году эмигрировать в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре (принял участие ещё в одиннадцати фильмах). В 1920 году снялся в роли второго плана в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Голова Януса» — вольной экранизации повести о докторе Джекиле и мистере Хайде. В том же году снялся в фильме «Караване смерти» с Дорой Герсон (в 1943 году Герсон умерла в газовой камере в Освенциме). Лугоши покинул Германию в октябре 1920 года, намереваясь эмигрировать в Соединенные Штаты, и в декабре 1920 года прибыл в Новый Орлеан. Добравшись до Нью-Йорка, Лугоши был проинспектирован сотрудниками иммиграционной службы на острове Эллис в марте 1921 года. В 1928 году он заявил о своем намерении стать гражданином США, а 26 июня 1931 года Бела официально получил американское гражданство

По прибытии в Америку Лугоши, обладая внушительными ростом 1,85 м и весом 82 кг, некоторое время был разнорабочим, затем начал играть в театре венгерской общины. Вместе с другими венгерскими актёрами-эмигрантами он основал небольшую компанию, которая гастролировала по восточным городам, играя для эмигрантской аудитории. После участия в нескольких венгерских пьесах, в 1922 году Лугоши впервые вышел на бродвейскую сцену в своей первой английской пьесе — «Красный мак». В 1925 году он появился в роли арабского шейха в «Арабесках», премьера которых состоялась в Буффало (Нью-Йорк) в театре «Тек», а затем переехал в Нью-Йорк. Первые его роли в кино в кино были третьего плана — так, например, в фильме Виктора Шёстрёма «Тот, кто получает пощёчины» (He Who Gets Slapped, 1924) с Лоном Чейни он играл одного из цирковых клоунов, причём в неразличимом гриме. Далее была мелодраме «Бесшумная команда» (1923), а первая его серьёзная кинороль в Голливуде — полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатый стул» (The Thirteenth Chair, 1929), ставшем первым американским фильмом, названным хоррором.

«Дракула»
Летом 1927 года Лугоши пригласили сыграть в бродвейской театральной постановке «Дракула», которая была адаптирована Гамильтоном Дином и Джоном Л. Балдерстоном из романа Брэма Стокера 1897 года. Постановка производства Horace Liveright была успешной, был отыгран 261 спектакль, прежде чем совершить поездку по Соединенным Штатам в 1928 и 1929 годах, постановка была встречена признанием критиков. Когда пьесу закончили играть на Западном побережье в 1928 году, Лугоши решил остаться в Калифорнии. Его актёрская игра вызвала интерес у Fox Film, и он сыграл в немом фильме студии «Скрытая женщина» (1929). Он также появился в фильме «Заключённые» (1929), который сейчас считается утерянным, фильм вышел как в немом, так и в звуковом варианте.

В 1929 году, когда других ролей в фильмах не было, Лугоши вернулся на сцену в роли Дракулы для короткого тура на Западном побережье. Лугоши остался в Калифорнии, где он возобновил свою работу в кино по контракту с Fox, часто появляясь в эпизодических ролях с малым количеством реплик. Он также продолжал лоббировать свою ценную роль в киноверсии «Дракулы».

Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Несмотря на признание критиков, Лугоши не был первым выбором Universal, главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила в режиссёрское кресло Тода Броунинга, а главную роль закрепили за Лугоши. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Бела подошёл к работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным.

«Дракула» вышел на экраны в феврале 1931 года и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после успешных проб, Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов, что лишало его выразительных возможностей, и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой, более правдоподобной, версии, его кандидатуру отверг сам режиссёр Джеймс Уэйл, вообще очень щепетильно подбиравший актёров. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке. Сам Лугоши с сожалением относился к упущенной роли.

Дальнейшая карьера
После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах — обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросовестно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг» (1932), Легендре в «Белом зомби» (1932), Роксор в «Маге Чанду» (Chandu the Magician, 1932) и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ» (Island of Lost Souls, 1933), экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» (1934) он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира» (1935). Роли в фильме «Ворон» (1935) и многосерийном фильме «Невидимый луч» (The Invisible Ray, 1936) укрепляют его репутацию жанрового актёра.

За съёмки в фильме Белый зомби, где Лугоши нередко подменял режиссёра, он получил тысячу (по другим сведения 5 000) долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. Но в прокате картина собрала более 8 миллионов.

В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына, Белу-младшего. В фильме «Чёрный кот» Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом. Ральф Беллами, знавший обоих актёров по совместной работе, отмечал: «Между Лугоши и Карлоффом было нечто вроде здорового соревнования — они не пытались выяснить чей талант и мастерство лучше. Скорее, они понимали, что олицетворяют сам жанр хоррора как таковой».

Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» (1939) и «Призрак Франкенштейна» (1942). Чтобы получить роль в фильме «Сын Франкенштейна», ему пришлось умолять об этом создателей фильма. Став в 1937 году отцом, актёр испытывал острую нехватку денег, хотя сын Лугоши с теплотой отмечал в интервью, что отец всегда достаточно обеспечивал семью, и они не бедствовали. За эту роль, первоначально требовавшую неделю съемочного времени, он получил всего 500 долларов. Режиссёр Роуленд Ли, узнав о том, как отнеслись к актёру, разозлился на продюсеров и расширил роль Игоря, что соответственно потребовало увеличить ему зарплату. Он также сыграл (всё-таки) Чудовище Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943).

История карьерного упадка Лугоши очень точно отражала деградацию и самодискредитацию жанра ужасов как такового в американском кинематографе на протяжении военных 1939—1945 гг. Коммерческий подход студий, нацеленный на максимальную эксплуатацию образов при минимальных затратах, усугубленный цензурой, привел к тому, что за 1930-е годы фильмы ужасов быстро скатились из жанра драмы с элементами фантастики в разряд В-муви и стали набором штампов и нагромождением повторений, в которые ни режиссёры, ни продюсеры (за очень небольшим исключением, как Вэл Льютон) даже не пытались привнести хоть чего то нового или необычного, смысловой или эмоциональной глубины. В конце концов сами зрители перестали воспринимать монстров сколько-нибудь серьёзно. Понимая, что их персонажи становятся «ходящим реквизитом», другие звезды фильмов ужасов 30-х старались вырваться из амплуа — вознесшиеся на волне первых хитов Клод Рейнс, Фредрик Марч, Борис Карлофф смогли удержаться на высоком уровне, сохранив непривычную для актёров эпохи классического Голливуда самостоятельность, отказываясь от ролей, которые были по их мнению откровенно нелепыми, хотя преимущественно играли негодяев в исторических фильмах, триллерах, боевиках и фантастических картинах. Больной ишиазом Лугоши был не в состоянии блеснуть своей разносторонностью и чувством юмора, особенно в обстановке все более натягивающихся отношений с руководством студии «Юниверсал». Так, роль Лоуренса Тальбота изначально рассматривавшаяся как поощрение за «Сына Франкенштейна» отошла к более молодому Лону Чейни-младшему, а роль его отца — Клоду Рейнсу. Ещё хуже дело обстояло с прославившей актёра ролью Дракулы — в линейке ремейков классических фильмов ужасов Юниверсал этот образ был передан Джону Керрадайну в картинах «Дом Франкенштейна» (1944) и «Дом Дракулы» (1945). Причиной такого пренебрежительного отношения к Лугоши некоторые знавшие его коллеги-актёры считали акцент, чрезвычайно не нравившийся американским кинематографистам, и от которого он несмотря на усилия не смог избавиться, и не устраивавший продюсеров значительный возраст — роль с налетом соблазнителя своих жертв казалась неуместной 62-летнему Лугоши. Меньшие студии «Коламбия», «RKO», «Монограмм» старались привлечь его к работе на главные роли в мало-мальски приличные картины, среди которых выделяется ещё одна совместная с Карлоффом работа «Похититель тел» (1945), срежиссированного Робертом Уайзом и спродюсированная Вэлом Льютоном. Но в большинстве случаев в 1940-х Лугоши оказался отодвинут на роли в откровенно третьесортных и пародийных фильмах, которые если и представляют хоть какой то интерес, то только из-за его участия. Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается, у него усугубляются проблемы со здоровьем, зависимость от лекарств возрастает и он становится морфинистом, пристрастившись к болеутоляющим средствам. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли, единственное хоть сколько-нибудь заметное исключение — роль Дракулы в пародийной комедии «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948).

Работа с Эдом Вудом
В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах — «Глен или Гленда» (1953), «Невеста монстра» (1955), — режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино, успев недолго поработать на телевидении в телеспектакле «Дракулы» для NBS. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» — по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью. Вуд старался организовать Лугоши место в телепрограмме местного Лос-анджелестского вещания «Театр Шока», где Лугоши должен был вести киноведческий обзор старых фильмов и мог бы при этом рассказать о собственных картинах, что в период телевизионного бума 1950-х было очень перспективно для него как для актёра, так и для Вуда-режиссёра — так, Борис Карлофф работавший в конце 1940-х — начале 1950-х преимущественно на радио и телевидении смог попробовать себя в различных жанрах (в том числе комедийном) и вернуться в кино, где успешно снимался почти десять лет, успев поработать с Роджером Корманом и Марио Бавой. Лугоши собирался сняться в фильме «План 9 из открытого космоса», но закончить работу не успел — он умер, когда было снято всего около 10 минут фильма, через неделю после подписания контракта с телестудией. Однако его можно видеть в нескольких сценах.

Смерть
Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. Согласно воле его родных, он был похоронен на кладбище Святого Креста в одном из хранившихся в семье театральных костюмов Дракулы. В 1964 году, на панихиде Питера Лорре, Винсент Прайс рассказал, что когда они вместе были на похоронах Лугоши, Лорре сказал ему: «Как думаешь, может стоит забить ему в грудь кол на всякий случай?». Прайс заметил, что Лорре так мрачно пошутил, чтобы побороть скорбь по коллеге и другу.

Добавить комментарий

Бела Лугоши, Bela Lugosi биография, Бела Лугоши, Bela Lugosi творчество, Бела Лугоши, Bela Lugosi смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве