Сообщение: #376633
Heavy Metal » 21 Авг 2018, 13:31
Хранитель

Эрзурум

Эрзуру́м, Эрзеру́м, Арзеру́м (тур. Erzurum, арм. Կարին (Карин), старые названия: Карин, Карано, Каликала, Феодосиополь, Карнукалаки, Ардзн-Рум, Арзен) — город на северо-востоке Турции, административный центр (центральный район, меркези) одноимённого ила. 395 000 жителей. Город расположен на высоком плато более 1900 м над уровнем моря; климат континентальный.

История
Древность и средневековье
Армянское название города — Карин.
Изначально Карин составлял часть домена армянских Аршакидов, а после раздела страны около 387 году, был резиденцией последнего правителя западной части Армении.
Византийский император Феодосий II около 421 году укрепил его и дал ему имя Феодосиополь. В 502 году город временно находился во власти персов, точно так же и в конце VI века, когда значительная часть его жителей была переселена в Хамадан. Город с раннего Средневековья известен на весь восток как центр ковроделия в Армении.
В 647 году арабы во главе с Хабибом завоёвывают город, после чего последний селит в городе 2000 арабов, с которыми неоднократно вступали в борьбу греки, но вскоре после 1000 года город последними окончательно оставлен. Исконно армянские князя сыграли важную роль во всех событиях связанных с арабо-византийским конфликтом в этой области. В 770 году местные армянские правители организовали крупномасштабное восстание против арабов и осадили город.
В 1047 году лежавший по соседству древнеармянский город Ардзн был разрушен персами, и жители его бежали в Карин, который с этого времени стал называться Ардзн-Рум, что означает ‘Ардэн Ромеев’ (Ромеями называли себя византийцы, греки по преимуществу), (по-гречески ‘Арзен Ромеев’), и уже из этого имени с течением времени образовалось Эрзурум.
В 1049 году преимущественно армянонаселённый город был взят отрядами турок, а население подверглось жестокой резне. Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что при взятии Эрзурума турками было вырезано 140000 человек, и, несмотря на то, что количество это явно завышенное, в целом отражает тяжёлые последствия от нашествия турок-сельджуков для местного армянского и греческого населения. В сельджукский период большую часть населения города продолжали составлять армяне.
В 1201 году Эрзурум попал в руки сельджуков. После принятия власти монгольский военачальник Байджу собрал войско из всех народов под его владычеством и отправился в западную часть Армении, которая в то время находилась под господством султана Рума. В 1242 году Байджу осадил Эрзурум и приказал снести городские стены.

Испанский историк XV века во время путешествия в Самарканд побывав в городе говорил
«Город располагался на равнине, имел мощную каменную стену с башнями, и в нем был замок. Город не очень населен, и там прекрасная церковь, так как ранее он принадлежал армянским христианам и в нем жило много армян.»
В 1472 году он перешёл под персидское владычество, а в 1522 году областью этой овладели турки.

Новое и новейшее время
Вследствие победы русских, под начальством Паскевича, над турками на Эрзурумской равнине (в июле 1829 года) пашалык Эрзурум, вместе с главным городом, оплотом Турции со стороны России и Персии, оказался во власти России, но по Адрианопольскому миру (сентябрь 1829 года) был возвращён султану. Во время этого похода Эрзурум посетил Пушкин, описавший поездку в своём «Путешествии в Арзрум».
В 1877 году Ахмед Мухтар-паша, разбитый в сражении на Аладжинских высотах, отступил за Саганлугский хребет, преследуемый отрядом генерала Геймана, который 23 октября снова нанёс поражение туркам у Деве-Бойну. Последние быстро отступили в Эрзурум; попытка овладеть крепостью посредством одного стремительного удара не удалась. Отряд Геймана расположился на зимних квартирах в окрестностях крепости. На основании заключённого в 1878 году мира Эрзурум занят был в феврале русскими войсками, но по Берлинскому трактату возвращён Турции.
В 1895 году в городе была организована резня армянского населения, в которой участвовали войска и турецкое гражданское население.
Ещё в начале 1800-х годов, в Эрзерумском вилайете насчитывалось 976 армянских деревень, в которых проживало более 400000 армян. Однако вследствие ряда погромов, организованных руководством Османской империи в 1821-22, 1829-30, 1854-55, 1877-78, и особенно после резни 1895 года, численность армян сократилась до 203000 человек, а большинство армянских сёл полностью лишились своего населения и позже в них были расселены мусульмане.
В 1915 году все оставшееся армянское население было разделено на 5 караванов и депортировано в сторону Сирии.
17 июня первый караван депортированных армян был направлен в сторону Ерзнка и, не дойдя до Харберда, истреблён. Второй караван, ведомый под надзором 400 полицейских, подвергся в Баберде нападению четников. Оставшиеся в живых погибли по дороге Камах-Акн-Артбквр-Мосул. Третий караван, состоявший из 3000 человек, был вырезан, не дойдя до Камаха, четвёртый (9000 человек) — уничтожен в с. Ашкала и местности Камах-Богази в ущелье Евфрата. Угнанный из города 18 июля пятый караван с армянами ждала участь первых четырёх. В августа 1915 года в Эрзруме оставалось всего 50 армян, часть которых в качестве квалифицированных мастеровых была оставлена для обслуживания нужд турецкой армии.

В 1916 году во время Первой мировой войны город c апреля 1916 до лета 1917 года был занят Кавказской армией (см. Кавказский фронт (Первая мировая война)). По сообщениям прессы того времени, около 25 тыс. армян вырезано в городе до прихода русской армии, а в целом, к лету 1916 года «65 тыс. армян из города Эрзерум и его окрестных деревень были доведены до смерти или умерли в изгнании».
Летом 1916 года здесь был создан Комитет беженцев, который проделал большую работу по оказанию помощи и возвращению спасшихся от резни эрзрумцев в свои родные края. На средства состоятельных армян Москвы в Эрзруме начал действовать «Московский армянский комитет», который основал больницу и сиротскую приют-школу. Функционировали также Союз городов, Союз братской помощи, Приют-школа братьев Паксон, и другие. Назначенный в 1917 году военным комиссаром Эрзрума К. Чакрян разместил в городе и сёлах сотни возвратившихся беженцев. В начале 1918 года эрзрумцы сформировали отряд самообороны из 500 человек. Были созданы также Комитет военного союза и Добровольческий комитет. 30 января 1918 года было провозглашено восстановление армянской государственности со столицей в городе Эрзрум.
В начале 1918 года турецкие войска, воспользовавшись развалом Кавказского фронта и нарушив русско-турецкое перемирие от 5 декабря 1917 года, оккупировали город Эрзурум и 2/3 Западной и Восточной Армении. Немногочисленные армянские добровольческие отряды, взяв на себя огонь, укрыли несколько тысяч мирного населения города, которые смогли благодаря этому спастись, отступив в Закавказье.
18 февраля 1918 года, 25000-я турецкая армия Вахиб паши вошла в Эрзурум, вырезав оставшееся в городе армянское население.
В 1919—1920 годах Эрзурум стал одним из центров турецкого национального движения; в Эрзуруме была созвана первая турецкая национальная ассамблея.
С начала XXI века город развивается как центр зимних видов спорта, с 27 января по 6 февраля 2011 года в городе прошла XXV зимняя Универсиада.

Климат
В Эрзуруме горный климат с большими колебаниями суточной температуры. Высокое расположение над уровнем моря делает Эрзурум одним из самых холодных городов Турции.

Достопримечательности
Главной достопримечательностью города считается памятник «Азизие Аныты», возведённый как символ героизма жителей Эрзурума во время Русско-турецкой войны. В 5 км южнее Эрзурума расположен горнолыжный курорт Паландекен с самыми протяжёнными и крутыми в мире спусками. Среди исторических мест и центров отдыха озеро Тортум с крутыми берегами и одноимённый водопад, 220-метровый мост Чобандеде, возведенный в XIII веке сельджуками на реке Аракс, крепости Пасинер и Олту.
Геотермальный источник: Ылыджа и Думлу;
Водолечебница и минеральная вода Пасинлер,
Источник Тортум
Крепость Эрзурум, Ашкале, Джинис, Пыртын, Хыныс, Топраккале, Каледжик, Испир, Олту, Авник, Бардыз (Газилер), Тортум, Агджа, Азорт, Унгюзель, Хасанкале и Ван
Церковь и город Котарус (Читаризон)

Мечети:
Великая мечеть Эрузурума также известная как мечеть Атабеков. — 1562
Мечеть Лала Мустафа Паша — 1562 год
Мечеть Мурад Паша — 1573 год
Мечеть Али Ага — 1608 год
Мечеть Каферие — 1645 год
Мечеть Бояхане — 1566 год
Мечеть Нарманлы — 1738 год
Мечеть Ибрагим-паша — 1748 год
Шейхская мечеть — 1720 год
Мечеть Дервиш Хаджи — 1718 год
Мечеть Дервиш Ага — 1718 год
Мечеть Первизоглу — 1716 год
Мечеть Дженнетзаде — 1786 год
Мечеть Февзие-Шейх уль-ислам — 1700 год
Мечеть Айяз Паша — 1545 год
Мечеть Гюрджу Мехмет Паша — 1648 год
Мечеть Касим Паша — 1667 год
Мечеть Эсат Паша — 1853 год
Мечеть Кемхан Паша — 1654 год
Мечеть Кёсе Омер Ага — 1771 год
Мечеть Арслан Паша — 1664 год
Крепостная мечеть
Медресе Чифте Минарели и Якутие, известная также под именем Хатуние
Медресе Ахмедие, Куршунлу, Первизоглу, Шейхлер и Кадыоглу
Мечети в крепостях Эрзурума и Испира; минарет Тепси (Часовая башня)
Мечети Лала паши, Мурат паши, Гюльджю Капысы (Али Ага), Бояхане, Джаферие, Куршунлу (Фейзие), Первизоглу, Дервиша Ага, Гюмрюк, Бакырджи, Нарманлы, Ибрагим паши, Шейхлер, Дженнетзаде, Топал Чавуш, Чарши (Тугрул Шах), Арслан паши, Сиваслы, Сулейман хана и Бардыза

Усыпальницы: Эмир Салтук (Мелик Гази), Каранлык, Гюмюшлю, Джиджиме Султан, Рабия Хатун, Мехди Аббас (Эмир Шейх), Эврени, Сёйлемез Ана, Сёйлемез Баба, Мысри Зиннун, Феррух Хатун, Гюльпери Хатун
Караван-сарай Ташхан (Рустема паши)
Постоялые дворы: Гюмрюк, Дженнетзаде, Камбуроглу и Гаджи Бекир
Бани Бояхане, Лала паша, Кырк Чешме, Мурат паша и Сарай
Мосты Чобандеде, Дервиш Ага и Кюпели
Эрзурумский музей археологии
Музей конгресса в Эрзуруме.

Известные уроженцы
Ованнес Аветаранян (при рождении — Мехмет Шюкри) — армянский христианский миссионер.
Маркос Вафиадис — один из деятелей Коммунистической партии Греции и генерал Демократической армии.
Грант Гамбарян — армянский писатель (1894—1915), погиб во время геноцида армян.
Армен Гаро (Гарегин Пастермаджян) — деятель армянского национально-освободительного движения, национальный герой Армении.
Аршак Гафавян (Кери, 1858—1916) — деятель армянского национально-освободительного движения.
Геворгян, Арташес Галустович (1894—1937) — деятель армянского национально-освободительного движения, народный мститель.
Джемаль Гюрсель — турецкий военный и общественный деятель, президент Турецкой республики.
Оваким Кочолозян — видный деятель армянского национально-освободительного движения.
Аристакес Ластивертци — армянский историк XI века.
Ованнес (Вардкес) Серенгюлян — депутат османского парламента от Эрзурума.
Нене Хатун — турецкая национальная героиня.
Гурген Яникян — армянский инженер, писатель.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.