Сообщение: #363814
Heavy Metal » 13 Июл 2018, 23:03
Хранитель

Ордубад

Ордубад (азерб. Ordubad) — город в Азербайджане, административный центр Ордубадского района и второй по величине город Нахичеванской Автономной Республики. Расположен в предгорьях Зангезурского хребта на реке Ордубадчай, в 4 км от железнодорожной станции Ордубад.
Ордубад является одним из немногих городов Азербайджана, хорошо сохранивших свои памятники старины, старую планировку и значительную часть старой застройки. С 2001 года площадь исторической застройки города является кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

География
Ордубад расположен у подножья Зангезурского горного хребта на высоте 850 м над уровнем моря, в 64 км к юго-востоку от Нахичевани, в 1,5 км севернее левого берега реки Аракс, по которой проходит граница с Ираном. Граница с Арменией проходит в 11 км восточнее города. Город разделен на две части рекой Ордубадчай.

История
Средневековье
В древности территория Ордубада входила в пределы области Гохтн Армении. Возникновение поселения в Ордубаде, вероятно, восходит к V—VI вв. н. э, когда город входил в состав Армянского марзпанства.
Самым древним памятником Ордубада, о котором имеются сведения, является куфическая надпись на персидском языке на одной из плит старинного кладбища в городе, относящаяся к 824 году. Эта надпись была открыта М. Ханыковым, который писал, что в 1851 году М. Архангельский сделал для него эстампаж с этой надписи. Однако эта плита не сохранилась. Уже в 1927 году В. М. Сысоев не нашёл на Ордубадском кладбище ни одной куфической надписи. К древним памятникам Ордубада относятся и сохранившиеся до конца XIX века развалины древнего караван-сарая. Он находился рядом с площадью Араса-майдан, подземный ход от которого вел к старинной церкви, построенной, по народному преданию, в начале распространения христианства, в начале V века. Одним из древнейших памятников Ордубада, сохранившимся до наших дней, является датированная 1357 годом могильная плита на кладбище Ордубада с арабско-персидской надписью религиозного содержания. Данная могила, найденная на том же кладбище, что и плита 824 года, принадлежала ордубадцу Шейх Абу-Саиду, являвшемуся современником Ибн Сины.
Историк Хумар Ваидова отмечает, что первые упоминания об Ордубаде относятся к VII веку. В этот период всё Закавказье, в том числе Ордубадская провинция, попало под власть Арабского халифата и было объединено в составе единого Армянского эмирата. Провинцией управляли назначаемые халифами эмиры.
В IX—X вв. Ордубадская провинция поочередно попадала под власть феодальных государств иранских династий Саджидов, Саларидов (правивших в северо-западной Персии, в провинции Азербайджан, имевшем до XI века персидское население), с 885 до 1047 года, Ордубад входил в состав Армянского Анийского царства.
В 1047 году Ордубадская провинция, как и вся территория Армении, была завоевана сельджуками, пришедшими сюда из Средней Азии. Большую известность Ордубад приобрел в XII веке, в то самое время, когда Нахичевань некоторое время являлся столицей Государства Ильдегизидов.
В 1196—1261 годах, Ордубад входит в состав Армянского царства Закарянов
В первой половине XIII века Ордубад был захвачен монгольскими завоевателями. Считается, что тюрко-персидское название «Ордубад», означающее «город армии», может подразумевать его основание именно в период монгольского нашествия или в период последовавшей за ним эпохи правления Ильханидов, что намного вероятнее, поскольку Ильханиды превратили Азербайджан (северо-западная Персия) в центр своей власти. Ордубад был одним из важных торговых городов, через который проходили караваны из Китая, Европы и Индии. Из города вывозились фрукты, сельскохозяйственные продукты и шёлк. Хамдаллах Казвини в середине XIV века описывал Ордубад, как провинциальный город, являвшийся одним из пяти городов, входивших в Нахичеванский туман, утопающий в садах, и производящий прекрасный виноград, зерновые и хлопок. В сочинении «Нузхат ал-кулуб» Хамдаллаха Казвини (XIV век) Ордубад, равно как и Нахичевань, указываются в регионе Азербайджан.
В конце XIV века город подвергся нападению войск Тимура. В 1387 году, после покорения Хорасана, Тимур со своим войском двинулся на Тебриз, а затем в Сюникскую область. Путь его проходил через Ордубад и его окрестности, понесшими вследствие этого большой урон. Бои, проходившие рядом с Ордубадом во время длительной осаде крепости Алинджакала, были весьма разорительными для населения города. В XV—XVI вв. Ордубад входил в состав феодальных государств пришлых тюркских объединений Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.
В XV веке на левом берегу реки Ордубадчай на холме Амбарас была основана феодальная крепость, являвшаяся центром города, который начал стремительно развиваться за счет торговли.

Новое время
Вплоть до XVI века Ордубад был одним из центров ремесленного производства и торговли. В XVII веке на левом берегу Ордубадчая были образованы новые центры торговли. Учитывая, что развитие города проходило на правой стороне, крепость потеряла своё значение. В 1604 году Ордубад (в период правления шаха Аббаса) получил некоторые привилегии, освободившие его от уплаты налогов в казну, о чём свидетельствует текст шахского фирмана, высеченного над порталом Джума-мечети. Так, Хатембек Ордубады, носивший титул «Этимад-ад-доулэ», будучи главным визирем Аббаса I, выхлопотал у него в 1607/08 г. налоговый иммунитет — «муафи» городу Ордубаду, о чём и свидетельствует шахский указ, вырезанный над порталом Джума-мечети. Конец XVI — первая половина XVII в. оказались для Ордубада тяжёлым периодом. Подвергаясь набегам то турецких, то иранских завоевателей, а зачастую являясь ареной ожесточённых и кровопролитных сражений, Ордубад не раз был разграблен и разорён. Так, в 1635 году во время ирано-турецкой войны Ордубад был варварски разрушен. Во второй половине XVII века внешняя политическая стабилизация объективно способствовала оживлению городской жизни, восстановлению ремесел и торговли. К этому периоду относится строительство медресе. В XVII—XVIII веках в Ордубаде, на правом берегу реки начали основываться новые центры торговли.
В конце 1720-х гг. был взят предводителем армянских повстанцев в Зангезуре Мхитаром Спарапетом.
В XVIII — начале XIX вв. город входил в состав Нахичеванского ханства (в юго-восточный магал Аза-Джейран), но после русско-персидской войны 1827 года и Туркманчайского договора 1828 года, эти территории отошли к царской России.
В течение сравнительно долгого периода времени, исчисляемого двумя столетиями (XVII—XIX вв.), в силу внутренних и внешних обстоятельств социально-экономическая база Ордубада не получала сколько-нибудь существенного развития, а в отдельные периоды даже регрессировала. Основными занятиями населения города оставались садоводство, ремесленное производство и торговля.
В составе Российской империи Ордубад (или Ордубат) был безуездным (не составляющего административного центра для какой-либо определённой территории) городом Нахичеванского уезда Эриванской губернии и был расположен на границе России и Персии. В 1834 году население города и 52 его деревень составляло 11,341 человек. Население, состоящее главным образом из азербайджанцев, занималось садоводством и шелководством. В городе стоял замечательный огромный чинар (Platanus orientalis). В городе тогда было одноклассное городское училище.
С 1850 по 1868 г. Ордубат был уездным городом Эриванской губернии.

Новейшая история
В 1977 году постановлением правительства Азербайджанской ССР площадь исторической застройки города Ордубада, отличающаяся своеобразной архитектурной структурой и памятниками архитектуры, была объявлена историко-архитектурным заповедником.
В 2001 году город был объявлен кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности
Государственный историко-архитектурный заповедник (включает площадь исторической застройки города).
Армянский монастырь XIII века
Дом-музей М. С. Ордубади.
Джума-мечеть (перестроена в XVII в.),
Дильбер-мечеть (XVIII в.).
Двухэтажное медресе (начало XVIII в.)
Жилые дома с вестибюлем XVIII—XIX вв., образующие своеобразную группу в народном жилище Азербайджана.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.