Марко Беллоккьо (итал. Marco Bellocchio; род. 9 ноября 1939, Боббио, Италия) — итальянский кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Известный кинорежиссёр, в 1967 выиграл Серебряного льва за режиссуру на Венецианском кинофестивале за фильм «Китай близко». В 1991 получил Серебряного медведя — специальный приз жюри на Берлинском кинофестивале, за фильм «Осуждение».
В 1999 был удостоен почетной премии за вклад в мировой кинематограф на Московском международном кинофестивале, в 2011 году награждён Золотым львом за карьеру на Венецианском кинофестивале.
Биография
Обучение и дебют
Родился в Боббио, около Пьяченцы. Отец режиссёра был юристом, а мать школьной учительницей. Сначала М. Беллоккьо изучал философию в Милане, но позже решил поступить в киношколу.
Ещё со времен салезианской школы Марко Беллоккьо начал проявлять интерес к миру кино. Впоследствии непочтительность по отношению к конформистским социальным моделям заставила его обратить внимание на бунтарей. В Боббио, увлёкшись режиссурой, он часто посещал местный кинотеатр.
В 1959 году он посетил экспериментальный киноцентр Рима и, под руководством Андреа Камиллери, в 1962 году стал режиссером. Позже в Лондоне он продолжил своё изучение кино.
Вернувшись в Италию, в Боббио в провинции Пьяченца, где он родился и вырос, в возрасте 26 лет он снял свой первый художественный фильм: «Кулаки в кармане» (1965), отобранный на Международный кинофестиваль в Локарно и выигравший Серебряный парусник в 1965. Как в этой работе Беллоккьо продемонстрировал свои антиконформистские взгляды, так и в своих последующих фильмах: «Китай близко» (1967 год, представлен на Венецианском кинофестивале и лауреат специального приза жюри) и «Калабрийский народ поднимает головы» (1969).
В этих фильмах выражаются ценности восстания, которые интерпретируются и предлагаются: это протесты 1968 года против институтов, которые в его видении контролируют и подавляют всё общество, навязывая буржуазные этические ценности. Беллоккьо обнажил буржуазное лицемерие, раскрыл все противоречия, представил собственное прочтение. Однако он не планировал проводить политическую пропаганду, хотя в своей работе был явно ориентирован на левые взгляды. Это были годы его активной деятельностью в коммунистической партии (марксистско-ленинской), вдохновлённой маоизмом.
В 1966 году Марко Беллоккьо опубликовал сборник стихов в журнале Rendiconti I morti crescono di numero e d’età. В 1969 году он участвовал в съёмках фильма «Любовь и ярость» (1969) вместе с Пазолини, Бертолуччи, Лиццани и Годаром.
1970-е
В 1971 году Марко Беллоккьо написал открытое письмо по делу Пинелли, опубликованное в еженедельном L’Espresso. В интервью, посвященном презентации фильма «Побеждать», Беллоккьо подтвердил, что не раскаивается в этом обращении.
Он вспоминал своё детство в комичном ключе в фильме «Во имя отца» (1972) с Лаурой Бетти. Год спустя он снял Джан Мария Волонте в «Об убийстве — на первую полосу» (1972). После «Планета Венера» (1974, режиссер Эльда Таттоли) Беллоккьо жёстко обвинил психиатрические больницы в «Никто или все» (1975), снятым совместно с Сильвано Агости, Сандро Петралья и Стефано Рулли. В том же году он дал голос актёру Альдо Валлетти в художественном фильме Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома».
В 1977 году Марко Беллокьо снял свою версию комедии Антона Чехова «Чайка». В 1978 году он познакомился с психиатром Массимо Фаджоли, с которым он впоследствии поддерживал долгое и сложное сотрудничество: Фаджоли будет активно участвовать в создании трёх его фильмов: «Дьявол во плоти», «Осуждение», «Сон бабочки».
1980-е, 1990-е и 2000-е
После Armonica bocca (1979) и «Отдых в Валь Треббия» (1980) Беллоккьо снял Марчелло Мастроянни в «Генрих IV» (1984), который основан на комедии Луиджи Пиранделло, а затем «Дьявол во плоти» (1986), по книге Раймона Радиге и «Видение шабаша» (1987). В 1991 году он стал лауреатом специального приза жюри Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале с фильмом «Осуждение». В 1999 году он вернулся c адаптацией книги Луиджи Пиранделло «Кормилица» на большом экране.
В 2002 году он снял Серджио Кастеллитто в фильме «Улыбка моей матери», за который Беллоккьо получил премию Серебряная лента за лучшую режиссуру. В следующем году (2003) он обращается к тюремному заключению Альдо Моро в «Здравствуй, ночь» с Майей Сансой и Роберто Херлицка, исполняющих роли главных героев. В 2006 году он снова снимает Кастеллитто в «Режиссер свадеб».
В 2006 году он становится кандидатом на парламентских выборах в палату депутатов Италии по перечню Rosa nel Pugno, состоящему из радикалов и социалистов, отошедших от своих исторических коммунистических позиций. В последующие годы он неоднократно выражал свою близость к радикальным взглдам.
В 2009 году выходит «Побеждать». В нём Беллокьо рассказывает о мучительной жизни Иды Дальзер (Джованна Меццоджорно), её любовника Бенито Муссолини (Филиппо Тими) и их сына Бенито Альбино (тоже Филиппо Тими), считающегося психически больным за его повторяющиеся, но тщетные попытки получить признание как сын Дуче. Фильм выигрывает Efebo d’Oro и Давид ди Донателло за лучшую режиссуру. Также в 2009 году он снял свою рекламу для банка Монте дей Паски ди Сиена, придуманную рекламным агентством Catoni Associati.
2010-е
В марте 2010 года Беллоккьо раскрывает себя в работе над низкобюджетным фильмом о современной Италии, для съёмок которого так и не было найдено средств. Такая же беда ожидала и «Монахиня из Боббио», исторический фильм, действия которого происходили в родном городе режиссёра.
4 и 5 сентября 2010 года, поставленная Марко Беллоккьо, вышла телевизионная опера «Риголетто в Мантуе», интерпретированная Пласидо Доминго, выпущенная RAI и транслировавшаяся по всему миру в 148 странах.
В 2011 году он был награжден Золотой алебардой за карьеру в кино, а также премией за лучшую режиссуру за фильм «Мои сёстры». 9 сентября на 68-м Венецианском кинофестивале он получил Золотого льва за карьеру из рук Бернардо Бертолуччи.
Позднее он объявил о своём намерении экранизировать историю Элуаны Энгларо и её отца. Несмотря на многочисленные трудности производства и противоречия с регионом Фриули — Венеция-Джулия, съёмки начались в январе 2012 года в Чивидале-дель-Фриули. Премьера фильма «Спящая красавица» состоялась на Венецианском кинофестивале 2012 года. Фильм посвящен теме эвтаназии и сложностях с принятием законодательства о здоровье в Италии, на территории которой находится Ватикан, всемирный центр католической церкви. После того, как жюри Венецианского кинофестиваля не присудило фильму Золотого льва (награда присуждена южнокорейскому режиссеру Ким Ки Дуку), Беллоккьо выразил сильную критику в адрес президента Майкла Манна и работы всего жюри, ставящих в неудобное положение и не понимающих итальянские фильмы.
В 2013 году на интернациональном кинофестивале в Бари получил премию Марио Моничелли за лучшую режиссуру с фильмом «Спящая красавица».
В период с 2013 по 2014 год занимается проектом со съёмками в Бобби и Вал Треббиа. Фильм, действия которого происходят в семнадцатом веке, рассказывает историю о дворянке, вынужденной семьей стать монахиней.Производство этого последнего проекта — итальянско-франко-швейцарское; в дополнение к режиссуре и сценарию Беллоккьо, в фильме используются музыка Карло Кривелли, монтаж Франчески Кальвелли и операторская работа Даниэля Чипри. В фильме снимались Лидия Либерман, Филиппо Тими, Альба Рорвахер, Роберто Херлицка, Тони Берторелли, Иван Франек и Пьер Джорджо Беллоккьо (сын режиссера), а также и множество местных статистов.
С марта 2014 года Беллоккьо является президентом Библиотеки кино в Болонье.
Является братом критика Пьерджорджио Беллоккьо и отцом актёра Пьера Джорджио Беллоккьо. Деверь психолога Лелла Раваси Беллоккьо и дядя писательницы Виолетты Беллоккьо. Марко Беллоккио — атеист, но предпочитает называть себя неверующим. В интервью на вопрос: «Как бы вы определили свой атеизм?» Он ответил: «Как отказ от метафизического измерения».
Деятельность
В некоторых фильмах играл как актёр, в том числе в фильме Лилианы Кавани «Франциск Ассизский» (1966).
- Русский
- Английский
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.