Николай Лукьянович Дупак. Родился 5 октября 1921 года в Старобешево Донецкой области. Советский и российский актер театра и кино, режиссер, театральный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1980). Заслуженный артист Украины (2012).
Отец – Лука Ильич Дупак, воевал в Первую мировую войну, награжден Георгиевским крестом.
Мать – Анна Артемовна Дупак.
Дед – Илья Дупак, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, отличился при обороне перевала Шипка во время освобождения Болгарии.
В семье было пятеро детей – Елизавета, Сергей, Ефросинья, Григорий и Николай.
Старшая сестра Елизавета в Сорочинцах преподавала русский язык. Старший брат Сергей работал в МТС, был секретарем комсомольской организации, воевал в ВОВ.
У отца было большое хозяйство – они имели землю, подворье со скотом и птицей, свой рыбный пруд, десяток лошадей и быков, хороший сельхозинвентарь, собственную мельницу. В конце 1920-х их раскулачили. Отец был арестован и сослан в Архангельскую область, где заготавливал лес для шахт Донбасса. Отец тайно вернулся на родину, однако на него донесли. И на север сослали уже всю семью. От болезни умерла сестра Ефросинья, которой было всего 19 лет.
Через какое-то время им позволили вернуться назад. Из Донецкой области семья решила переехать в Таганрог. При выписке документов в сельсовете Николаю специально изменили отчество – так он стал Лукьянович.
Хорошо учился в школе. Принимал активное участие в школьных и районных спектаклях и театральных постановках, выступал со стихами и монологами на городских и региональных мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам и юбилейным торжествам.
Занимался в драмкружке при местном Дворце культуры.
Талантливого парня в 1936 году отправили в Москву, где он читал стихи перед И.В. Сталиным.
С 1935 года играл роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедийной пьесе Мольера в Таганрогском драматическом театре.
В 1937 году Николай Дупак поступил в театральное училище Ростова-на-Дону, учился у Юрия Александровича Завадского. До войны успел закончить три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы им. М. Горького, в котором в то время также выступали Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов.
Дружил и жил в одной комнате с Сергеем Федоровичем Бондарчуком, будущим знаменитым актером и режиссером.
Весной 1941 года он успешно прошел кинопробы на главную роль в художественный фильм «Тарас Бульба» по одноименной повести Н.В. Гоголя режиссера Александра Довженко. Однако начавшаяся война прервала съемки.
Дупак добровольцем пошел на фронт. Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. Участник обороны Москвы и Сталинграда. С сентября по декабрь 1941 учился в Новочеркасском кавалерийском училище (НКККУКС). Зимой 1941 года с отличием выпустился в звании лейтенанта и был направлен под Москву на Западный фронт. С 16 марта 1942 года в составе 7-го кавалерийского корпуса (Брянский фронт), позже преобразованного в 6-й гвардейский кавалерийский корпус.
Был командиром взвода разведки, потом командиром гвардейского кавалерийского эскадрона. Во время боев под ним было убито несколько лошадей.
В 1942 году вступил в ряды ВКП(б).
Награжден за боевые заслуги орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями.
В боях был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу) и один раз контужен, терял слух и речь. Получил инвалидность и после госпиталя был комиссован из армии.
C 1943 по 1963 год был ведущим актером и режиссером театра имени К.С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский). Активно занимался общественной работой в театре, был секретарем комсомольской, а потом и партийной организации театра. Исполнял обязанности руководителя театра.
Николай Дупак в Театре на Таганке C 1963 до 1977 года и с 1978 по 1990 год – актер и директор Театра на Таганке (разделившегося в 1993 году на два отдельных театра: Театр на Таганке и театр Содружество актеров Таганки).
В 1963 году Дупак был назначен директором малопопулярного тогда Московского государственного театра драмы и комедии, ставшего вскоре легендарным Театром на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру.
Весной 1964 года он пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя тогда еще не известного Юрия Петровича Любимова, работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. Юрий Любимов дебютировал как режиссер, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил второй спектакль – «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Этот спектакль понравился Дупаку и он уговорил Любимова, хотя тот намеревался переехать на работу в подмосковный городок Дубна.
Николай Дупак не только умел находить людей и разглядеть талант, но и умел находить убедительные аргументы и доводы для приглашаемых им сотрудников. Вместе с Юрием Любимовым и артистами, благодаря слаженной и кропотливой работе всего коллектива театра ему удалось сделать Таганку самым популярным театром страны, получившим не только всесоюзную, но и мировую известность. Николай Лукьянович весьма талантливо и умело руководил театром, организовывал нужное строительство и ремонт, зарубежные и союзные гастроли, несмотря на многочисленные бюрократические и идеологические препоны, грамотно выстраивал репертуар. Подбирал и приглашал актеров и постановщиков, художников, выбивал им ставки и доплаты, квартиры и дачи, отпуска и путевки. Старался обеспечить сотрудников театра жильем в радиусе одного километра от места работы.
Огромной удачей и даром судьбы считает приход в театр Владимира Семеновича Высоцкого, которого принял на работу, несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова. На протяжении 16 лет поддерживал талантливого поэта и замечательного актера, всячески противодействуя его увольнению и предоставляя ему возможности для киносъемок и поездок на гастроли.
Дупак и Любимов неоднократно выдвигали Владимира Высоцкого на присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако наверху фамилию Высоцкого обычно вычеркивали первой.
Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским, Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Таганке таланты Боровского еще более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград.
Таганке он отдал 27 лет жизни. Николай Лукьянович спроектировал и построил новое здание Таганки, ставшее в 1980-х одним из символов Москвы. В 1960-1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени было очень большой редкостью.
Работая главным руководителем Театра на Таганке, Дупак Николай Лукьянович, принципиально, чтобы не использовать служебное положение отказался навсегда от ролей в спектаклях Таганки.
В 1977-1978 годах – директор Театра на Малой Бронной. Ушел на год из Театра на Таганке из-за конфликта со своим подчиненным Юрием Любимовым, всячески стремившемся стать не только худруком, но и директором театра. Но вернулся по убедительной просьбе все того же Любимова и труппы театра.
За год с небольшим – 500 дней – сумел сделать много полезного и важного для театра на Малой Бронной: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссеров, выбить дополнительные ставки, квартиры нуждающимся актерам.
Так, именно Дупак, будучи директором театра на Малой Бронной, ходатайствовал о выделении квартиры Олегу Далю, в то время как многие боялись просить за него. Однажды Даль опоздал на репетицию и его направили к Дупаку “на ковер”. Актер объяснил, что живет с женой и матерью за городом и тратит два часа на дорогу. И Николай Лукьянович прошел все инстанции, чтобы Олег Даль смог получить просторную жилплощадь на Смоленском бульваре.
Актер Александр Пороховщиков говорил: “Любимов – гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак! Да и на Таганку привел его Дупак, – просто посмотрел “Добрый человек из Сезуана” – и нашел в себе твердость начальству сказать: “Любимов!” Мог бы сказать Фоменко, кстати… Когда он на год на Малую Бронную ушел – Таганка едва не накрылась медным тазом, – одни проваленные парижские гастроли чего стоили, после чего Любимов зачем-то Демичеву министру культуры нахамил, – испугался и написал покаянное письмо Брежневу, тот и распорядился “Любимову помочь, Дупака вернуть!” Любимова таганский народ боялся, Дупака уважал!”.
Николай Дупак в кино
Сниматься начал в начале 1940-х годов. Активно стал появляться на экране со второй половины 1950-х. В основном исполнял второплановых персонажей. Диапазон его ролей весьма широк – от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ актера на экране – фильмы «Без вести пропавший» (Мирослав Дрозда), «Железный поток» (Волосатов), «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска» (полковник милиции Петр Денисович Трофименко), «Бумбараш» (красноармеец Совков), «Вечный зов» (Филимонов), «Капитан Немо» (полковник Бунро), «Гарантирую жизнь» (Олешко), «Ярослав Мудрый» (Путша), «Линия жизни» (Алексей Алексеевич Хомяков), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (аббат Эймер), «Право любить» (Бережков).
Много лет – в 1950-2000 годах – на общественных началах работал народным депутатом в нескольких райсоветах Москвы, в Советском фонде мира. Во время подготовки и проведения Олимпиады-80 активно работал в ее оргкомитете, отвечая за работу с иностранными делегациями в рамках культурно-развлекательных мероприятий в столице.
25 июля 1980 года, в самый разгар главного мирового спортивного форума, неожиданно умер Владимир Семенович Высоцкий и Николай Лукьянович руководил организацией и проведением похорон «Пушкина ХХ века». Выбил, подключив связи и авторитет, престижное место на Ваганьковском кладбище, организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.
В 1990-м Николай Лукьянович принял решение оставить пост директора и уйти из Театра на Таганке.
В 1990-2000-е работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссером-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. В 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и его драматического разделения на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актеров Таганки) коллектив театра Содружество актеров Таганки обратился с письмом-приглашением к Николаю Лукьяновичу Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Однако Дупак поставил условие: он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Театр не объединился и Дупак отказался от поста директора.
При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В.С. Высоцкого, Дом русского зарубежья им А.И. Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В 2001 году был Почетным гостем и членом жюри XIII Международного театрального фестиваля в Каире (Египет).
Николай Дупак много лет участвовал в общественной ветеранской работе, военно-патриотическом воспитании молодежи.
Именем Николая Дупака названа одна из малых планет.
Личная жизнь Николая Дупака:
Трижды был женат.
Первая жена – Алла Юрьевна Ванновская (1920-1966), советская и армянская актриса. Были женаты с 1939 года. Познакомились в Ростовском драмтеатре. В войну она находилась с театром в эвакуации в глубоком тылу, мужа с фронта не дождалась. Позже была первой женой Армена Джигарханяна.
Вторая жена – Вера Васильевна Чапаева (Камишкерцева), младшая приемная дочь легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. С ней его познакомил старший сводный брат Веры – Александр Васильевич Чапаев. Супруга не могла иметь детей. Прожили вместе двадцать лет, после чего этот брак распался.
Третья жена – Раиса Михайловна Дупак. Они прожили вместе более сорока лет – до ее смерти в 2009 году в результате врачебной ошибки.
В 2010 году Дупак пережил еще одну трагедию.
Его дочь Елена и внучка Настя трагически погибли. Еще одна дочь Дупака, Оксана (актриса, театральный директор) с сыном Адриано живут в Москве.
- Русский
- Английский
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.