Майкл Хордерн, Michael Hordern

Сэр Майкл Мюррей Хордерн, CBE (3 октября 1911 – 2 мая 1995) был английским актером театра и кино, чья карьера длилась почти 60 лет. Он наиболее известен своими шекспировскими ролями, особенно ролью короля Лира, которую он сыграл с большим успехом на сцене в Стратфорде-на-Эйвоне в 1969 году и в Лондоне в 1970 году. Затем он успешно получил роль на телевидении через пять лет. Он часто снимался в кино, пройдя путь от актера эпизодических ролей в конце 1930-х до члена основного состава; К моменту смерти он сыграл почти 140 ролей в кино. Его более поздняя работа была преимущественно на телевидении и радио.

Хордерн родился в Беркхамстеде, Хартфордшир, в семье, не имевшей театральных связей. Он получил образование в Windlesham House School, где заинтересовался драматическим искусством. Он поступил в Брайтонский колледж, где развился его интерес к театру. После окончания колледжа он присоединился к любительской драматической труппе и привлек внимание нескольких влиятельных шекспировских режиссеров, которые взяли его на второстепенные роли в «Отелло» и «Макбет». Во время Второй мировой войны служил на HMS Illustrious, где дослужился до звания лейтенант-коммандера. После демобилизации он возобновил свою актерскую карьеру и дебютировал на телевидении, став надежным актером эпизодических ролей во многих фильмах, особенно в жанре военных фильмов.

Хордерн приобрел известность в начале 1950-х годов, когда он принял участие в театральном конкурсе в Художественном театре в Лондоне. Там он произвел впечатление на Глена Байама Шоу, который заключил с актером сезонный контракт в Мемориальном театре Шекспира, где он играл главные роли, в том числе Калибана в «Бурю», Жака в «Как вам это понравится» и сэра Политика в комедии Бена Джонсона. Вольпоне. В следующем сезоне Хордерн присоединился к компании Майкла Бентхолла в «Олд Вик», где, среди прочего, сыграл Полония в «Гамлете» и главную роль в «Короле Джоне». В 1957 году он получил награду за лучшую мужскую роль на церемонии вручения награды Британской академии телевидения того года за роль адвоката в драме Джона Мортимера «Судебная записка». Наряду с театральными обязанностями Хордерн регулярно играл второстепенные роли в различных фильмах, включая «Клеопатра» (1963) и «Забавная вещь, произошедшая по дороге на форум» (1966).

В конце 1960-х годов Хордерн познакомился с британским театральным режиссером Джонатаном Миллером, который снял его в фильме «Свист и я приду к вам», который был записан для телевидения и получил широкую оценку. Следующей крупной пьесой Хордерна стала «Прыгуны», которая была показана в Королевском национальном театре в начале 1972 года. Его игра получила высокую оценку критиков, и он повторил эту роль четыре года спустя. Его телевизионные обязательства увеличились к концу его жизни. Его заслуги включают в себя «Отложенный рай», удостоенный награды BAFTA Memento Mori и адаптацию BBC «Миддлмарч». Он был назначен CBE в 1972 году и был посвящен в рыцари одиннадцатью годами позже. Хордерн страдал от болезни почек в 1990-х годах и умер от нее в 1995 году в возрасте 83 лет.

История семьи
Тополя, место рождения Хордерна в Беркхамстеде, Хартфордшир
Мать Хордерн, Маргарет Мюррей, происходила от Джеймса Мюррея, ирландского врача, чьи исследования пищеварения привели к открытию магнезиального молока, помогающего желудку, в 1829 году. большое богатство. Маргарет выросла в Англии и училась в школе для девочек Сент-Одрис в Сомерсете.

Отец Хордерна, Эдвард, был сыном ланкастерского священника, который был настоятелем церкви Святой Троицы в Бери. В молодости Эдвард присоединился к Королевской морской пехоте Индии и получил звание лейтенанта. Во время короткого перерыва в отпуске на родину он влюбился в Маргарет после того, как их представил один из его братьев. Ухаживание было недолгим, и молодая пара поженилась в Бирме 28 ноября 1903 г. У них родился первый ребенок, сын Джеффри, в 1905 году, а затем еще один, Питер, в 1907 году.

Через четыре года после рождения Питера беременная Маргарет вернулась в Англию, где 3 октября 1911 года в Беркхамстеде, Хартфордшир, родился Майкл Хордерн, ее третий сын. Все еще находясь за границей, Эдуард был повышен до звания капитана, за что получил хорошую зарплату. Семья жила в комфорте, и Маргарет наняла посудомойку, няню, дворника и повара на полную ставку. Маргарет уехала в Индию, чтобы навестить своего мужа в 1916 году. Поездка, хотя и планировалась как краткосрочная, продлилась два года из-за жестокости Первой мировой войны. В ее отсутствие Хордерн был отправлен в школу Windlesham House в Сассексе в возрасте пяти лет. Его юный возраст освободил его от очного обучения, но ему разрешили участвовать во внеклассных занятиях, включая плавание, футбол, регби и рыбалку. Спустя несколько лет он вместе с другим энтузиастом основал «Ассоциацию актеров» (AAA), небольшой театральный комитет, который организовывал постановки от имени школы. Помимо организации пьес, Хордерн организовал постоянную группу игроков, в том числе и самого себя, для исполнения различных пьес, которые они писали, ставили и ставили сами . Он оставался в Windlesham House в течение девяти лет , позже описывая свое пребывание там как «огромное удовольствие».

Хордерну было 14 лет, когда он покинул Виндлшем-Хаус, чтобы продолжить учебу в Чичестер-Хаусе в Брайтонском колледже.К тому времени, как он поступил в колледж, его интерес к актерскому мастерству вырос. В своей автобиографии 1993 года «Мир в другом месте» он признался: «Я не преуспел ни в какой области, кроме пения; я не умел читать музыку, но пел довольно хорошо». Там он помогал организовывать любительские выступления различных Гилбертов. и оперы Салливана. Первым из них был «Гондольер», в котором он сыграл роль герцогини. Репетиторы назвали его выступление большим успехом, и ему было предоставлено место в мужском хоре в следующем произведении, «Иоланта» . В течение следующих нескольких лет он принимал участие в «Микадо» в составе хора, а затем появился как генерал-майор в «Пиратах Пензанса». Это был период, который он позже признал началом своей карьеры. Когда война закончилась в 1918 году, Эдвард, который к тому времени был портовым офицером в Калькутте, организовал возвращение Маргарет в Англию. Вместе с ней она привезла домой осиротевшую девочку по имени Джоселин, которую удочерила. В следующем году Эдвард ушел с действительной службы и вернулся в Англию, где переехал со своей семьей в Хейвардс Хит в Сассексе. Там Майкл развил любовь к рыбалке, хобби, которым он оставался страстным до конца своей жизни.

В своей автобиографии Хордерн признал, что его семья не проявляла интереса к театру и что он не видел свою первую профессиональную пьесу, Ever Green, пока ему не исполнилось 19 лет . Примерно в это же время он встретил Кристофера Хассалла, сокурсника по Брайтонскому колледжу. Хассалл, который также сделал успешную сценическую карьеру, как отметил Хордерн, сыграл важную роль в его решении стать актером . В 1925 году Хордерн со своей семьей переехал в Дартмур, где они превратили заброшенный сарай в фермерский дом. Для Хордерна этот ход был идеальным; его любовь к рыбной ловле стала сильнее, и он смог исследовать отдаленные ландшафты и их изолированные реки.

Театральные начала
Хордерн покинул Брайтонский колледж в начале 1930-х и устроился помощником учителя в подготовительную школу в Биконсфилде. Он присоединился к любительской драматической труппе и в свободное время репетировал для единственной пьесы труппы «Ботинки Ритцио», которая участвовала в конкурсе Британской драматической лиги с Хордерн в главной роли. Спектакль прошел хорошо, но приз за профессиональную постановку в ведущем лондонском театре получил драме «Не этот человек», написанной Сиднеем Боксом. Он настолько завидовал успеху конкурирующего шоу, что Хордерн представил The Welwyn Times язвительную рецензию, назвав шоу Бокса «кощунственной кучей и дешевой театральной чепухой» . Комментарий возмутил Бокса, который выдал актеру приказ о явке в суд по обвинению в клевете. Хордерн выиграл дело и оставил Box ответственным за судебные издержки. Спустя годы двое мужчин встретились на съемочной площадке, где Бокс, к большому удивлению Хордерна, поблагодарил его за то, что он помог начать его карьеру в кино, поскольку он получил широкую огласку в результате судебного процесса.

После смерти матери в январе 1933 года Хордерн решил продолжить профессиональную актерскую карьеру. Он ненадолго устроился на работу в подготовительную школу , но заболел полиомиелитом и был вынужден уйти. После выздоровления ему предложили работу коммивояжером в Британской ассоциации поставщиков образовательных услуг, семейном предприятии, принадлежащем бывшему школьному другу в Виндлшем-Хаусе. В рамках своей работы он провел некоторое время в Стивенэйдже, где присоединился к любительской драматической труппе и снялся в двух пьесах; «Конец путешествия», в котором он сыграл Роли, и «Дипломатия», пьесу, которая не понравилась актеру, поскольку он считал ее «слишком старомодной». Оба спектакля дали ему возможность поработать над сценарием, чем-то, что он нашел полезным для остальной части своей карьеры. Тем летом он присоединился к труппе шекспировского театра, который гастролировал по величественным домам по всей Великобритании. Его первым выступлением был Орландо в «Как вам это понравится», за которым последовали «Бесплодные усилия любви», в которых он снялся вместе с Осмондом Далтри. Хордерн восхищался актерскими способностями Далтри и позже признался, что он оказал постоянное влияние на его шекспировскую карьеру.

В дополнение к своим шекспировским обязательствам, Хордерн присоединился к Народному театру Сент-Панкрас, лондонской компании, частично финансируемой театральным менеджером Лилиан Бейлис. Хордерн наслаждался своим пребыванием там, несмотря на утомительную поездку между Сассексом и Лондоном, и оставался в компании на пять лет. К концу 1936 года он оставил свою работу по продажам в Биконсфилде, чтобы продолжить полноценную актерскую карьеру. Он переехал в небольшую квартиру в Marble Arch и стал одним из многих актеров, стремящихся сделать себе имя на лондонской сцене.

Лондонский дебют
Лондонский дебют Хордерна состоялся в январе 1937 года в качестве дублера Бернарда Ли в пьесе «Ночное небо» в театре Савойи . По ночам, когда в нем не было необходимости, Хордерн должен был выполнять обязанности помощника режиссера, за что ему платили 2,10 фунта стерлингов в неделю. В марте Далтри, который с тех пор основал свою собственную компанию Westminster Productions, выбрал Хордерна на роль Людовико в «Отелло» . Эта роль стала первой оплачиваемой ролью Хордерна в качестве актера театральной труппы. Спектакль сразу же стал хитом и две недели шел в Народном театре в Майл-Энде . В главной роли в нем также играл английский актер Стивен Мюррей, но к концу сериала он стал обязан по контракту в другом месте. Это позволило Хордерну занять его место, за что Далтри платил Хордерну дополнительно 1 фунт стерлингов в неделю.

После закрытия Отелло, Далтри предпринял тур по Скандинавии и Балтике с двумя пьесами, Outward Bound и Arms and the Man. Он использовал Хордерн в обоих случаях, причем первый был более успешным. Это было время, которое актер признал поворотным в своей профессиональной актерской карьере. По возвращении в Лондон и после нескольких недель безработицы ему предложили участие в злополучном проекте «Девяносто парусов». Пьеса о временах сэра Кристофера Рена в Королевском флоте была отменена в день, когда Хордерн должен был начать работу, из-за “непредвиденных проблем”, названных ее продюсерами в качестве причины.

Бристольский репертуарный театр
В середине 1937 года владелец театра Рональд Рассел предложил Хордерну роль в его репертуарной труппе Rapier Players, которая тогда базировалась в Колстон-холле в Бристоле. Первой актерской ролью Хордерна в компании была роль дяди Гарри в пьесе «Кто-то у двери» . Из-за успеха пьесы Рассел нанял его на роль того же типа, однообразие которой расстраивало актера, стремившегося сыграть главную роль. Именно во время работы с Rapier Players Хордерн влюбился в Еву Мортимер, юную актрису, которая играла второстепенные роли во многих постановках Рассела . Хордерн считал бесценным свой опыт работы с рапиристами; он научил его тому, как профессиональная театральная труппа работает в строгие временные рамки и как работает с еще более строгим бюджетом. Ему было предоставлено две минуты на изучение каждой страницы сценария, но из-за частых ошибок и множества застопорившихся строк репетиции стали долгими и трудоемкими. Хордерн описал реквизит компании как сделанный по очень высоким стандартам, несмотря на то, что он был куплен на ограниченный бюджет.

После короткого отпуска с Евой в Шотландии в 1938 году Хордерн вернулся в Лондон, где он появился в Quinneys, радиоспектакле, транслированном BBC в июне того же года . Основная роль досталась Генри Эйнли, которого Хордерн описал как «великого актера, который, к сожалению, уже не в лучшем виде» . Затем Хордерн вернулся в Бристоль, чтобы подготовиться к следующему сезону с Rapier Players. Одна из постановок, отмеченных в Western Daily Press как особенно хорошая, была «Любовь в праздности», в которой Хордерн сыграл главного героя. Репортер газеты считает, что пьеса «была замечена» театральной критикой и что актеры «превосходно исполнили свои роли» .

К концу 1938 года отец Хордерна продал семейный дом и купил коттедж в Холте, недалеко от Бата, графство Сомерсет. Аранжировка была удобна для молодого актера, который использовал это помещение в качестве базы, когда появлялся в шоу с Rapier Players. Одним из таких произведений была адаптация «Фермы холодного комфорта» Стеллы Гиббонс, в которой снялась Мейбл Констандурос, адаптировавшая книгу с разрешения Гиббонса. Хордерн получил роль второго плана Сета, роль, которую он описал как забавную. По словам Хордерна, модернизированный сценарий «обожал» актерский состав, но ненавидел публика, ожидавшая, что он будет в точности похож на книгу.

Вторая мировая война и кинодебют
Хордерн и Ева покинули Бристоль в 1939 году и перебрались в Харрогейт, где Ева присоединилась к небольшой репертуарной труппе под названием White Rose Players. После непродолжительного периода безработицы и с началом войны Хордерн вызвался на должность в Службе предотвращения воздушных налетов (ARP). Он был принят, но вскоре разочаровался в том, что не может провести какие-либо спасательные операции из-за бездействия врага. Он решил, что это «не очень хороший способ вести войну», и вместо этого записался наводчиком в Королевский флот. Пока он ждал принятия, они с Евой откликнулись на рекламу актеров репертуарной труппы в Бате в The Stage. Они были назначены руководителем компании и дамой. Их первое и единственное участие было в пьесе под названием «Летучие мыши на колокольне», которая открылась в городских Актовых залах 16 октября . Восторг от того, что Хордерн наконец стал лидером, был недолгим, когда в декабре того же года его призвали. В интересах поднятия морального духа в обществе Хордерн обратился к военно-морскому флоту с просьбой разрешить ему завершить свою театральную работу в Бате и сняться в своем первом фильме, триллере «Девушка в новостях» режиссера Кэрол Рид . его запрос был принят, и ему сказали явиться на службу в казармы Плимута в первые месяцы 1940 года, когда шоу закончилось и он был освобожден от обязанностей съемок.

В 1940 году, после второстепенной роли в «Без принца в театре Уайтхолл», Хордерн сыграл небольшую, не указанную в титрах роль сотрудника Би-би-си вместе с Джеймсом Хейтером в комедийном фильме Артура Эски «Вагон». Вскоре после этого он начал свою военно-морскую артиллерийскую подготовку на борту торгового судна «Город Флоренция» (DEMS), которое доставляло боеприпасы в город Александрию от имени британского флота. Он обнаружил, что, хотя его воспитание в среднем классе препятствовало его способности заводить друзей на борту корабля , оно помогло в его обращении к своим командующим.

К 1941 году радар постепенно внедрялся во флоте, и Хордерн был назначен одним из первых оперативников, сообщавших британские ВВС о передвижениях противника. Позже он сказал, что этот пост был обязан его четкой дикции и глубокому вокальному диапазону. Его комментарии настолько впечатлили его старших офицеров, что к началу 1942 года он получил должность начальника управления истребителями , а затем первого лейтенанта на борту HMS Illustrious . Вскоре после ухода своего непосредственного начальника он был повышен до лейтенант-коммандера, и в этом звании он удерживался два года. Наряду со своими военно-морскими обязанностями он также был назначен офицером по развлечениям на корабле и отвечал за организацию шоу с участием различных членов экипажа Illustrious в качестве актеров шоу.

Брак и послевоенные годы
Во время короткого визита в Ливерпуль в 1943 году Хордерн сделал Еве предложение; они поженились 27 апреля того же года с актером Сирилом Лакхэмом в качестве шафера. После медового месяца Хордерн возобновил свои обязанности в Illustrious, а Ева вернулась в репертуарный театр в Саутпорте. Через несколько месяцев после окончания войны в 1945 году он был переведен в Адмиралтейство, где некоторое время работал диспетчером корабля . Семья Хордернов сняла квартиру на Эльвастон-плейс в Кенсингтоне, Лондон, и он начал искать работу в качестве актера. Через некоторое время к нему обратился Андре Оби, который сыграл его первую телевизионную роль, Ноя, в пьесе по одноименной книге. Хордерн опасался выступать в новой среде и считал репетицию и живое выступление утомительными; но ему щедро заплатили, заработав 45 фунтов стерлингов за всю помолвку.

Первой ролью Хордерна в 1946 году стала роль Торвальда Хельмара в «Кукольном домике» в интимном театре в Палмерс-Грин. Затем последовала роль Ричарда Фентона, жертвы убийства, в фильме «Дорогой убийца», премьера которого состоялась 31 июля в театре Олдвича. Спектакль имел успех , и до его закрытия 12 октября в нем было представлено 85 спектаклей . «Дорогой убийца» привел в восторг критиков, и один репортер Hull Daily Mail отметил Хордерна, который подумал, что актер внес «искренность в трудную роль». В следующем месяце Ева родила единственного ребенка пары, дочь Джоанну, которая родилась в больнице королевы Шарлотты в Челси. В то Рождество он взял на себя роль Ника Боттома в праздничной переработке. из “Королевы фей” Генри Перселла. Спектакль стал первым спектаклем оперной труппы Ковент-Гарден, позже получившей название Королевская опера.

К концу апреля 1947 года Хордерн принял небольшую роль капитана Хойла в комедийном драматическом фильме Ричарда Ллевеллина «Петля». В том же году сыграли две другие роли: Максим де Винтер в телеадаптации романа Дафны дю Морье «Ребекка» , за которой последовала роль детектива в «Хорошей девушке» вместе с Деннисом Прайсом и Джин Кент. В следующем году он принял участие в трех спектаклях: «Безразличный пастырь» Питера Устинова, который был показан в недавно открытом театре Q в Брентфорде, Западный Лондон; Призраки Ибсена; и адаптация «Ветра в ивах» в Мемориальном театре Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне, в которой он изобразил часть шумного, эксцентричного мистера Тоада.

В начале 1949 года Хордерн появился в роли Паскаля в комедии Майкла Редгрейва «Влюбленная женщина», но ему не понравился этот опыт из-за враждебных отношений между Редгрейвом и звездой шоу Маргарет Роулингс. Затем он сыграл второстепенную роль Башфорда в получившей признание критиков комедии Илинга «Паспорт в Пимлико» , спектакль, который он назвал «напряженным и гиперактивным» .

1950–70
К 1950-м годам Хордерн привлек внимание многих влиятельных режиссеров. В автобиографии актер назвал это десятилетие важной эпохой в своей карьере. Он начался с главной роли в опере Антона Чехова «Иванов» в 1950 году. Спектакль проходил в Художественном театре в Кембридже и взволновал публику своим 25-летним отсутствием на английской сцене. Писатель Т.К. Уорсли был впечатлен игрой Хордерна и написал: «Возможно, актер со звездными качествами мог бы навязывать нам более успешно, чем мистер Майкл Хордерн, и завоевать нашу симпатию к Иванову своей личностью. уровень ожиданий со всех сторон. Таким образом, г-н Хордерн богат интеллектом, чувствительностью и хваткой, и, за очень немногими исключениями, компания оказывает его впечатляющую игру правильной поддержкой ». Главный персонаж в« Макбете », режиссер Алек Клунес был следующей помолвкой Хордерна. Критики писали о своей неприязни к версии Клунза, но театральный обозреватель Одри Уильямсон выделила исполнение Хордерна как «глубоко трогательное».

Драматург Джон Уайтинг, пытавшийся сделать себе имя в театре после войны, был вызван Клунсом для участия в театральном конкурсе в Художественном театре в Лондоне в 1951 году, для которого он представил свою пьесу «День святого». Несколько других режиссеров-любителей также боролись за приз, который заключался в том, чтобы их пьеса была профинансирована и профессионально выставлена ​​на выставке Arts. Увидев его выступление в прошлом году, Уайтинг нанял Хордерна на главную роль Пола Саутмана, сварливого старого поэта, который отбивается от трех мятежных дезертиров, угрожающих спокойствию его сонной деревенской деревни. Спектакль оказался популярным у зрителей, но не у театральных комментаторов . Хордерну понравилась пьеса, он назвал ее «горькой и интересной» , но пресса, которая подробно освещала соревнования на каждом этапе, думала по-разному и осуждала ее за победу. Это привело в ярость актеров Лоуренса Оливье и Джона Гилгуда, которые написали письма с жалобами в прессу.

Мемориальный театр Шекспира
Майкл Редгрейв, который поддерживал Хордерн финансово, когда он был актером.
Хордерн сослался на негативную рекламу Дня Святого, сделавшую его карьеру «силой добра», поскольку она привлекла к нему внимание режиссера Глена Байама Шоу, который поставил его в серию пьес в Мемориальном театре Шекспира в 1951 году. Среди ролей. были Калибан в «Буря», Жак в «Как вам это понравится» и сэр Политик в комедии Бена Джонсона «Вольпоне». Хордерн утверждал, что очень мало знает о творчестве барда и просил совета у друзей о том, как лучше всего подготовиться к ролям. В том же году он отправился в Nettlefold Studios, Уолтон-на-Темзе, чтобы снять Скруджа, экранизацию «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, в которой он сыграл призрак Марли. Обзоры были смешаны с The New York Times, дающей положительные отзывы , в то время как журнал Time оставался неоднозначным . Газета Aberdeen Evening Express повторила комментарии американского обозревателя, назвав Скруджа «ярким и вдохновляющим рождественским шоу» . Автор Фред Гуида, писавший в своей книге «Рождественская песнь и ее адаптации: критическое рассмотрение» в 2000 году, полагал, что призрак Марли, хотя и «небольшая, но важная роль», был «блестяще сыгран» Хордерн.

С приближением первой игры в сезоне Хордерны переехали в Стратфорд и поселились на время в Goldicote House , большом загородном имении, расположенном на реке Эйвон. Первая из двух его пьес, «Буря», заставила Хордерна усомниться в своих актерских способностях, когда он сравнил свою интерпретацию Калибана с интерпретацией Алека Гиннесса, который играл ту же роль четырьмя годами ранее. Уверенный Байамом Шоу, Хордерн оставался в роли на протяжении всего забега. Несколько дней спустя актер был взволнован, получив благодарственное письмо от Майкла Редгрейва, который считал, что «Калибан» Хордерна «безмерно прекрасен, со всей жалостью и пафосом … но также с настоящим ужасом и юмором» . По мере продолжения сезона было получено больше похвалы; анонимный театральный обозреватель, цитируемый в автобиографии Хордерна, назвал изображение Менения Аггрипы актером «остроумным исследованием« юмористического патриция »и, кроме того, тем, что может пробудить в нас сострадание в вольской камео», прежде чем перейти к следующему: «у нас было чувствовал, что пройдет много времени, прежде чем Менениус Алека Гиннесса сможет сравниться. Тот факт, что другое прочтение Майкла Хордерна теперь может стоять рядом с другим, делает честь игроку, который станет призом Стратфорда ».

Контракт Хордерна с Мемориальным театром Шекспира продлился до середины 1952 года, и по истечении его срока он получил место в театральной труппе Майкла Бентхолла в Old Vic в Лондоне. В первой пьесе труппы, «Гамлет», снялся Ричард. Бертон, Клэр Блум и Фэй Комптон и открылась 14 сентября 1953 года. Хордерн назвал ее «идеальной игрой для открытия сезона», поскольку в ней были «прекрасные сильные стороны для всех и хороший образец скрытого актерского тщеславия ». Вскоре после открытия он был переведен в Эдинбург, где принял участие в Fringe, прежде чем вернуться в Лондон. За роль Полония Хордерн получил неоднозначные отзывы, причем один критик сказал: «Он был на высоте в своих ранних сценах с Офелией … но к концу спектакля он начал скрывать меньше материи большим количеством искусства». После Эдинбурга Бентхолл взял Гамлета в тур по провинции, и у спектакля был успешный показ из 101 спектакля.

В середине 1953 года датское правительство пригласило Бентхолла и его труппу в Хельсингёр (Эльсинор) для исполнения «Гамлета» для норвежской королевской семьи. Игра была хорошо принята королевской семьей. В целом актер получал удовольствие от «Гамлета», но за кадром отношения между ним и Бертоном были натянутыми. Хордерн отметил «симпатию, обаяние и харизму» своего коллеги , но подумал, что Бертон имел склонность легко «раздражаться» с ним в социальных ситуациях. Хордерн описал их рабочие отношения как «любовь-ненависть» и признал, что они завидовали успеху друг друга; Бертон из Хордерна из-за хороших обзоров последнего и Хордерн из Бертона, который получил больше внимания со стороны фанатов. Когда спустя годы Бертон уехал в Голливуд, он рекомендовал Хордерна различным кастинг-директорам; Впоследствии Хордерн снялся в шести фильмах Бертона.

Король Джон был следующим в компании Бентхолла и открылся 26 октября 1953 г. Первоначально главный герой достался неизвестному и неопытному молодому актеру, но роль была переделана с участием Хордерна. Хордерн описал короля Джона как «сложную пьесу в том смысле, что у нее нет общей цели или очевидной темы» . Одновременно с этим он возвращался в Pinewood Studios, где снимал «Запретный груз». Напряженный график привел к приступу истощения, из-за которого он получил медицинскую консультацию, чтобы уменьшить свою нагрузку.

В начале 1955 года британский театральный менеджер и продюсер Бинки Бомонт попросила Хордерна сыграть главную роль в комедии Андре Руссена «Нина» режиссера Рекса Харрисона. Спектакль, в котором снимались Эдит Эванс, Локвуд Уэст и Джеймс Хейтер, был переведен из Оксфорда в Королевский театр в Брайтоне. Запрос Бомонта поступил незамедлительно, потому что предшественник Хордерна оказался неадекватным. Пьеса была проклята неудачей: Эванс заболела, и на полпути ее заменил дублер, который забыл выучить ее реплики; Харрисон часто расстраивал актерский состав, что приводило к снижению морального духа. Когда Эванс действительно вернулась, она ушла со сцены и ушла, увидев пустые места в первом ряду.

Хордерн сожалел о своем решении принять участие в «Нине» Руссена, но признал, что привлекательность появления рядом с Эвансом взяла верх. Харрисон провел прослушивание, чтобы заменить свою главную леди, и остановился на австралийско-американской актрисе Корал Браун. Хордерн и Браун сблизились, чему способствовала их взаимная неприязнь к дисциплинарному директору. Они полюбили друг друга и завели роман, который длился на протяжении всего забега. Спустя годы Хордерн признался: «Я все время влюблялся. Это обычная жалоба среди актеров. Невозможно находиться в таком тесном контакте с телом и разумом, не подвергаясь сильному искушению.

Неприязнь Хордерна и Харрисона друг к другу была очевидна для остальной части актерского состава. Однажды ночью, после выступления Нины в Истборне, и почувствовав, что он «разыграл носки», Хордерн, вместе с остальной частью актерского состава, подвергся отруганию Харрисону, который обвинил их в постановке пьесы. «не подходит для конца пирса» . Нина перешла в лондонский театр Хеймаркет вскоре после инцидента, но безуспешно и закрылась через пять недель. «Пьеса прошла хорошо», – считает Хордерн, – «это была катастрофа из-за Рекса Харрисона» . Отношения Хордерна и Брауна закончились вскоре после закрытия пьесы, и Хордерн приступил к восстановлению своего брака с Евой, которая давно знала о дело.

Фильмы и театр 1950-х

Дирк Богард, один из многих со-звезд Хордерна в 1950-х.
Хордерн рассматривал 1950-е как хорошее десятилетие для съемок в кино, хотя тогда он не особо заботился о среде. В 1993 году он писал: «В кино нужно бросаться в бой во всеоружии. С самого начала фильма героя нужно прижать, как бабочку на доске. Конечно, это не всегда получается правильно. начиная с самого начала съемок фильма комедийного уровня, который невозможно поддерживать ». Ему не нравился его внешний вид, который он находил« отталкивающим », и в результате он ненавидел смотреть его выступления. Он предпочитал радио, потому что аудитория слышала только его голос, который он тогда считал своим лучшим атрибутом. Другой причиной было признание им различий между его чувством личного успеха в театре и на съемочной площадке: «Вы получаете определенное удовлетворение, выполняя то, что хочет от вас режиссер, но шансы быть эмоционально вовлеченными очень высоки. тонкий “. Он признал свою хорошую способность заучивать строки, что, по его мнению, было особенно полезным при изучении сценариев фильмов, которые часто менялись. Ему нравилась задача получить как можно больше пользы от сцены и он упивался тем, что смог попасть «в нужную точку для камеры» . Еще свеж в его памяти переживания Нины, и Хордерн решил отдохнуть от сцены и сосредоточиться на своей кинокарьере.

К 1953 году Хордерн появлялся в трех-четырех фильмах в год, и с течением десятилетия их число увеличивалось. В 1956 году он сыграл главную роль в фильме «Испанский садовник», в котором он много месяцев снимался на юге Испании вместе с Дирком Богардом, Сирилом Кьюсаком и Бернардом Ли. New York Times назвала роль строгого и напыщенного Харрингтона Бранда, которую сыграл Ордерн, «несимпатичным заданием», но сочла, что актер «неплохо» справился со своим изображением. К середине 1950-х годов имя Хордерн стало символом надежности и ценности; в результате ему предложили кучу ролей. В 1956 году он появился в роли Демосфена в «Александре Македонском» и командующего Линдси в «Ночь, когда пришел мой номер». В следующем году он появился еще в двух фильмах; медицинская драма «Нет времени для слез» и триллер «Путь Виндома» . Вторая мировая война была популярным жанром для кинематографистов 1950-х годов. Хордерн сказал, что конфликт унес большую часть жизней людей; «будь то любовь, потеря, ностальгия или трагедия» , каждый, по словам актера, мог рассказать свою историю и мог относиться к ситуациям, изображавшимся перед ним на экране. Он обнаружил, что его ранний военно-морской опыт оказался полезным, когда его сняли во многих фильмах о войне, включая «Человек, которого никогда не было», «Тихоокеанская судьба», «Младенец и линкор», все в 1956 году, и «Я был двойником Монти». лет спустя.

Хордерн сыграл в пьесе Джона Мортимера 1957 года «Судебное дело», в которой Хордерн играл адвоката. История сосредотачивается на неудачливом адвокате, которого наняли в последнюю минуту, чтобы защитить человека по обвинению в убийстве. Хордерн играл адвоката напротив подозреваемого в убийстве Дэвида Коссоффа. После ряда положительных отзывов в театральной прессе в мае того же года спектакль был передан на радио. Он транслировался по телевидению в сентябре и принес Хордерну премию за лучшую мужскую роль на церемонии вручения телевизионных наград Британской академии в 1958 году. В 1958 году Хордерны переехали в Доннингтон, Беркшир, где они переоборудовали три коттеджа в один; собственность стала семейным домом, и здесь Хордерн и Ева оставались до своей смерти.

1959 год стал для Хордерна катастрофическим в профессиональном плане. Он вернулся на сцену в Old Vic в фильме Артура Винга Пинеро «Магистрат», в котором сыграл мистера Поскета. Пьеса не имела особого успеха и получила неоднозначные отзывы: по словам автора и театрального критика Дж. П. Уаринга, Хордерн был неверно воспринят , будучи репортером The Stage, думал, что дал «убедительное изображение». Веринг считал, что в целом пьеса «игралась недостаточно быстро» , в то время как критик The Times считал ее «прочной театральностью» . За этой ролью последовала роль пастора Мандерса в «Призраках» с Флорой Робсон. Газета «Санди Таймс» опубликовала без энтузиазма заметку, в которой думала, что персонаж Хордерна «тревожится». Он получил столь же критические отзывы, когда вышел на сцену, чтобы сыграть главного героя в «Макбете», напротив Беатрикс Леманн. Пресса писала о «непреднамеренной комической интерпретации» Хордерна, когда он характеризовал злого короля: «Половину времени на сцене он съеживался, как американский продавец ковров, в черном халате длиной до щиколотки из пушистого фитиля для свечей», – подумал один обозреватель, который продолжил: «Из него получится зловещий Шейлок, устрашающий Фейджин. Но этого тан из Кавдора нервировал бы камердинер Банко, не говоря уже о призраке Банко».

9 октября 1959 года Хордерн дебютировал на Бродвее в театре Корта в комедии Марселя Эме «Лунные птицы» вместе с комиком Уолли Коксом . Спектакль оказался провальным и закрылся всего за две ночи и три представления . Мало что было предложено в виде похвалы, хотя критики отметили выступление Хордерна, в частности, как хорошее. Он не был уверен, почему спектакль провалился, и объяснил это столкновением личностей между актерами и менеджментом.

В 1960 году Хордерн сыграл адмирала сэра Джона Тови в британском военном фильме «Потопите Бисмарк!» По книге К. С. Форестера «Последние девять дней Бисмарка» и сюжетом, напоминающим его морские дни. Получив между собой несколько меньших ролей, Хордерн начал работу над американским эпическим историческим драматическим фильмом «Клеопатра». Он был снят в 1962 году и, по словам актера, был «самым необычным фильмом, в котором я имел удовольствие принимать участие» . Он играл римского оратора Цицерона и был нанят по восьминедельному контракту, который из-за различных неудач, в том числе гипертонической болезни и неблагоприятных погодных условий, был продлен до девяти месяцев. К большому раздражению Хордерна, фильм потребовал бы, чтобы он снова работал с Рексом Харрисоном, который был брошен на роль Цезаря. Несмотря на неприязнь между ними, они согласились терпеть компанию друг друга ради фильма. Соглашение было недолгим; Харрисон сделал пьяную шутку на ужине с актерами о Нине, что побудило Хордерна напасть на него. Инцидент чуть не привел к увольнению Хордерна, но продюсеры быстро уладили этот вопрос, и в перерывах между съемками их держали отдельно. В 1993 году Хордерн заявил, что инцидент «очистил воздух» между ними, и в конце концов они стали друзьями. После освобождения Клеопатры Хордерн вернулся к фильмам, появившись в фильмах «Шпион, пришедший с холода» (1965), Хартум (1966, как лорд Грэнвилл), Как я выиграл войну (1967), Где Eagles Dare (1968),и Анна Тысячи дней (1969, как Томас Болейн). Он также участвовал в римском фарсе «Забавная вещь, произошедшая по дороге на Форум» в 1966 году.

Хордерн впервые встретился с британским театральным режиссером Джонатаном Миллером в 1968 году. Миллер, который долгое время был поклонником Хордерна, предложил ему роль агонистического профессора Паркина в его предстоящей телевизионной драме «Свист и я приду к тебе». Хордерн, который слышал положительные отзывы о Миллере от друзей-театральных деятелей, также высоко оценил режиссера и в том году сразу же приступил к съемкам в Норфолке. Ему понравился способ работы Миллера, например, свобода импровизировать вместо соблюдения строгих правил сценария; актер написал в своей автобиографии, что никогда не испытывал такой степени профессиональной свободы. Программа была выпущена в конце 1968 года и пользовалась успехом у публики и критиков. Марк Дугид из Британского института кино назвал его «шедевром экономического ужаса, который остается таким же пугающим, как и день его первой трансляции» , в то время как журналист The Telegraph писал в 2010 году о римейке того года с Джоном Хёртом в главной роли. , напомнил читателям «блестящую постановку шестидесятых Джонатаном Миллером, Майкл Хордерн сделал прекрасного, твердого Паркина» . Год закончился ролью в постановке Питера Холла «Тонкое равновесие» Эдварда Олби в Театре Олдвича. Произведение получило вялые отзывы, поскольку Хилари Сперлинг из «Зрителя» думала, что Хордерн «плохо обслуживается» в роли главного героя, Тобиаса.

Король Лир
Сотрудничество Миллера и Хордерна продолжалось до 1969 года с «Королем Лиром» в Ноттингемском театре. Хордерн сразу же согласился на главную роль, но позже сказал, что это был персонаж, которого он никогда особо не хотел играть. Рассказывая о Миллере в своей автобиографии, Хордерн заявил: «Это был один из самых волнующих и забавных переживаний, которые у меня были в театре». Миллер нанял Фрэнка Мидлмасса, чтобы тот сыграл дурака, но вопреки традициям, Миллер сделал персонажа близким человеком Лира, а не слугой, что шекспировским пуристам было трудно принять. Миллер решил и дальше бросить вызов условностям, сосредоточившись на отношениях между персонажами, а не добавляя детали в декорации и костюм; он не хотел использовать роскошные декорации и освещение, опасаясь отвлечь внимание от характеристик и сентиментальности сюжета. Таким образом, декорации были мрачными, а костюмы – в большей степени; это был стиль, который также использовался, когда пьеса транслировалась по телевидению BBC позже в том же десятилетии.

Когда в 1970 году Король Лир играл в Old Vic, отзывы были неоднозначными; J.W. Ламберт думал, что «серые декорации» и «седой» костюм Хордерна были такими, какими их задумал Шекспир , в то время как Эрик Шортер думал иначе, заявив: «Я до сих пор не понимаю эти костюмы». драматург и критик Мартин Эсслин назвал изображение Хордерна «великолепным творением» , прежде чем сказать: «Время молчания, из которого появляются обрывки безумной мудрости, Хордерном, мастерски выбрано и освещает скрытые процессы его психического расстройства. . » В том же году в статье для« Таймс »театральный критик Ирвинг Уордл описал« Лира »Гордерна как« резкого и категоричного педанта; скорее законодателя, чем солдата, и (поскольку правосудие – профессия старика) еще в расцвет его жизни » В 1975 году Хордерн снова сыграл Лира в сериале «Игра месяца» на BBC .

Джемперы
Драматург Том Стоппард обратился к Хордерну в 1971 году с намерением сыграть ведущую роль в новой пьесе драматурга «Прыгуны», комической сатире, основанной на области академической философии. Хордерн должен был сыграть Джорджа Мура, неуклюжего старого профессора философии, который работает в современном университете и который на протяжении всей пьесы постоянно спорит с самим собой по поводу своих моральных ценностей. Хордерн, хотя и считал пьесу блестящей, не любил сценарий при первом прочтении, так как не понимал его сложных ситуаций и странных диалогов. Его партнершей по фильму станет Дайана Ригг, сыгравшая жену Мура Дотти, а режиссером всей пьесы должен был стать Питер Вуд.

Прыгуны должны были появиться в Национальном театре в начале 1972 года, но столкнулись с проблемами, когда директор театра Лоуренс Оливье назвал пьесу «неразборчивой», прежде чем уйти во время первого чтения с отвращением. Несмотря на это, репетиции продолжались, и актеры сочли это трудным; В пьесе было много сцен, сложный сценарий, и она во многом опиралась на начальную сцену, скептическую речь о существовании Бога, которая длилась 13 минут. В своей автобиографии Хордерн прокомментировал: «Каждый день мои кулаки уходили в карманы кардигана, пока я пытался разобраться во всем этом». На встрече незадолго до премьеры Оливье пожаловался Стоппарду, что пьеса затягивается. а в некоторых местах трудоемкий. Стоппард согласился сократить эпилог наполовину. Это решение разозлило Хордерна, поскольку оно означало дополнительный стресс от изучения нового сценария в короткие сроки. Он выразил свое разочарование Вуду, который согласился оставить своего персонажа в покое и вместо этого вырезать многие другие сцены.Генеральная репетиция также испытала сбои из-за поломки вращающейся сцены, которую пришлось ремонтировать на полпути. Проблемы утихли после вступительного выступления на следующий вечер; это была ночь, которую Хордерн назвал «невероятной, одним из самых ярких моментов в моей карьере». Актриса Морин Липман, присутствовавшая в зале премьеры, сказала, что ее муж, драматург Джек Розенталь, «так смеялся, что думал, что сейчас серьезно заболеет».

Критик Майкл Биллингтон, пишущий в The Guardian, дал неоднозначную оценку: «Один или два раза один из ярко раскрашенных шаров Стоппарда падает на землю, отчасти потому, что моральный философ Майкла Хордерна подменяет понимание аргумента академической манерой. отрицать, что обезьянья привычка Хордерна чесать мочку левого уха правой рукой или наклоняться над столом, как будто он делает интеллектуальные отжимания, очень забавно наблюдать или что он блестяще демонстрирует любопытство с рогоносцем ». Гарольд Хобсон, драматический критик, считал, что отсутствие удовольствия от пьесы «на самом деле не является уголовным преступлением, но является печальным свидетельством неграмотности». Прыгуны выиграли премию Evening Standard за лучшую игру, которую, к большому удовольствию Хордерна, вручил философ А. Дж. Айер.

Стрипуэлл и озвучка
Между 1973 и 1981 годами Хордерн выступал на радио BBC в роли Дживса в сериале What Ho! Дживс вместе с Ричардом Бриерсом в роли Берти Вустера. В 1974 году Хордерн озвучил несколько других одноразовых программ для телеведущей, в том числе «Честный брокер», «Последний царь» и «Скажи королю, что небо падает». В 1975 году Хордерн сыграл судью в пьесе Говарда Баркера «Стрипуэлл» в Королевском придворном театре. Хордерн описал персонажа как «человека, охваченного чувством вины, полного неуверенности в себе и пессимизма» . Это была роль, которую актер находил слишком близкой к его собственной личности, чтобы его утешить. Его время в пьесе было омрачено личными проблемами; он и Ева ненадолго расстались, и актер был вынужден снять небольшую квартиру на Слоан-сквер у актера Майкла Уилдинга после того, как его изгнали из семейного дома. Вскоре Хордерн и Ева помирились, но это было время, которое он стремился забыть, включая пьесу. Критики хвалили его выступление, написав следующее: «Двусмысленность Стрипуэлла поэтому рассматривается наполовину нежно, а наполовину презрительно, и это хорошо сочетается с изображением неуклюжей, иногда милой неэффективности Майкла Хордерна, столь же искусной и совершенной работы, как и следовало ожидать от этого актер.”

Позже, в 1975 году, Хордерн рассказал о Барри Линдоне, экранизации Стэнли Кубрика романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Удача Барри Линдона». Критик Джон Райли, писавший для Британского института кино, считал, что актер «послужил остроумным и ироничным прикрытием беспомощности персонажей» . В том же году Хордерн попросили рассказать 30 эпизодов детского анимационного сериала «Паддингтон», основанного на серии книг о медведях Паддингтона Майкла Бонда . В своей автобиографии 1993 года Хордерн писал о своем удовольствии от работы над Паддингтоном и о том, что он не мог различить свое удовольствие от комедии и драмы: «Это немного похоже на разницу между ростбифом и безе, оба вкусны по-своему, но в этом нет ничего. больше удовольствия, чем тысяча человек, разделяющих с тобой смех ».

Возвращение в Стратфорд-на-Эйвоне и возрождение Джамперс
В 1976 году Хордерн присоединился к RSC в Стратфорде-на-Эйвоне, где он появился в роли Просперо для Тревора Нанна в «Буря», помолвка, которую актер счел неприятной из-за своих плохих отношений с режиссером шоу Клиффордом Уильямсом. После этого последовал небольшой пробег «Бесплодных усилий любви», в котором он играл Дона Адриано де Армадо вместе с Аланом Рикманом и Зои Ванамакер. Хордерн был самым старым членом труппы, и ему было трудно приспособиться к поведению и взглядам некоторых более молодых и менее опытных актеров. Он обнаружил, что это отличается от 1950-х годов: не интимное, бесхарактерное и слабое моральное, потому что руководство предпочитало дисциплину, а не предлагать руководство и помощь своим молодым актерам. В своей автобиографии 1993 года Хордерн писал: «Снова оказаться в Стратфорде после стольких лет было похоже на то, чтобы оказаться на линкоре или авианосце, который нечасто заходит в гавань. Вы находитесь в море долгое время и вдали от остальных. вашей службы, и если капитан вашего корабля хороший, то корабль счастлив; если нет, то комиссия, которую вы обслуживаете, очень недовольна, потому что вы далеко от земли. В Стратфорде в тот сезон я был далеко от земли ». Позже, в 1976 году, Хордерн изобразил короля-отца принца (которого сыграл Ричард Чемберлен) в музыкальной экранизации Золушки, Туфельки и розы и вернулся к роли Джорджа в Прыгуны Стоппарда в Театре Литтелтона. Театральный критик Кеннет Хёррен «безмерно наслаждался этим» и думал, что возрождение показало «более аккуратную пьесу, чем кажется ». Хордерн сравнил его с версией 1972 года, сказав: «Это, несомненно, занятое небольшое число, и мое первое впечатление от произведения еще в 1972 году заключалось в том, что в нем больше декора, чем содержания, и что украшение было скорее хаотичным, чем связным.

Телевидение и радио: 1980–83 гг.
В 1981 году Хордерн сыграл роль Гэндальфа в радиоадаптации BBC «Властелин колец» Толкина. Бюджет BBC был щедрым и привлекал известных актеров театра и телевидения. Сериал длился 26 серий и пользовался успехом у зрителей и критиков. Автор Эрнест Матисс выделил Хордерна, в частности, как одного из наиболее могущественных персонажей сериала и своего личного фаворита, в то время как его партнер по фильму Ян Холм, написавший много лет спустя в своей автобиографии Acting My Life, сказал, что, по его мнению, Хордерн интерпретировал роль «грандиозным, довольно старомодным способом» . В своей автобиографии в 1993 году Хордерн сказал, что считает роль Гэндальфа “немного утомительной” .

Хордерн и Джонатан Миллер повторили свое сотрудничество в 1982 году, представив финальное исполнение «Короля Лира» в постановке Шекспира BBC Television. Актер считал эту версию своей лучшей и объяснял ее успех тем, что он стареет и, следовательно, может лучше понимать персонажа. Автор Джозеф Пирс, писавший в 2008 году, утверждал, что Хордерн сыграл короля «прямо без блеска» и сделал «надежного и качественного Лира» , который «силен, когда он должен быть решительным, и сострадателен, когда он должен быть сострадателен опечален, когда ему следует горевать ». Несмотря на похвалу, Пирс подумал, что игре Хордерна в третьем акте «не хватало необходимой жестокости и не хватало мифического качества по сравнению с некоторыми из более крупных имен».

В январе 1983 года Хордерн был посвящен в рыцари, что актер назвал «большим трепетом и сюрпризом для всех нас» . В том же году он стал популярным среди детей как голос Барсука в фильме ITV «Ветер в ивах». Затем он провел остаток 1983 года в роли сэра Энтони Абсолюта в «Соперниках за Питера Вуда» в Королевском национальном театре и получил отличные оценки. Он был номинирован на премию Olivier Awards того года за лучший комедийный спектакль года, но проиграл Гриффу Рису Джонсу . Его успех на сцене был окрашен личной суматохой; Ева заболела после кровоизлияния в мозг – состояния, от которого она так и не вылечилась. Ей требовался постоянный уход, но она достаточно поправилась, чтобы стать частично самодостаточной. Однако в 1986 году в лондонской квартире пары у нее случился сердечный приступ со смертельным исходом. Хордерн был опустошен и поглощен жалостью к себе, отчасти из-за его вины за внебрачные связи, которые у него были со многими из его ведущих дам во время брака.

В 1986 году Джон Мортимер, писатель, которого очень уважал Хордерн, пригласил актера в «Отложенный рай», драму из 11 частей, создание которой заняло год и стоило более 6 миллионов фунтов стерлингов. Сага, действие которой происходит в сельской Англии, рассказывает о борьбе британского среднего класса в послевоенные годы. В своей автобиографии Хордерн описал себя как «человека предубеждений, а не принципов» и, как таковой, имел очень мало общего со своим персонажем, левым, марксистским викарием Симеоном Симкоксом. Несмотря на политические разногласия, Хордерн испытывал большое сочувствие к своему персонажу и восхищался его «простым, прямолинейным отношением к жизни, его глупостью и тем, как он держался своей веры в порочном мире со святостью, граничащей с простым».

Хордерн вернулся на лондонскую сцену в 1987 году после четырехлетнего отсутствия. Пьеса, в которой он снялся, «Ты никогда не сможешь сказать» была перенесена в Театр Хеймаркет в декабре, дебютировав в Театре Клуид в Уэльсе в начале того же года. Это был второй раз, когда актер появился в спектакле, первый раз вернулся в Бристоль за пятьдесят лет до этого, когда он сыграл главную роль молодого человека, Валентина. На этот раз он был выбран на роль Уильяма, пожилого официанта, роль, которую он считал «настоящим адом для игры» , отчасти из-за того, что ему приходилось много обедать на сцене, в то же время пытаясь запомнить сложный сценарий. Ему очень понравился спектакль, и он был в восторге от его успешного прохождения. Его помолвка также дала ему возможность воссоединиться с некоторыми старыми друзьями, в том числе Ирен Ворт, Майклом Денисоном и Фрэнком Мидлмассом, все из которых были в актерском составе. Хордерн признал, что в целом этот опыт заставил его почувствовать себя «немного счастливее» от жизни.

К началу 1990-х годов Хордерн больше сосредоточился на телевидении. Его роли в основном были пожилыми учителями, менеджерами банков, политиками и священнослужителями. В 1989 году он появился вместе с Джоном Миллсом в экранизации романа Кингсли Эмиса «Окончание» , рассказывающего о группе пенсионеров, стареющих вместе в жилом доме. После этого он сыграл Годфри Колстона в Memento Mori , телевизионном фильме о группе пожилых друзей, умирающих от старости, который был адаптирован для телевидения по одноименному роману Мюриэл Спарк. Фильм получил отличные отзывы , а выступление Хордерна было охарактеризовано как выдающееся критиком Нилом Синьярдом . Все, что требовалось от Хордерна в его следующей роли, богатого, но неизлечимо больного землевладельца Питера Фезерстоуна в адаптации BBC «Миддлмарч», – это просто лежать в постели и притвориться умирающим. Это была роль, которую он считал наиболее подходящей для человека преклонного возраста, и подтвердил ему, что чем старше он становится, тем более типичным он становится. Это была ситуация, которая совсем не беспокоила его, поскольку он был благодарен за то, что нашел работу в возрасте 81 года.

В январе 1995 года Хордерн был приглашен обратно в свой старый колледж в Брайтоне, где в его честь была названа комната . Внутри колледж поручил скульптору Питеру Вебстеру создать бронзовый бюст актера, который изображен на мемориальной доске. Вскоре после этого Хордерн сыграл свою последнюю физическую роль в роли лорда Лэнгленда в комедийном фильме «Очень открытая тюрьма». За этим последовали два выступления с повествованием, сначала в Spode A History of Excellence, а затем в пятисерийном фильме «Динозавры и их живые родственники».

Хордерн умер от болезни почек в больнице Черчилля в Оксфорде 2 мая 1995 года в возрасте 83 лет . Медицинский персонал подтвердил, что он страдал «длительной болезнью и проходил лечение диализом» .

Подход к действию
Когда дело дошло до подготовки к ролям, Хордерн был самопровозглашенным «ленивым педерастом» . Он не сожалел о том, что не получил формального актерского образования, и приписывал свои способности просмотру и обучению у других актеров и режиссеров. Он сказал: «Мне надоел интеллектуальный взгляд на театр. На самом деле, он до чертиков пугает меня, поскольку я считаю, что актер должен учить реплики без особого мозгового вмешательства». В 1951 году он спросил Байам Шоу, как лучше репетировать незнакомые роли. Режиссер посоветовал ему «никогда не читать о них» , прежде чем сказать «читай пьесы столько, сколько, но никогда не читай комментаторов или критиков» . Это был совет, который Хордерн использовал для роли короля Лира и на протяжении всей своей карьеры.

На протяжении своей автобиографии 1993 года «Мир в другом месте» Хордерн проявлял гордость за возможность сыграть широкий спектр ролей, что сделало его частым объектом внимания театральных критиков. Писатель Мартин Банхам считал, что многие персонажи Хордерна разделяли общую идентичность «рассеянного, добросердечного английского эксцентрика». Американский журналист Мел Гуссоу, писавший в некрологе Хордерна в The New York Times в 1995 году, описал актера как «классического актера с душой клоуна» , в то время как актеры Джон Херт и Майкл Брайант описали Хордерна как существующего. «Принцесса Остин среди британских актеров» , из которого автору Шеридану Морли следует, что Хордерн обладает элементом «надежности, но слабым отсутствием харизмы». Морли, написавший биографию Хордерна для Оксфордского национального биографического словаря, описал актера как «одного из величайших чудаков своей профессии, опасно расположившегося где-то на полпути между Аластером Симом и Алеком Гиннессом».

Добавить комментарий

Майкл Хордерн, Michael Hordern биография, Майкл Хордерн, Michael Hordern творчество, Майкл Хордерн, Michael Hordern смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве