Бартон МакЛэйн, Barton MacLane

Бартон Маклейн (англ. Barton MacLane), имя при рождении Эрнест Бартон Маклейн (англ. Ernest Barton MacLane) (25 декабря 1902 года — 1 января 1969 года) — американский актёр, драматург и сценарист, более всего известный по ролям в кино в 1930-40-е годы и на телевидении в 1960-е годы.

Маклейн сыграл в таких значимых фильмах, как «Джимены» (1935), «Пулями или голосами» (1937), «Жизнь даётся один раз» (1937), «Принц и нищий» (1937), «Ты и я» (1938), «Мальтийский сокол» (1941), «Высокая Сьерра» (1941), «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948), «Распрощайся с завтрашним днём» (1950) и «История Гленна Миллера» (1954).

Самыми крупными работами Маклейна в телесериалах были главная роль в вестерне «Разбойники» (1960-62) и постоянная роль генерала Питерсона в ситкоме «Я мечтаю о Джинни» (1965-69).

Ранние годы и начало актёрской карьеры
Бартон Маклейн родился 25 декабря 1902 года в Коламбиа, Южная Каролина, в семье директора городской психиатрической больницы. Когда Маклейну было семь лет, его семья — в которой было четверо братьев и сестёр — переехала в Кромвель, Коннектикут, где он посещал начальную и среднюю школу. После окончания школы Маклейн поступил по специальности английский язык в Уэслианский университет в Мидделтауне, Коннектикут, где был капитаном баскетбольной команды и звездой футбольной команды. Во время учёбы на последнем курсе Университета в одном из матчей студенческого чемпионата по американскому футболу Маклейн пробежал с мячом 100 ярдов и сделал тачдаун, установив рекорд сезона, чем привлёк к себе внимание средств массовой информации. Позднее Маклейн вспоминал, что ему «было приятно получить столько общественного внимания».

В 1924 году популярный актёр Ричард Дикс, который готовился к съёмкам в спортивном фильме «Квотербек» (1926), увидел статью о Маклейне в одной из газет, после чего решил взять его на эпизодическую роль футболиста в своём фильме. Знакомство с атмосферой кино полностью изменило направление карьеры Маклейна, и вместо писательского труда, к которому он готовился, Маклейн решил стать актёром. После окончания университета Маклейн в течение года обучался в Американской академии драматического искусства, после чего начал играть в репертуарном театре в Бруклине.

Бродвейская карьера в 1927—1934 годах
В 1927 году Маклейн дебютировал на Бродвее в роли ассистента окружного прокурора в успешной судебной мелодраме «Процесс Мэри Дуган» (1927-28), которая выдержала 437 представлений. В дальнейшем он сыграл в таких бродвейских постановках, как криминальная драма «Громовержцы» (1928-29) по Максвеллу Андерсону, мелодрама «Метро экспресс» (1929-30, 271 представление), драма «Сталь» (1931) и «Дерево» (1932).

Летом 1932 года Маклейн написал собственную пьесу «Свидания», которую продал продюсеру Артуру Хопкинсу, получив контракт на исполнение главной роли. Постановка получила благожелательные отклики, в том числе, от критика «Нью-Йорк Таймс» Брукса Аткинсона, по словам которого, Маклейн «написал пьесу в порыве юношеской экзальтации. Хотя он реалистична по форме и говорит на оживлённом уличном жаргоне, это скорее фантазии на тему о том, что могло бы произойти, когда отважный здоровый сильный парень решает изменить мир с помощью пистолета».

За два последующих года Маклейн сыграл в спектаклях «Кнут палача» (1933) и «Жёлтая лихорадка» (1934). Во время игры в спектакле «Кнут палача» на Маклейна обратил внимание скаут по поиску талантов со студии Paramount, который подписал с молодым актёром стандартный контракт.

Карьера в кино в 1930-е годы
Ещё во время театральной карьеры Маклейн начал играть в эпизодических ролях, которые снимала в Нью-Йорке студия Paramount’s Astoria, среди них комедия братьев Маркс «Кокосовые орешки» (1929), мелодрама «Его женщина» (1931) с Гэри Купером и Клодетт Кольбер и комедия «Тилли и Гас» (1933) с У. К. Филдсом, а также несколько короткометражных фильмов.

Вскоре Маклейн заключил выгодный контракт с Warner Bros и перебрался в Голливуд, где сделал себе имя исполнением ролей гангстеров, заключённых или отчаянных парней в таких фильмах, как «Джимены» (1935), «Чёрная ярость» (1935) и «Пулями или голосами» (1936). В криминальной драме «Джимены» (1935) Маклейн сыграл роль главаря банды грабителей и убийц, которого в финале картины убивает агент ФБР в исполнении Джеймса Кэгни. В криминальной драме про шахтёров «Чёрная ярость» (1935) Маклейн был членом частного детективного агентства, который в пьяном виде пристаёт к дочери одного из шахтёров, а затем убивает самого шахтёра, когда тот пытается защитить честь дочери. В криминальной мелодраме «Пулями или голосами» (1936) Маклейн был главарём мафиозного синдиката, которого ближе к финалу картины убивает его амбициозный подручный (Хамфри Богарт). Журнал Variety назвал эту картину «быстрым, безошибочно сделанным боевиком», среди прочих достоинств картины отметив «отличную» игру Маклейна, а также Богарта «в роли его правой руки, который убедительно доносит ощущение угрозы». После этого, как отметила историк кино Карен Хэннсберри, «в редком отступлении от образа бандита, Маклейн сыграл укротителя животных» в фильме «Бенгальский тигр» (1936), и эту работу актёра высоко оценил один из профессиональных укротителей за «полную уверенность и отвагу». В исторической мелодраме «Принц и нищий» (1937) по книге Марка Твена Маклейн сыграл роль преступного отца-алкоголика нищего мальчика Тома Кенти, который на какое-то время поменяется местами с сыном короля Генриха VIII.

В тюремной драме «Сан-Квентин» (1937) Маклейн предстал в образе жестокого и коварного заместителя надзирателя тюрьмы, который издевается над заключёнными и с помощью провокации пытается устранить своего начальника, чтобы занять его место. В журнале Variety картина была охарактеризована как «суровая и внешне аутентичная тюремная мелодрама, которой однако не удаётся стать большим событием, потому что её любовная история не слишком сильна, а сюжет не обладает достаточной мощью». При этом в рецензии отмечается, что «Пэт О’Брайен, Энн Шеридан, Хамфри Богарт и Бартон Маклейн выдают хорошую игру». Криминальная мелодрама «Жизнь даётся один раз» (1937) рассказывает историю трагической любви бывшего заключённого (Генри Фонда) и помощницы адвоката (Сильвия Сидни). Как отмечено в рецензии на фильм в журнале Variety, «существенную поддержку фильму обеспечивают Бартон Маклейн в роли общественного защитника, который, несмотря на свою любовь к Сидни, по-дружески относится к Фонде», а Фрэнк Ньюджент в «Нью-Йорк Таймс» написал, что «Маклейн, как обычно, несгибаем в роли общественного защитника». Вместе с тем, по мнению критика, «по сути, это произведение одного человека, и этим человеком является режиссёр».

Год спустя Маклейн сыграл ещё в одном фильме Фрица Ланга «Ты и я» (1938), на этот раз исполнив роль главаря банды, который организует ограбление крупного универмага. Затем, как отмечает Хэннсберри, Маклейн «выдал первоклассную игру в качестве профессионального бойца» в фильме «Парень возвращается» (1938). Типичным в отношении его игры был комментарий обозревателя «Нью-Йорк Таймс» Фрэнка С. Ньюджента: «Маклейн, который сыграл на Warner в очень многих фильмах категории В, наконец, получил крепкую роль. Его Ганнер Мэлоун — это стойкий сражающийся боец, который заставляет держаться эту боксёрскую мелодраму на кинематографических ногах ещё долго после того момента, когда сценаристы слишком устали, чтобы выдать ещё одну строку или нанести удар ещё одним сюжетным поворотом». В 1938 году Маклейн сыграл одну из главных ролей детектива полиции в криминальной драме «Побег из тюрьмы» (1938), а в криминальной мелодраме «Я был заключённым» (1939) он сыграл бывшего рэкетира, который после освобождения из тюрьмы исправляется и становится правой рукой богатого бизнесмена.

Кроме того, в 1937-39 годах Маклейн, по словам Хэннсберри, «играл на правильной стороне закона», создав образ крутого, но симпатичного копа, лейтенанта Стива Макбрайда в серии из семи детективных фильмов про ведущую расследования газетную репортёршу Торчи Блейн, роль которой исполнила Гленда Фаррелл.

Карьера в кино и театре в 1940-е годы
В начале 1940-х годов Маклейн сыграл сразу в нескольких значимых фильмах нуар. Фильм нуар «Высокая Сьерра» (1941) рассказывал об опытном уголовнике Рое Эрле (Хамфри Богарт), который после выхода на свободу совершает очередное ограбление, однако в конце концов полиция загоняет его в угол и убивает в горах Высокой Сьерры. Маклейн сыграл в этом фильме важную роль бандита, который пытается присвоить добычу Роя сначала мошенническим путём, а затем и с помощью оружия, однако в конце концов его самого убивают. Босли Краузер в «Нью-Йорк Таймс» оценил фильм как «по-настоящему великолепный», при этом основное внимание критиков привлекли к себе актёрские работы Богарта и Айды Лупино. В том же году вышел фильм «Мальтийский сокол» (1941), где Маклейн сыграл лейтенанта детективов Данди, жёсткого и бескомпромиссного копа, который поначалу подозревает в убийстве частного сыщика Филипа Марлоу (Богарт). После выхода на экраны фильм получил восторженные отзывы критиков, которые отметили его «искромётный диалог и саспенс, а также режиссуру, которая не даёт ни единого сбоя». Наряду с высокой оценкой исполнителей всех главных ролей обозреватель Hollywood Citizen-News Джеймс Фрэнсис Кроу также отметил, что игра Маклейна, Уорда Бонда (который сыграл его напарника) и некоторые другие актёрские работы второго плана были «все плюсом этой картины». В том же году в вестерне Фрица Ланга «Вестерн Юнион» (1941) он предстал в образе преступника Джека Слейда, а в фантастическом хорроре «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941) со Спенсером Трейси и Ингрид Бергман в главных ролях он сыграл важную роль второго плана. Как отмечает Эриксон, «став свободным агентом, Маклейн неудачно вернулся к работе сценариста, написав в 1941 году сценарий для халтурного фильма студии PRC „Человек отваги“ (1941). Как сообщалось, публика визжала от смеха, когда Маклейн, произнося собственный текст, выспренно предавался воспоминаниям о деревенской жизни».

Как пишет Хэннсберри, на протяжении 1940-х годов Маклейн не оставался без съёмок, сыграв в широком спектре картин, включая фильмы ужасов «Призрак мумии» (1944) и «Крик оборотня» (1944), вестерн «Восстание в Санта-Фе» (1946), военные фильмы «Тайная команда» (1944) и «Морские всадники» (1944), тюремные картины «Сан-Квентин» (1946) и даже два фильма из серии про Тарзана — «Тарзан и амазонки» (1945) и «Тарзан и охотница» (1947). В 1948 году в хорошо принятом приключенческом вестерне «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948) Маклейн сыграл преступного руководителя строительства, которого за задержку зарплаты избивают персонажи Богарта и Тима Холта. Затем, в довольно посредственном, по мнению Хэннсберри, фильме нуар «Красный свет» (1948) Маклейн сыграл важную роль копа Стрекера, который расследует убийство капеллана наряду с частным расследованием, которое ведёт брат капеллана (Джордж Рафт). Маклейн, по словам Хэннсберри, «получил восторженные отзывы от критиков за „выдающуюся“ игру в этом фильме» .

Помимо киноролей Маклейн также появлялся во многих театральных постановках, в том числе в спектакле по собственной пьесе «Чёрный Джон», которая в 1948 году была поставлена в Далласе и Лос-Анджелесе.

Кинокарьера в 1950—1960-е годы
Фильм нуар «Распрощайся с завтрашним днём» (1950) рассказывает о безжалостном психопатическом бандите (Джеймс Кэгни), который сбегает из тюрьмы, а затем совершает ограбление в небольшом городке. В этой картине Маклейн, вновь, как и в «Мальтийском соколе», вместе с Уордом Бондом играет пару детективов, которым поручение расследование. Однако, в отличие от «Мальтийского сокола», здесь они предстают продажными копами, которые в итоге попадаются в ловушку преступника и подвергаются шантажу со его стороны. Как пишет Хэннсберри, «за исполнение роли потворствующего бандитам копа Маклейн вновь удостоился похвал со стороны критиков», включая Эдвина Шаллерта из «Лос-Анджелес Таймс» который отметил, что актёр был «на высоте».

В 1950-е годы Маклейн играл роли второго плана в таких коммерчески успешных фильмах, как увлекательный байопик «История Гленна Миллера» (1954) о знаменитом композиторе и руководителе биг-бенда с Джеймсом Стюартом в заглавной роли. Однако чаще, по мнению Хэннсберри, его можно было увидеть в бесчисленном потоке вестернов, который включал ленты «Лучший из негодяев» (1951), «Полукровка» (1952), «Джек Слейд» (1953), «Канзас Пасифик» (1953), «Рельсы в Ларами» (1954), «Путь Джубили» (1954), «Адский форпост» (1954), «Фосфорицирующий свет» (1955), «Сокровище рубиновых холмов» (1955), «Серебряная звезда» (1955), «Последний из отчаянных» (1955), «Незнакомец в Сиерре» (1957), «Перекрёстки ада» (1957) и «Приграничный стрелок» (1958).

Маклейн продолжал работать на большом экране и в 1960-е годы, сыграв полицейского комиссара в комедийной мелодраме «Пригоршня чудес» (1961), последней режиссёрской работе Фрэнка Капры. Он также сыграл в умеренно увлекательных вестернах «Закон беззаконных» (1964), «Укротитель города» (1965) с Дэной Эндрюсом и забавном комедийном вестерне «Пропойцы» (1965) с Гленном Фордом и Генри Фондой. В конце кинокарьеры Маклейн сыграл врача в вестерне «Солдат» (1968) и шерифа в вестерне «Аризонские партизаны» (1968), который стал его последним появлением на большом экране.

Карьера на телевидении в 1953—1968 годы
В 1950-60-е годы Маклейн неоднократно появлялся в гостевых ролях в телесериалах, таких как «Театр у камина» (1953), «Театр четырёх звёзд» (1955), «Видеотеатр от „Люкс“» (1955-57), «Шайенн» (1956), «Перекрёстки» (1956), «Истории Уэллс-Фарго» (1957), «Чёрное седло» (1959), «Перри Мейсон» (1959-64), «Сухопутная тропа» (1960), «Ларами» (1960-63) и «Дымок из ствола» (1966-67).

В 1960 году Маклейн отошёл от образа типичного плохого парня, когда стал играть роль американского маршала Фрэнка Кейна в 27 эпизодах телесериала-вестерна «Разбойники» (1960-61). Эта перемена была с радостью воспринята актёром, который признал, что ему было некомфортно практически всю карьеру играть злодеев. В 1961 году в интервью журналу TV Guide он говорил: «Мне никогда не нравилось играть преступников. На самом деле, я ненавидел их. Но именно этого от меня хотели. И именно это получали. Ну, а телевидение даёт мне кое-что, что я редко имел ранее — возможность сыграть хорошего парня. Это приятное чувство». Однако уже после первого сезона Маклейна, как и большинство других постоянных актёров, удалили из состава «Разбойников».

Во второй половине 1960-х годов Маклейн появился в 35 эпизодах хитового ситкома «Я мечтаю о Джинни» (1965-69), исполнив роль Мартина Питерсона, генерала ВВС и несдержанного босса главного героя. Три эпизода этого сериала с участием Маклейна вышли уже после его смерти.

Актёрское амплуа и анализ творчества
Бартон Маклейн был плодовитым характерным актёром, который в период с начала 1930-х и до конца 1960-х годов появился более чем в 140 фильмах. В начале 1930-х годов Маклейн пришёл в кино из театра, после чего на протяжении десятилетия исполнял роли преимущественно крутых парней. Со своим фирменным злым прищуром и скрипучим голосом, Маклейн, по словам одного автора, был одним из «самых хороших бандитов, которые когда-либо пробивали себе путь на вершину кино». По словам Скотти Велбурна из «Лос-Анджелес Таймс», «крепкий характерный актёр, Маклейн был одним из самых многолетних экранных злодеев», играя плохих парней в вестернах, криминальных и приключенческих фильмах. Он неоднократно играл безжалостных преступников, жёстких заключённых, продажных копов или устрашающих гангстеров. По словам историка Уильяма К. Эверсона, он был наиболее силён в ролях самодовольного злодея, который, «никогда не разговаривал, если хватало крика». Тем не менее, по мнению Хэннсберри, «Маклейну удавалось вносить нечто особенное в свою игру, создавая запоминающиеся образы из своих часто одномерно написанных персонажей».

Кроме того, как отметила Хэннсберри, Маклейн был достаточно «разносторонним актёром», который «умело справлялся как с комедией, так и тяжёлой драмой». По словам Уилбурна, «изредка Маклейн играл и положительных персонажей, хотя и их обычно представлял в той же угрюмой манере, которая была характерна для его отрицательных образов». Эриксон также отмечает, что Маклейн сыграл роли и хороших главных героев в нескольких фильмах Warner Bros категории В, в частности, предстал в образе вечно спешащего с выводами лейтенанта Стива Макбрайда в киносериале о девушке-детективе Торчи Блейн (1937-39).

В своей кинокарьере, которая охватила несколько десятилетий, Маклейн играл с такими легендами кино, как Хамфри Богарт, Джеймс Кэгни, Спенсер Трейси, Джеймс Стюарт, Эррол Флинн и Пол Муни, и сыграл в нескольких киношедеврах, таких как «Высокая Сьерра» (1941), «Мальтийский сокол» (1941) и «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948). Как отметил Эриксон, Маклейн «избивал Богарта в „Мальтийском соколе“ (1941), а Богарт избивал его в „Сокровищах Сьерра Мадре“ (1948)». Однако, по мнению многих киноведов, современному американскому зрителю, Маклейн, вероятно, более всего известен по роли несдержанного генерала Питерсона в классическом ситкоме 1960-х годов «Я мечтаю о Джинни».

Личная жизнь
В 1925 году Маклейн женился на Марте Стюарт, которая в начале 1930-х годов родила ему двоих детей — Уильяма и Марлейн. В 1930 году они развелись. В 1939 году Маклейн женился повторно на актрисе Шарлотте Уинтерс, которая на протяжении 1930-40-х годов сыграла малые и эпизодические роли более чем в 50 фильмах, причём в шести фильмах — вместе с мужем. Пара прожила в браке в течение тридцати лет вплоть до смерти актёра.

Смерть
В конце 1968 года, вскоре после съёмок очередного эпизода телесериала «Я мечтаю о Джинни» Маклейн был помещён в больницу Санта-Моники с диагнозом двустороннее воспаление лёгких. Две недели спустя, 1 января 1969 года 66-летний актёр умер от рака (по другим сведениям — от пневмонии

Добавить комментарий

Бартон МакЛэйн, Barton MacLane биография, Бартон МакЛэйн, Barton MacLane творчество, Бартон МакЛэйн, Barton MacLane смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве