Андрей Мартынов, Andrey Martynov

Андрей Леонидович Мартынов. Родился 24 октября 1945 года в Иваново. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1994).

Его отец – инвалид первой группы по зрению, был большим любителем театра, играл в специальном драмкружке для слепых. Именно на спектаклях с участием отца Андрей впервые окунулся в атмосферу творчества.

Семья жила бедно. Его раннее детстве пришлось на первые послевоенные годы. “Прекрасно помню голодные послевоенные годы, длинные очереди за мукой, хлебом, какими-то элементарными продуктами”, – вспоминал он, добавляя: “Все так жили. Главное, что выдюжили, людьми стали”.

В школьные годы он также увлекся театром, участвовал в конкурсах. Он, в частности, вспоминал свое выступление на одном из школьных конкурсов с инсценировкой рассказа «Канитель» А.П. Чехова.

В 16 лет ему повезло встретиться с известным актером Алексеем Грибовым – во время гастролей в Иваново театра МХАТ. Мартынов напросился к звезде на прослушивание, зачитал монолог. Грибов сделал начинавшему актеру ряд замечаний и дал несколько дельных советов. Впоследствии актер с благодарностью вспоминал эту встречу.

После окончания школы в 1962-1963 годах работал на стройке в родном Иваново.

Далее был призван в армию, в 1964-1967 годах служил в войсках ПВО, был планшетистом при штабе дивизии – его работа состояла в том, чтобы справа налево писать стеклографом на прозрачной карте координаты всех находящихся в зоне ответственности летающих объектов. Сначала его часть базировалась в Воронежской области, а потом ее перебросили в Узбекистан.

После демобилизации решил поступать в театральный. С первой попытки пройти не удалось – он провалил экзамены в МХАТ и Щукинское училище. Но через год ему удалось стать студентом ГИТИСа.

В 1970 году окончил Государственный институт театрального искуства им. А.В. Луначарского.

В 1970-1972 годах – актёр Московского ТЮЗа.

В 1972-1981 годах – актёр Драматического театра на Малой Бронной. С 1981 года – актёр киностудии им. Горького.

Среди его театральных работ: Чичиков – «Дорога» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (реж. Анатолий Эфрос); Мышлаевский – «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Грозовой год» по сценарию А. Каплера, «Светит, да не греет», «Глубокая разведка», «Эпиталама», «Визит дамы», «На балу удачи», «Не от мира сего» (диплом первой степени на Всероссийском смотре творческой молодежи), «Общественное мнение» (диплом фестиваля румынской драматургии), «Дон Жуан», «Ситуация», «Женитьба», «Варвары», «Их четверо», «Снятый и назначенный», «Враги», «Обвинительное заключение», «Занавески», «Веранда в лесу».

Широкую известность актеру принесла дебютная работа в кино – роль старшины Федота Васкова в легендарном фильме «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого по роману Бориса Васильева.

Поначалу Ростоцкий хотел снимать в роли Васкова Вячеслава Тихонова, но Татьяна Лиознова утвердила его на роль Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». И тогда Ростоцкий решил взять в картину молодых, никому не известных артистов, чьи лица не ассоциировались бы с прежними работами в кино.

В картину его привела второй режиссер Зоя Курдюмова, видевшая игру Мартынова в студенческих спектаклях. Станислав Ростоцкий не сразу оценил Мартынова. Актер вспоминал: “Станислав Иосифович хмуро посмотрел исподлобья: “Мальчишка!” Я робко ответил, что отслужил три года в армии, окончил ГИТИС и с четвертого курса играю в московском ТЮЗе у Павла Хомского, своего институтского мастера. Объяснил Ростоцкому, что для солидности могу отпустить усы, их даже не придется клеить, сами быстро отрастут. Станислав Иосифович помолчал и нехотя согласился: “Ну, почитай сценарий, послушаю”. Я взял рукопись, открыл наугад, начал читать, увлекся и в какой-то момент… расплакался. Так сильно пробрало! Поднимаю глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят”.

По признанию Мартынова, он сразу понял, что Васков – это его роль: “Я очень хотел сыграть Васкова. Прочел сценарий и понял: мое. Это важно – почувствовать роль”. Так и вышло. Фильм, а равно и исполнители главных ролей, получили всенародную известность. Картина вышла на экраны в 1972 году, и ее посмотрела вся страна. Огромным успехом лента пользовалась и за рубежом, особенно в Китае.

В 1974 году за роль старшины Васкова ему была присуждена Премия Ленинского комсомола, а в 1975 году – Государственная премия СССР.

Член КПСС с 1976 года. В 1979 году правительство назначило его членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.

Следующей звездной ролью актера стал Кирьян Инютин в эпопее «Вечный зов» режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова по одноимённому роману Анатолия Иванова. Ленту снимали 10 лет – с 1973-го по 1983-й.

Заметными работами в кино стали второплановые роли в фильмах «Ещё можно успеть» (приятель Славы) и «Белый Бим Черное ухо» (старший лейтенант милиции Андрей Леонидович), главные роли в картинах «Исчезновение» (Степан Коренец) и «Последний шанс» (Радислав Матвеевич Ершов).

В 1980-м на экраны вышел исторический фильм «Синдикат-2» по роману В. Ардаматского «Возмездие» – о разгроме чекистами подпольной организации, возглавляемой Борисом Савинковым. В ленте актер сыграл роль Андрея Федорова, за которую был удостоен премии КГБ СССР.

Исполнил главную роль в производственной драме «Факты минувшего дня» Владимира Басова по роману Юрия Скопа «Техника безопасности». Действие фильма происходит на крупном горнодобывающем комбинате в Заполярье. Герои фильма решают проблемы научного управления производством. За исполнение роли Кряквина в фильме «Факты минувшего дня» актеру была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982).

В 1980-е Мартынов сыграл главные роли в фильмах «Мы жили по соседству» (Николай Петрович Летов), «Владивосток, год 1918» (Никифоров), «Здесь твой фронт» (Сергей Петрович), «Гори, гори ясно…» (Парфён Тимофеевич Локтионов), «Без права на провал» (Лозовой), «Секунда на подвиг» (Яков Новиченко), «Гулящие люди» (боярин Зюзин).

В 1991 году воплотил на экране образ Малюты Скуратова в исторической драме «Царь Иван Грозный» по мотивам повести А. Толстого «Князь Серебряный».

В 1990-е почти не снимался. В 2000-е сыграл несколько ролей на экране – «Ледниковый период» (генерал милиции, замминистра МВД Иван Трофимович Кичигин), «На углу у Патриарших-3» (генерал-лейтенант Попов), «Чёрная метка» (член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев), «Богатство» (Павел Сергеевич Блинов), «Сонька. Продолжение легенды» (слуга Никанор).

К постсоветскому кино Андрей Мартынов относится резко критически – считает его неглубоким, где-то даже халтурным. “Именно поэтому мне нравятся старые советские картины, где все сделано на совесть”, – говорил он.

Особенно ему близка военная тематика на экране. Он отмечал: “По профессии я актер, по второму призванию считаю себя историком и знаю, сколько бутафории в современных рассказах о Великой Отечественной. Тут и невежество, и элементарная самоцензура авторов, боящихся раздвинуть границы, выйти за рамки привычных штампов. Проще не рисковать и следовать отработанным лекалам. Поэтому, например, сложно сравнивать “Они сражались за Родину” Сергея Бондарчука и “Сталинград” его сына Федора. Да и литературная основа очень разная. Как ни крути, первоисточник у Сергея Федоровича – Михаил Шолохов, великий писатель”.

Андрей Мартынов – не только отличный актер, но и человек о которых говорят “с большой буквы”. Так, он совершенно бесплатно отдал свою четырехкомнатную квартиру в кооперативе Союза кинематографистов на Тишинке тем, кто больше нуждался в жилье. “Отдал совершенно бесплатно, даже мысли не допускал, чтобы взять за это деньги”, – говорил он. Сам перебрался в более скромное жилище.

Личная жизнь Андрея Мартынова:

Был женат на немке Франциске Тун, дочери немецкого дипломата. Познакомились в Москве в 1972 году, где она училась в МГУ. Франциска филолог, хорошо говорила по русски, кандидатскую диссертацию защитила по Василию Шукшину.

Тесть Мартынова – Фердинанд фон Тун, из старинного дворянского рода, его предки получили графский титул еще в начале семнадцатого века. Актер рассказывал: “Уникальная династия! Фердинанд родился в Дечинском замке, где на протяжении столетий жили его предки. Там Фредерик Шопен написал одноименный “Дечинский вальс”, в замке гостил сэр Вальтер Скотт… Сейчас это территория Чехии”.

В браке родился сын Александр, он стал художником. Носит фамилию отца, живет в Германии. Как признавал актер, сын немец не только по паспорту, но и по духу: “У Саши фамилия русская, типаж, а культура и воспитание – немецкие”.

Сын женат, имеет троих детей – сыновей Максима Николаса, а также дочь Элен. Внуки также немцы, по русски не говорят. Во время встреч с ними актер объясняется жестами.

Сын с семьей живет в пригороде Берлина, в получасе езды от центра, от Александр-плац. “Прекрасное место, вокруг – вековые сосны, лужайки, белки, зайцы, в пяти минутах – чистейшее озеро, соединяющееся со Шпреей”, – рассказывал Мартынов.

 

 

Добавить комментарий

Андрей Мартынов, Andrey Martynov биография, Андрей Мартынов, Andrey Martynov творчество, Андрей Мартынов, Andrey Martynov смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве