Вуди Аллен, Woody Allen

Хе́йвуд «Ву́ди» А́ллен (англ. Heywood “Woody” Allen; при рождении — А́ллан Стю́арт Конигсберг (англ. Allan Stewart Konigsberg); род. 1 декабря 1935, Бруклин, Нью-Йорк) — американский кинорежиссёр, актёр-комик, продюсер, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», писатель, автор многочисленных рассказов и пьес. Вуди Аллен известен как знаток литературы и кинематограа, музыки, а также как джазовый кларнетист.
Аллен заслужил любовь публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр — «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства ильмов.
Аллен, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Среди излюбленных тем его ильмов и многочисленных шуток — психоанализ и психоаналитики, секс и собственные еврейские корни. Особое место в его творчестве занимает город Нью-Йорк, в котором режиссёр прожил всю жизнь и который воспел в лучших своих картинах («Нью-Йоркская трилогия» — «Энни Холл», «Интерьеры», «Манхэттен» и др.).
Вуди Аллен неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности.

Биограия
Семья
Аллен родился и вырос в Нью-Йорке (квартал Мидвуд в Бруклине) в еврейской семье. Будущий режиссёр получил при рождении имя Аллен Стюарт Конигсберг. Дедушки и бабушки Аллена были эмигрантами из Литвы (Исаак Кенигсберг и Дженни Коплин) и Австрии (Леон Шерри и Сара Хо), родным языком которых был идиш. Его мать Нетти (1906—2002) работала бухгалтером в семейном кондитерском магазине, а отец — Мартин Конигсберг (1900—2001) — владел проессиями оицианта и гравёра-ювелира. Оба его родителя выросли в квартале Нижний Ист-Сайд, на Манхэттене.
У Аллена также есть младшая сестра Летти (родилась в 1943). С середины 1990-х годов Летти Аронсон занимается продюсированием ильмов брата. Снялась в документальном ильме об Аллене (2012).

Школьные годы
Аллен с детства говорил на идиш и первые восемь лет посещал еврейскую школу, после чего перешёл в старшую школу в Мидвуде. В школе Аллен носил прозвище «Рыжий» (англ. Red) из-за рыжего оттенка волос.
«Когда меня отправили в многоконессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий.»
Хотя потом на сцене и в своих ильмах он изображал себя как человека изически слабого и некомпанейского, в школе он отлично играл в бейсбол и баскетбол, показывал другим ученикам различные окусы и был окружён товарищами.
Чтобы заработать деньги, он начал писать шутки для газетных колонок. В этот период он берёт себе псевдоним Вуди Аллен. По его собственному утверждению, первая шутка Аллена была опубликована в разделе для сплетен. Она содержала труднопереводимую игру слов и дословно означала: «Вуди Аллен говорит, что поел в ресторане, где цены категории В. Ч. З. — выше человеческой зарплаты». Когда Аллену было шестнадцать лет, его талант «открыл» комик Милт Кэмен, который устроил начинающего писателя-юмориста в популярное шоу к Сиду Сизару.
В семнадцать лет сменил имя на Хейвуд Аллен.

После школы
По окончании старшей школы Аллен поступает в Нью-Йоркский университет, где изучает курсы коммуникации и кинематограии. Аллен не отличался особым прилежанием, «провалил» кинематограию, и был через некоторое время исключён. Позже он непродолжительное время посещал Городской колледж Нью-Йорка.
В это время Аллен начинает активную деятельность в литературе, кино и на сцене. Более подробно об этом — в разделе «Творчество».

Личная жизнь
Первой женой Аллена стала Харлин Розен, с которой они познакомились на любительском джазовом концерте, где Аллен играл на саксооне, а Розен — на ортепиано. Они поженились 15 марта 1956 года в Голливуде, после чего переехали в Нью-Йорк, где Аллен работал над шутками для различных шоу, а его жена изучала илосоию. Этот брак продлился пять лет; последующие упоминания Аллена о нём всегда отличались большой едкостью. Уже после развода Розен подавала на Аллена в суд за некоторые из таких высказываний, оценивая свои претензии в 1 миллион долларов.
Со своей второй женой, актрисой Луизой Лассер, Вуди Аллен прожил в браке три года, с 1966 по 1969 гг. Лассер сыграла в четырёх его ильмах («Хватай деньги и беги» (1969), «Бананы» (1971), «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Воспоминания о звёздной пыли» (1980)). После Лассер он не вступал в брак до 1997 года.
Отношения Вуди Аллена с Дайан Китон, начавшись с её появления в спектакле Аллена «Сыграй это снова, Сэм» в 1970 г., оказали существенное влияние на творчество режиссёра. Несмотря на то, что романтические отношения между Алленом и Китон были недолгими, их дружба и активное творческое сотрудничество продолжались ещё многие годы. Дайан Китон снялась у Вуди Аллена в таких ильмах, как «Спящий» (1973), «Любовь и смерть» (1975), «Интерьеры» (1979), а позднее — в ильмах «Дни радио» (1987) и «Загадочное убийство на Манхэттене» (1993).
Благодаря Китон, Вуди Аллен создал качественно новый для себя ильм «Энни Холл» (1977), который он сам считает «поворотной точкой» в развитии своего авторского стиля. Эта ироническая комедия была названа настоящим именем Дайан Китон — Энни Холл — взявшей себе псевдоним в честь знаменитого комика, и содержит довольно много эпизодов из биограии Дайан Китон и Вуди Аллена. «Энни Холл» получил восторженные отзывы критиков, очень тёплый приём у публики и почти рекордное количество различных премий.
Более подробно об этом — в разделах «Творчество» и «Международное признание».
В 1980 г. начались 12-летние отношения Аллена с актрисой Мией эрроу, которая сыграла главные роли в 13-и его ильмах, среди которых можно отметить картины «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986). Они никогда не были женаты оициально, однако жили в актическом браке, и у них есть общий сын — Ронан эрроу, а также двое приёмных детей — Мэлоун (Дилан) и Миша (Мозес) эрроу.
«Развод» Вуди Аллена и Мии эрроу в 1992 году сопровождался громким скандалом и судебными процессами, в результате которых Аллен был лишён возможности видеться с приёмными детьми, а встречи c сыном Ронаном были сильно ограничены. Сын Мозес, которому тогда было 15 лет, предпочёл не видеться с Алленом, но к 36 годам он отдалился от матери и в итоге снова начал общаться с отцом и сестрой. Однажды эрроу попыталась аннулировать документы об усыновлении, но суд решил в пользу Аллена.

акт биологического отцовства Аллена по отношению к Ронану оказался под вопросом в 2013 году, когда эрроу заявила, что его биологическим отцом мог быть её первый муж рэнк Синатра, с которым она, по её выражению, «никогда не расставалась».
Причиной разрыва с Мией эрроу стал роман Аллена с 22-летней Сун-и Превен, приёмной дочерью эрроу и её бывшего мужа, знаменитого музыканта и в прошлом главного дирижёра Лос-Анджелесского илармонического оркестра — Андре Превена. В 1993 году эрроу публично обвинила Аллена в растлении малолетних, однако доказательств своих обвинений не предоставила (1 евраля 2014 приёмная дочь Дилан также заявила о сексуальных домогательствах в детстве со стороны Аллена; режиссёр назвал обвинения ложными). В 1997 году Сун-и Превен и Вуди Аллен поженились. В дальнейшем они также удочерили двух девочек, назвав их Беше и Мэнзи в честь джазовых музыкантов Сиднея Беше и Мэнзи Джонсон.
Сын Вуди Аллена и Миа эрроу — Ронан Шеймус эрроу (род. 1987) — попал в список самых успешных людей в возрасте до 30 лет, составленный журналом Forbes в 2011 году (он занимал пост специального советника по делам молодёжи при госсекретаре США Хиллари Клинтон). В ноябре 2011 года получил стипендию Родса, для обучения в Оксордском университете.
В. Аллен является атеистом, о чём свидетельствуют многочисленные интервью, а также участие в документальной картине «Неверующие», вышедшей в 2013 году.

Влияния
Аллен сказал, что на него оказали влияние такие комики, как Боб Хоуп, Граучо Маркс, Морт Сал, Чарли Чаплин, У. К. илдс, драматург Джордж С. Кауман и режиссер Ингмар Бергман.

Творчество
Работа в литературе и театре
Литература
После неудачи с Нью-Йоркским университетом и Колледжем он окончательно избирает работу по призванию, устроившись к юмористу Герберту Шрайнеру и сочиняя для него сценарии. С 1954 он пишет сценарии уже для популярных ТВ-программ «Шоу Эда Салливана», «Вечернее шоу», «Час Сизара» и многих других.
За это время его заработки выросли с 75$ в неделю у Шрайнера до 1500$ в неделю в «Часе Сизара». Аллен много работает вместе с опытным сценаристом ТВ-программ Дэнни Саймоном, братом известного драматурга Нила Саймона. Позднее Вуди Аллен выражал Д. Саймону признательность за помощь в создании собственного литературного стиля.
В 1961 году он появляется в новом амплуа, выступая в жанре «юмористической импровизации» (англ. Stand-up comedy), дебютировав в клубе «Дуплекс» в районе Гринвич Вилледж. (рагменты выступлений Аллена можно услышать на изданных альбомах «Standup Comic and Nightclub 1964—1968».) В это же время он начинает писать для популярного телешоу «Скрытая Камера» и появляется в нескольких эпизодах программы.
Добиваясь нужного впечатления от своих выступлений, Аллен стремится превратить свои личные слабости в выигрышные детали, развивая образ своего персонажа — интеллектуала и неврастеника. Как комик он быстро добивается успеха, часто появляется в ночных клубах и на телевидении. Параллельно Аллен пишет рассказы для разных изданий (среди них стоит отметить The New Yorker). Пародийные зарисовки в The New Yorker легли в основу его первого сборника «Сводя счёты» (Getting Even), который вышел в 1971 году.

Бродвей
В 1966 году его пьеса «Не пейте эту воду», премьера которой состоялась 17 ноября 1966 года, сделала его одним из самых удачливых драматургов на Бродвее, выдержав впоследствии 598 представлений. В постановке принимали участие Лу Якоби, Кэй Медорд, Анита Джиллетт и в дальнейшем не раз снимавшийся у Аллена Энтони Робертс. Киноверсия пьесы с участием Джеки Глисона, поставленная режиссёром Говардом Моррисом, была выпущена в прокат в 1969 году. В 1994 году Аллен сам поставил на телевидении третью версию этой пьесы с участием Майкла Джей окса и Майим Бьялик.
Следующим бродвейским хитом Вуди Аллена стала пьеса «Сыграй это снова, Сэм», в которой он также и сыграл. Премьера спектакля, в котором сыграли Дайан Китон и Энтони Робертс, состоялась 12 евраля 1969 года. Всего было показано 453 представления. Китон, Робертс и Аллен позже сыграют свои роли вновь уже в киноверсии пьесы. Пьеса была выдвинута на театральную премию «Тони» 1969 года в номинациях «Лучшая мужская роль» (Робертс), «Лучшая женская роль» (Китон), «Лучшая режиссёрская работа» (Джозе Харди).
В 70-х Аллен написал несколько одноактных пьес (наиболее примечательные — «Бог» и «Смерть», вошедшие в сборник «Без перьев»).
В 1981 году на Бродвее был поставлен спектакль по пьесе Аллена «Свет плавучего маяка», который имел успех у критиков, но не у публики. Несмотря на две номинации на «Тони» и победу в категории «Лучшая мужская роль», состоялось всего 62 представления.
После долгого перерыва Аллен вернулся в театр в 1995 году с одноактной пьесой «Централ Вест Парк».
Хотя в следующие восемь лет Аллен сам не принимал участие в сценических постановках, его произведения ставились на различных площадках мира: спектакль «Бог» шёл на сцене Бразильского культурного центра в Рио-де-Жанейро, в Италии и ранции сделаны театральные версии ильма «Пули над Бродвеем».
В 2003 году Аллен поставил по двум своим пьесам («Олд Сэйбрук» и «Риверсайд Драйв») спектакль «Уголок Автора», который имел успех у публики.

Музыка
Вуди Аллен — большой поклонник классической и джазовой музыки, что заметно уже по звуковым дорожкам к его ильмам. О степени его увлечённости музыкой говорит то, что сам псевдоним он выбрал себе в честь американского джазового кларнетиста и саксоониста Вуди Хермана.
Кроме того, Аллен с юности играет на кларнете, и начиная приблизительно с конца 1960-х периодически выступает на разных концертных площадках (как правило, в клубах). Ансамбль Аллена «Нью Орлинз Джаз Бэнд» каждую неделю играет старомодный джаз в Карлайл-отеле в Нью-Йорке. В 1997 эта сторона деятельности Аллена была запечатлена в документальном ильме «Блюз дикого человека(Wild Man Blues)», снятом Барбарой Копл. Вуди Аллен и «Нью Орлинз Джаз Бэнд» записали два альбома, «The Bunk Project» (1993) и саундтрек к «Блюзу дикого человека» (1997). Летом 2008 они выступили на джазовом естивале в Монтрё на международном джазовом естивале два вечера подряд в июне 2008 года.В течение многих лет он хотел сделать ильм о происхождении джаза в Новом Орлеане.
Биограическая кинокартина «Блюз дикого человека» получила свое название от джазовой композиции, впервые сыгранной легендарным пианистом Джелли Роллом Мортоном (Jelly Roll Morton), а также в известном исполнении джазового трубача Луи Армстронга (Louis Armstrong). Любовь Аллена к джазу Нового Орлеана начала XX века отражена в его турне по Европе в 1996 году вместе с собственным ансамблем New Orleans Jazz Band, с которым Аллен выступает уже более 25 лет.
О пристрастии Аллена к опере можно также судить по музыкальным рагментам, которые режиссёр иногда включает в свои ильмы (например, сцена убийства в картине «Матч-пойнт»).
В сентябре 2008 года в Лос-Анджелесском оперном театре состоялась премьера оперы Пуччини «Джанни Скикки», поставленной Вуди Алленом. Данная работа стала для режиссёра своего рода «двойным дебютом», поскольку он не только никогда не работал на оперной сцене, но даже никогда раньше не ставил чужие пьесы. Тем не менее, постановка была признана некоторыми критиками одним из самых значительных событий в мире классической музыки в 2008 году.

Работа в кино
Как отмечают многие критики, творчество Аллена представляет собой образец «авторского кино». Как правило, он сам пишет сценарий, сам режиссирует и сам снимается в главной роли большинства своих ильмов. Аллен считается создателем жанра «интеллектуальной комедии», в котором серьёзность тем, затрагиваемых автором и персонажами, уживается с насмешливой, иронической ормой. Аллен также известен как создатель глубоких психологических драм. В его творчестве ярко проявляется его знание литературы, музыки и кино. Каждый его ильм содержит скрытые или явные отсылки к ильмам великих предшественников и современников, произведениям классической и современной литературы, а также массу намёков на последние события в обществе.
В разные периоды в творчестве Вуди Аллена преобладало разное настроение. В начале кинематограического пути Аллен был весёлым последователем традиций братьев Маркс и комедии абсурда. В конце 1970-х, по выражению критика М. Брашинского, «в Аллена вселился Бергман». Аллен всегда преклонялся перед талантом шведского режиссёра, но в этот период в его ильмах особенно заметно влияние драматургии Бергмана и Стриндберга, а также Чехова. В это время появляются его «нью-йоркские картины» с их особым поэтическим настроением.
В дальнейшем он довольно долго не снимает чистых жанровых ильмов; в его драмах улыбка всегда присутствует, но это уже далеко не безудержный смех времён «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить». Только в 1990-х он снимает ряд кинолент, которые можно определить как полновесные комедии. В некоторой степени разочаровав поклонников сложившегося стиля Вуди Аллена, они, тем не менее, привлекли массового зрителя. В 2000-х годах Аллен начинает снимать в Европе (Великобритании и Испании), продемонстрировав новое изменение в авторском стиле.
Независимо от успехов его последних ильмов Аллен воспринимается публикой как один из классиков мирового кино, творческий вклад которого гарантирует ему место в истории кинематограа.

Дебют
Первой работой Аллена в кино стал ильм «Что нового, киска?» (1965). Аллена привлёк продюсер картины Чарльз ельдман, поставив перед ним задачу доработать существующий сценарий ильма и переписать в нём главную мужскую роль, которая предназначалась Уоррену Битти. Кроме того, Аллену была предоставлена и собственная маленькая роль. Однако в процессе переделки сценария Аллен существенно укрупнил свою роль за счёт роли Битти.
Когда Битти обнаружил, что получает роль второго плана, то есть совсем не то, на что рассчитывал, между ним и студией возник серьёзный конликт, который разрешился в пользу Аллена. Студия сочла, что сценарий, созданный Алленом, гораздо выигрышнее первоначальной версии.
После этого Уоррен Битти вышел из проекта, а взамен него на роль был приглашён Питер О`Тул: прежде малоизвестный Вуди Аллен впервые показал себя игурой, которая способна «выдавить» из ильма даже «звезду» и с которой стоит считаться. Однако Аллену пришлось и дальше дорабатывать сценарий, так как вместе с О`Тулом в картину вошёл Питер Селлерс, не меньшая «звезда» и требовательный артист, который добавил в ильм много собственных идей (не всегда разделявшихся Алленом).
В конечном итоге «Что нового, киска?» вышла вполне успешной эксцентрической комедией с отличным актёрским составом (кроме Селлерса, О`Тула и Аллена в ильме сыграли Роми Шнайдер, Капучине, Урсула Андресс и др.), где нашли применение и эротические шутки, и элементы пародии (например на «Восемь с половиной» еллини и ильмы бондианы), и гэги в стиле немого кино.
Сразу после «Киски» Вуди Аллен попробовал свои силы в качестве режиссёра в скромном проекте под названием «Что случилось, тигровая лилия?», который вышел в 1966 году. Проект не был очень рискованным, так как Аллен не снимал полноценный новый ильм, а переозвучивал уже готовый японский шпионский боевик «Тайная международная полиция: Ключ от всех ключей» (Kokusai himitsu keisatsu: Kagi no kagi, 1965). Текст диалогов, сочинённых Алленом, не имел ничего общего с сюжетом ильма, и их сочетание оставляло комическое впечатление. Этот приём не был оригинален, так как достаточно широко применялся в то время на американском телевидении и был хорошо знаком Аллену (впоследствии он был использован ещё во множестве киноильмов и телепередач в разных странах, стоит отметить итальянскую картину «Геркулес возвращается» или «переводы Гоблина» в России). Аллен изначально считал замысел ильма неудачным, и работал без особого энтузиазма, под давлением продюсера.
В 1967 году Аллен снова сотрудничает с ельдманом в ильме «Казино „Рояль“», где сыграл эпизодическую роль и переписал несколько эпизодов.
Вуди Аллен остался недоволен всеми тремя ильмами, в создании которых участвовал. Приобретённый опыт привёл его к мысли, что делать ильмы ему нужно самому, контролируя весь процесс, при минимальном участии продюсеров.

960-е и 1970-е
Начиная с 1969 года ильмы Вуди Аллена продюсировала кинокомпания Jack Rollins & Charles H. Joffe Productions. Первой попыткой был ильм «Хватай деньги и беги» (1969), затем последовали ильмы «Бананы», «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Спящий», «Любовь и смерть». ильмы «Хватай деньги и беги» и «Бананы» были созданы в соавторстве с другом детства Микки Роузом.
В 1972 Вуди Аллен сыграл главную роль в киноверсии спектакля «Сыграй ещё раз, Сэм», режиссёром которой был Герберт Росс. Все ранние ильмы Аллена это комедии, которые основывались на грубоватом арсе, изобретательных шутках, и бесконечных остротах. Среди тех, кто оказал влияние на ранний период творчества Вуди Аллена, были Боб Хоуп, братья Маркс и Хамри Богарт. В 1976 году он снимается в главной роли в ильме Мартина Ритта «Подставное лицо», сатирический острый ильм, рассказывающий о Голливудском чёрном списке, существовавшем в 50-е годы.
С ильмом «Энни Холл» произошёл поворот к более искушенному юмору и глубокой драме. В 1978 году этот ильм Вуди Аллена получил четыре награды Американской Киноакадемии, в номинации «Лучший ильм», что очень необычно для комедии, и в номинации «Лучшая актриса» (Дайан Китон). «Энни Холл» установил новый стандарт для современной романтической комедии, а также дал начало небольшому модному трэнду основанному на уникальной одежде, которую носила в этом ильме героиня Дайан Китон (эксцентричная, мужская одежда, как например галстуки и кардиганы, в действительности были собственной одеждой актрисы). В процессе съемок рабочим названием ильма было «Anhedonia» (ангедония — термин, означающий невозможность получения удовольствия), а сюжет ильма строился вокруг загадочного убийства. По-видимому, в процессе съемок тема убийства не получила развития (она была позднее использована в ильме 1993 года «Загадочное убийство в Манхэттене»), так как Аллен переделал и перемонтировал ильм, полностью сокусировавшись на романтических отношениях между героями Аллена (Элви Сингер) и Китон (Энни Холл). Новая версия ильма получила название «Энни Холл» (так звали бабушку актрисы Дайан Китон), а ангедония стала главной темой ильма. Этот ильм занимает 35 место в категории «100 лучших ильмов» по мнению Американской Киноакадемии и четвёртое место в категории «100 лучших комедий». «Энни Холл» считается одним из лучших ильмов Вуди Аллена.
Чено-белый ильм «Манхэттен», представленный в 1979 году — знак любви и уважения любимому Нью-Йорку, город в ильме такой же главный персонаж как и другие действующие лица. Как и во многих других ильмах Аллена главные герои представители среднего класса, учёные, писатели. Хотя порой их претенциозная интеллектуальность кажется забавной, история полна неясных намёков, которые делают её менее доступной для основной части зрителей. Чувства любви и ненависти, которые испытывают герои этого ильма, становятся характерной чертой многих ильмов Вуди Аллена, включая «Преступления и проступки» и «Энни Холл».
В промежутке между работой над ильмами «Энни Холл» и «Манхэттен» Аллен пишет сценарий и снимает мрачную драму «Интерьеры» в духе поздних работ шведского режиссёра Ингмара Бергмана, одного из кумиров Вуди Аллена. ильм «Интерьеры» рассматривался критиками как резкий переход от ранних комедий к более серьёзному кино (такому например как «Воспоминания о звёздной пыли» 1980 года).

1980-е
Алленовские ильмы 80-х, в том числе комедии, отливают унылыми и илососкими оттенками. В некоторых, «Сентябрь» и «Воспоминания о звёздной пыли», чувствуется влияние работ европейских режиссёров, таких как Ингмар Бергман и едерико еллини.
В центре ильма «Воспоминания о звёздной пыли» удачливый кинодеятель, сыгранный Вуди Алленом, который выражает презрение и негодование в отношении своих анатов. Истощённый смертью своего друга из-за болезни, он утверждает: «Я больше не хочу снимать смешные ильмы», и начинает насмехаться над разными людьми и персонажами, появляющимися в картине, «особенно такими, каких снимал раньше». ильм при желании можно рассматривать как ремейк ильма еллини «8 с половиной».
И тем не менее, в середине 80-х, Аллен начал сочетать трагические и комические элементы, как например, «Ханна и её сестры» (обладатель трёх премий «Оскар», имеющий зримые сходства сюжета с пьесой «Три сестры») с участием британского актёра Майкла Кейна, и «Преступления и проступки» (опять же нельзя не заметить влияние литературной основы: в данном случае «Преступление и наказание» и «Американская трагедия»), в котором он рассказывает две разные истории, связующиеся концом. Он также спродюсировал живую идиосинкратическую трагикомедийную пародию на документалистику «Зелиг».
Он также снял три ильма о шоу-бизнесе. Первый ильм — «Бродвей Дэнни Роуз», в котором он играет роль нью-йоркского менеджера. Затем — «Пурпурная роза Каира» (на похожую тему затем сняли ильм «Последний киногерой»), картина, показывающая значимость кинематограа в течение периода Великой депрессии через персонаж простушки Сесилии. И наконец, Аллен снял «Дни радио», ильм повествующий о его детстве в Бруклине и значимости радио. «Пурпурная роза Каира» была названа журналом «Time» одним из 100 лучших ильмов всех времён, а сам Аллен назвал его одной из лучших своих картин, наряду с «Воспоминания о звёздной пыли» и «Матч-пойнт».
В конце 80-х он снял ильмы, которые были сильно инспирированы ильмами Ингмара Бергмана. «Сентябрь» — ремейк «Осенней сонаты». Аллен также использует многие элементы из «Персоны» в «Другой женщине».

1990-е
В этот период Аллен много экспериментирует, играя с разными стилями и демонстрируя при этом свою литературную и кинематограическую эрудицию. Его работы содержат многочисленные отсылки к шедеврам рица Ланга 20-х годов, Орсона Уэллса, Чарльза Чаплина и других мастеров прошлого.
ильм «Элис», сценарий которого готовился Алленом специально для Миа эрроу, производит впечатление современного варианта «Парижанки» Чарльза Чаплина (Вуди Аллен не раз упоминал, что неравнодушен к творчеству Чаплина).
Чёрно-белый мрачный ильм «Тени и туман» с музыкой Курта Вейля (1992), стал данью немецким экспрессионистам. Затем Аллен снял драму «Мужья и жёны» (1992), которая была хорошо принята критиками и получила две номинации на «Оскар»: «Лучшая женская роль второго плана» — Джуди Дэвис и «Лучший оригинальный сценарий» — Аллен. Картина «Загадочное убийство в Манхэттене» 1993-го года содержала элементы триллера и чёрной комедии, а сыграли в ильме Дайан Китон, Алан Алда и Анжелика Хьюстон.
В середине девяностых Аллен вернулся к более веселым ильмам, как например «Пули над Бродвеем» (1994), который подарил ему номинацию на лучшего режиссёра. Затем появился мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» (1996). Песенные и танцевальные сцены в этой комедии похожи на номера реда Астера и Джинджер Роджерс.
Ещё одна лента «Могучая Ародита» (1995) — комедия, хотя и построенная по законам греческой трагедии, — принесла премию «Оскар» актрисе Мире Сорвино.
Настроение ильмов Аллена меняется в «Разбирая Гарри» (1997) и «Знаменитости» (1998).
Псевдобиограия джазового музыканта «Сладкий и гадкий», созданная, как ранее «Зелиг», в жанре мокьюментари, также была номинирована на две премии «Оскар» в категориях «Лучшая мужская роль» (Шон Пенн) и «Лучшая женская роль второго плана» (Саманта Мортон).

2000-е
«Мелкие мошенники» (2000) был его первым ильмом, снятым на студии DreamWorks. «Мелкие мошенники» имел относительный успех, собрав около 17$ млн в США, но следующие 4 ильма Аллена не имели такого успеха, включая самый дорогой ильм Вуди Аллена «Проклятие неритового скорпиона» с бюджетом более 33$ млн. «Голливудский инал», «Кое-что ещё», и «Мелинда и Мелинда», каждый из которых заработал по 5$ млн, получили плохие отзывы. Многие объясняли это тем, что якобы лучшие годы Вуди Аллена уже позади.
«Матч-пойнт» (2005), снятый в Лондоне, стал одним из самых успешных ильмов Вуди Аллена за последние десять лет. Он получил в основном очень хорошие отзывы. В нём сыграли Джонатан Рис-Майерс и Скарлетт Йоханссон. Он более мрачен, чем первые четыре ильма Аллена под эгидой DreamWorks. В «Матч-пойнте» Аллен концентрирует внимание на высших интеллектуальных звеньях Нью-Йорка и их коллегах в Лондоне. Несмотря на то, что ильм отличается от типичной критикующей сатиры Аллена, он всё же не оставляет без критики социальные серы. Это принесло удачу картине, которая заработала более 23$ млн в США и около 62$ млн за пределами страны. Также картина принесла Вуди Аллену его первые номинации с 1998 в категориях «Лучший сценарий» на «Оскар» и «Режиссура» и «Сценарий» на «Золотой глобус» (впервые с 1987-го). В интервью журналу Premiere Аллен заявил, что это его лучший ильм, снятый за всё время.
Аллен возвратился в Лондон, чтобы снять «Сенсацию», в котором тоже сыграла Скарлетт Йоханссон, а также Хью Джекман, Иэн Макшейн, Кевин Макнелли. ильм вышел 28 июля 2006 года и получил разную критику. В английской столице он также снял «Мечта Кассандры» с участием Колина аррелла, Юэна Макгрегора и Тома Уилкинсона. Всего за два года до её выхода в кинотеатрах шёл «Матч-пойнт», а в далеком 1993 — «Преступления и проступки». Все три ильма почти идентичны в сюжетных ходах, к тому же являются вольными экранизациями «Преступления и наказания» и «Американской трагедии».
После окончания съёмок третьего лондонского ильма, Аллен перебрался в Испанию, где снял ильм под названием «Вики Кристина Барселона». Съёмки начались в июле 2007-го. В ильме — международные актёры, включая Скарлетт Йоханссон, Хавьера Бардема, Патришу Кларксон и Пенелопу Крус.
Аллен сказал, что он «таки остаётся в живых» на арене Европы, в странах которой у него много поклонников, в особенности во ранции. «В США многие вещи изменились, и стало тяжело снимать хорошие маленькие картины», — сказал Аллен в 2004 году в интервью, — «Алчные студии не могли ещё меньше заботиться о хороших ильмах — если они получают хороший ильм, они счастливы вдвойне, но их целью является делать деньги. Они хотят только, чтобы эти 100$ млн картины принесли 500$ млн.»

2010-е
В 2010 выходит ильм «Ты встретишь таинственного незнакомца», с Антонио Бандерасом, Джошом Бролином и Энтони Хопкинсом. ильм имел небольшой успех, собрав больше 34 миллионов долларов.
В 2011 появляется «Полночь в Париже», романтическая комедия с Оуэном Уилсоном в главной роли. ильм получил крайне положительные отзывы, собрал больше 150 млн долларов и 4 номинации на премию «Оскар». 26 евраля 2012 года на церемонии вручения Вуди Аллен был в четвёртый раз отмечен киноакадемией за лучший оригинальный сценарий, впрочем, он, по старой уже традиции, не явился тогда в Калиорнию. Также ильм был удостоен «Золотого глобуса».
2012 год ознаменовался сразу двумя ильмами с участием Вуди — «Римские приключения» и «Париж-Манхэттен». В первом случае Вуди вновь был режиссёром, сценаристом, а также, впервые с 2006 года — актёром. В «Приключениях» ключевые роли исполнили Алек Болдуин, Роберто Бениньи, Джесси Айзенберг, Пенелопа Крус. В другом же ильме Вуди исполнил роль камео, хотя всё действие построено на увлечении главной героиней картинами Аллена.
Новый ильм Аллена «Жасмин», над которым он работал осенью 2012 года, вышел в американский прокат 27 июня 2013 года под эгидой Sony Pictures Classics и был крайне тепло принят мировой кинопрессой.
В 2014 году Аллен был удостоен почётной премии «Золотой глобус» за жизненный вклад в мировое киноискусство.
С июля по август 2014 года в Ньюпорте, штат Род-Айленд, Аллен снимал картину «Иррациональный человек» с Хоакином ениксом и Эммой Стоун в главных ролях. В его следующем ильме «Светская жизнь» были задействованы такие актеры, как Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт и Блейк Лайвли. Первоначально главную мужскую роль должен был исполнить Брюс Уиллис, но уже во время съемок он был заменен на Стива Карелла. «Светская жизнь» стала ильмом открытия Каннского киноестиваля 2016 года – это был третий раз, когда данный естиваль открывал Вуди Аллен. Дистрибуцией картины занималась компания Amazon Studios. В январе 2015 года было объявлено, что Аллен напишет и срежиссирует ТВ-сериал для Amazon Studios; в сентябре 2016-го состоялась его премьера. Мини-сериал получил название «Кризис в шести сценах». Главные роли в нём исполнили Вуди Аллен, Майли Сайрус и Элейн Мэй. В это же время Аллен начинает снимать «Колесо чудес» – драматический ильм, действие которого разворачивается на Кони-Айленде в Нью-Йорке. Картина вышла в прокат в 2018 году. В основном актерском составе можно было увидеть Кейт Уинслет, Джастина Тимберлейка, Джуно Темпл и Джеймса Белуши.
В октябре 2019 года в российский прокат выйдет романтическая комедия Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». В центре истории – двое молодых людей в исполнении Тимоти Шаламе и Эль эннинг, которые приехали в большой город на выходные, чтобы провести время вместе. Но всё пойдет не по плану, ведь он встретит свою давнюю подругу (Селена Гомес), а девушку затянет в мир звездной богемы… Также в ильме приняли участие Джуд Лоу, Диего Луна и Лев Шрайбер.

Международное признание
Аллен не посещает церемонии награждения премией «Оскар», даже когда на премию номинированы его собственные ильмы. Полученные статуэтки Аллен отдал родителям. Несмотря на это, Вуди Аллен удостоен многочисленных международных наград за режиссёрские и актёрские работы, а также сценарии. Почти каждый его ильм номинируется в нескольких категориях на премию «Оскар» и на другие. Премии неоднократно получали также актёры, участвовавшие в его постановках.
Голливудские звёзды почитают за честь сниматься в ильмах Аллена. Так, например, Майкл Китон согласился сниматься в ильме «Пурпурная роза Каира» за символическую плату (в итоге режиссёр предпочёл ему другого актёра).
Некоторые акты о признании и наградах Вуди Аллена:
В конце 1960-х Аллен был уже признан ведущим комедиограом американского экрана и был достаточно популярным, чтобы его ото оказалось на обложке авторитетного журнала «Лай» (1969).
В 1977 году картина Аллена «Энни Холл» получила четыре премии «Оскар», в том числе как лучший ильм.
В 1978 году Аллен получил премию О. Генри за рассказ «Случай с Кугельмасом», опубликованный в журнале «Нью-Йоркер» годом ранее.
Крупный бельгийский документалист Андре Дельво в 1980 снял картину «Вуди Аллену — из Европы с любовью».
Дважды Аллену доставалась премия «Сезар» за лучший иностранный ильм: сначала в 1980 за «Манхэттен», затем в 1986 за «Пурпурную розу Каира». Ещё семь его картин были номинированы на эту премию.
«Пурпурная роза Каира» также получила «Золотой глобус» за лучший сценарий. Всего Аллен номинировался на эту премию десять раз в трёх номинациях.
На Венецианском естивале (1995) Вуди Аллен получил «Золотого льва» за вклад в кинематограическое искусство.
Годом спустя Аллен получил аналогичную премию от Режиссёрской гильдии США.
В 2002 Аллен получил премию принца Астурийского, а вскоре в столице Астурии городе Овьедо была водружена статуя режиссёра в полный рост.
В том же году Аллен получил ещё одну премию за общий вклад в кинематограию, на этот раз редкую «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей», вручаемую на Каннском киноестивале. Помимо него, эта премия вручалась лишь в 1997 Ингмару Бергману.
В 2005 году голосованием проессионалов, так или иначе работающих в жанре комедии, Аллену было отдано третье место среди лучших комиков всех времен (после Питера Кука и Джона Клиза).
В июне 2007 года барселонский Университет имени Помпеу абра избрал Вуди Аллена доктором илосоии honoris causa.
Член Американского илосоского общества (2010). В 2014 году удостоен премии Сесиля Б. Де Милля Голливудской ассоциации иностранной прессы.
Памятник Вуди Аллену был открыт в Калининграде (Р). Скульптура в виде очков режиссёра была установлена в холле кинотеатра «Заря».

ильмограия
1965 Что нового, киска? What’s New Pussycat? сценарист, актёр
1966 Что случилось, тигровая лилия? What’s Up, Tiger Lily? сценарист, режиссёр
1969 Хватай деньги и беги Take the Money and Run сценарист, режиссёр, актёр
1971 Бананы Bananas сценарист, режиссёр, актёр
1972 Сыграй это снова, Сэм Play It Again, Sam сценарист, актёр
1972 Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить Everything You Always Wanted to Know About Sex * But Were Afraid to Ask сценарист, режиссёр, актёр
1973 Спящий Sleeper сценарист, режиссёр, актёр
1975 Любовь и смерть Love and Death сценарист, режиссёр, актёр
1977 Энни Холл Annie Hall сценарист, режиссёр, актёр
1978 Интерьеры Interiors сценарист, режиссёр
1979 Манхэттен Manhattan сценарист, режиссёр, актёр
1980 Воспоминания о звёздной пыли Stardust Memories сценарист, режиссёр, актёр
1982 Комедия секса в летнюю ночь A Midsummer Night’s Sex Comedy сценарист, режиссёр, актёр
1983 Зелиг Zelig сценарист, режиссёр, актёр
1984 Бродвей Дэнни Роуз Broadway Danny Rose сценарист, режиссёр, актёр
1985 Пурпурная роза Каира The Purple Rose of Cairo сценарист, режиссёр
1986 Ханна и её сестры Hannah and Her Sisters сценарист, режиссёр, актёр
1987 Дни радио Radio Days сценарист, режиссёр
1987 Сентябрь September сценарист, режиссёр
1988 Другая женщина Another Woman сценарист, режиссёр
1989 Нью-йоркские истории, новелла «Новый Эдип» New York Stories: Oedipus Wrecks сценарист, режиссёр, актёр
1989 Преступления и проступки Crimes and Misdemeanors сценарист, режиссёр, актёр
1990 Элис Alice сценарист, режиссёр
1991 Сцены в магазине Scenes From A Mall актёр
1992 Мужья и жёны Husbands and Wives сценарист, режиссёр, актёр
1992 Тени и туман Shadows and Fog сценарист, режиссёр, актёр
1993 Загадочное убийство в Манхэттене Manhattan Murder Mystery сценарист, режиссёр, актёр
1994 Пули над Бродвеем Bullets Over Broadway сценарист, режиссёр
1995 Великая Ародита Mighty Aphrodite сценарист, режиссёр, актёр
1996 Все говорят, что я люблю тебя Everyone Says I Love You сценарист, режиссёр, актёр
1997 Разбирая Гарри Deconstructing Harry сценарист, режиссёр, актёр
1998 Знаменитость Celebrity сценарист, режиссёр
1999 Сладкий и гадкий Sweet and Lowdown сценарист, режиссёр
2000 Мелкие мошенники Small Time Crooks сценарист, режиссёр, актёр
2001 Проклятие неритового скорпиона The Curse of the Jade Scorpion сценарист, режиссёр, актёр
2002 Голливудский инал Hollywood Ending сценарист, режиссёр, актёр
2003 Кое-что ещё Anything Else сценарист, режиссёр, актёр
2004 Мелинда и Мелинда Melinda and Melinda сценарист, режиссёр
2005 Матч-пойнт Match Point сценарист, режиссёр
2006 Сенсация Scoop сценарист, режиссёр, актёр
2007 Мечта Кассандры Cassandra’s Dream сценарист, режиссёр
2008 Вики Кристина Барселона Vicky Cristina Barcelona сценарист, режиссёр
2009 Будь что будет Whatever Works сценарист, режиссёр
2010 Ты встретишь таинственного незнакомца You Will Meet a Tall Dark Stranger сценарист, режиссёр
2011 Полночь в Париже Midnight in Paris сценарист, режиссёр
2012 Римские приключения To Rome with Love сценарист, режиссёр, актёр
2012 Париж-Манхэттен Paris Manhattan актёр
2013 Жасмин Blue Jasmine режиссёр, сценарист
2013 Неверующие The Unbelievers актёр
2014 Под маской жиголо Fading Gigolo актёр
2014 Магия лунного света Magic in the Moonlight режиссёр, сценарист
2015 Иррациональный человек Irrational Man режиссёр, сценарист
2016 Светская жизнь Café Society режиссёр, сценарист
2016 с Кризис в шести сценах Crisis in Six Scenes режиссёр, сценарист, актёр
2017 Колесо Чудес Wonder Wheel режиссёр, сценарист
2019 Дождливый день в Нью-Йорке A Rainy Day in New York

Добавить комментарий

Вуди Аллен, Woody Allen биография, Вуди Аллен, Woody Allen творчество, Вуди Аллен, Woody Allen смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве