Зинаида Шарко, Zinaida Sharko

Зинаида Максимовна Шарко. Родилась 14 мая 1929 года в Ростове-на-Дону – умерла 4 августа 2016 года в Санкт-Петербурге. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1980), лауреат Международной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» (1997).

Росла в семье военнослужащего.

Любовь к театру будущей актрисе привила школьная учительница, она же ещё в предвоенные годы увлекла самодеятельностью, и после начала Великой Отечественной войны Зинаида Шарко с детским ансамблем песни и пляски участвовала в концертах для раненых в госпиталях. За эти концерты, в общей сложности 900, она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которую и 65 лет спустя назовёт самой дорогой из своих наград.

С конца 30-х годов семья жила в Чебоксарах, отсюда в 1947-м, окончив с золотой медалью школу, Зинаида Шарко, с детства мечтавшая о Художественном театре, невзирая на протесты родителей («мы думали, из тебя человек получится»), отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Но, увидев в приёмной секретаршу, позволившую себе в «храме искусства» грызть солёный огурец, юная Шарко в негодовании покинула «осквернённый храм».

Она поступила в Ленинградский театральный институт, в мастерскую выдающегося театрального педагога Б. В. Зона, который помог своей ученице, мечтавшей стать новой Аллой Тарасовой, обрести собственное лицо. По словам Шарко, Зон из своих учеников растил не только профессионалов, но и людей, помогая им расширять своё «внутреннее пространство», не замыкаться на театре.

В 1950 году Зон направил Шарко, студентку третьего курса, на практику в Ленинградский областной гастрольный театр. На один из спектаклей с её участием пришла известная в то время эстрадная актриса и режиссёр Лидия Атманаки, искавшая артистов для нового эстрадного театра при Ленконцерте, аналогичного Театру миниатюр А. Райкина, – возможность сыграть восемь разных ролей в одном спектакле («Каждый день» по пьесе В. Полякова) увлекла начинающую актрису, как и перспектива гастролей по всей стране. Меньше всего Шарко, по собственному её признанию, заинтересовало имя режиссёра, ставившего спектакль, но им оказался Георгий Товстоногов – в то время художественный руководитель Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.

Эта случайная встреча определила дальнейшую судьбу актрисы, хотя и не сразу: пригласив Шарко в свой театр и предложив для начала две интересные роли, Товстоногов позже телеграммой сообщил, что обстоятельства изменились и совместная работа откладывается «до лучших времён». И Шарко в 1952 году приняла приглашение другого выдающегося режиссёра – Николая Акимова, годом раньше возглавившего Театр им. Ленсовета.

Сотрудничество с Акимовым оказалось недолгим: уже в 1955 году он получил возможность вернуться в любимый Театр Комедии, и тем не менее этот период в биографии Шарко был столь же плодотворным, сколь и успешным: уже в первом спектакле, «Не называя фамилий» (1952), её заметили критики.

Уже в ранних ролях критики отмечали склонность актрисы к эксцентрике, к неожиданным раскрытиям характера, её способность «взрывать» роль изнутри и обнаруживать драматизм в комедийных персонажах.

В феврале 1956 года Георгий Товстоногов был назначен художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького и в том же году, в сентябре, пригласил в БДТ Шарко.

В 1956 году Товстоногов ещё только начинал формировать свою труппу, и тем не менее уже в первом поставленном им спектакле, комедии А. Жери «Шестой этаж», Шарко увидела «шесть замечательных актрис самых разных амплуа». 31 декабря 1956 состоялся её дебют на сцене БДТ – в комедии Н. Винникова «Когда цветёт акация».

В первый же год Шарко сыграла 5 ролей, в том числе Мели в «Эзопе» – спектакле, ставшем событием театральной и не только театральной жизни.

В 70-х годах Шарко постепенно переходила на возрастные роли, и не столько из-за возраста, он был невелик, сколько из-за постоянно обострявшейся конкуренции: в пьесе И. Эркеня «Кошки-мышки» её героиня, Эржебет Орбан, была на 25 лет старше исполнительницы. На смену матерям и тётям – в спектаклях по пьесам «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, «Жестокие игры» А. Арбузова – постепенно приходили бабушки, и в чеховском «Дяде Ване» в 1982 году она уже играла старую няню.

23 мая 1989 года не стало Георгия Товстоногова, этот день подвёл черту под «золотым веком» Большого драматического. С началом экономических реформ перед БДТ встал уже вопрос не о лидерстве в отечественном театральном процессе, а о простом выживании. На протяжении 15 лет в театре не было главного режиссёра, – спектакли нередко ставили режиссёры случайные.

В 2000 году в одном из интервью Зинаида Шарко говорила: «Уже десять лет мы без Товстоногова, и десять лет приходят и уходят режиссёры. Всё упирается в деньги. За постановку востребованный режиссёр получает 15 тысяч долларов. Скажите, зачем ему эта дырка в голове под названием БДТ? Он же не Николай Павлович Акимов, для которого театр был жизнью…».

Спектакли, поставленные Товстоноговым или при нём, постепенно сходили со сцены, новых ролей становилось всё меньше. В 2005 году Николай Пинигин поставил «Квартет» Р. Харвуда, в котором уже немолодые артисты – Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и Кирилл Лавров (позже его заменил Валерий Ивченко), помнившие лучшие времена БДТ, – играли звёзд оперной сцены, у которых триумфы и блистательные победы остались в прошлом. В январе 2006 года спектакль был показан в Москве, в помещении Театра Сатиры.

Недостаток ролей в родном театре актриса компенсировала участием в антрепризах, выступала на сцене петербургского театра «Приют Комедианта». С антрепризным спектаклем «Старая дева» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», где её партнёршей стала Инна Чурикова, Шарко много и успешно гастролировала в России и за рубежом – в Германии, Канаде, США.

В 2009 году, к юбилею, БДТ преподнёс Зинаиде Шарко подарок: возобновил спектакль «Кошки-мышки» по пьесе И. Эркеня, поставленный Юрием Аксёновым ещё в 1974 году. Эржебет Орбан стала последней её ролью на сцене Большого драматического.

В кино Зинаида Шарко снималась сравнительно мало, и не только потому, что однозначно отдавала предпочтение театру: режиссёры находили её некиногеничной.

Кинодебют Шарко состоялся в 1954 году в маленькой, даже не указанной в титрах роли почтовой служащей в фильме «Мы с вами где-то встречались». Такие же эпизодические роли на протяжении 50-60-х годов Шарко сыграла ещё в нескольких фильмах, в том числе продавщицу мороженого в «Старике Хоттабыче».

Лишь в 1970 году Кира Муратова предложила ей главную роль в картине «Долгие проводы». Но вышедший на экраны в 1971 году фильм был тут же отправлен на полку на долгие 16 лет. Увидеть лучшую работу Шарко тогда успели лишь очень немногие.

Несмотря на некиногеничность, с середины 70-х годов Зинаиду Шарко постоянно приглашали в кино, правда, преимущественно на небольшие роли. После «Долгих проводов» наиболее значительной работой стала ещё одна нелепая и несчастная мать – в фильме Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» (на сцене БДТ, в спектакле, поставленном Сергеем Юрским, Шарко в это время играла тётю Фарятьева).

Сергей Урсуляк, работавший с Шарко в фильме «Сочинение ко Дню Победы», её проблему определил иначе: слишком яркая индивидуальность, «Зинаида Максимовна заполняет пространство собой».

Успех в кинематографе к актрисе неожиданно пришёл в 2000 году, с выходом на экраны фильма Виталия Мельникова «Луной был полон сад». За главную женскую роль в этом фильме Зинаида Шарко удостоилась целого ряда кинопремий, в том числе «Ники» (лучшая женская роль, 2001) и «Золотого овна» (лучшая актёрская работа, 2000), а актёрский ансамбль в этом фильме был отмечен и специальным призом XXII Московского кинофестиваля.

Зинаида Шарко умерла 4 августа 2016 года после продолжительной болезни.

Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь Зинаиды Шарко:

В 1953 году Зинаида Шарко вышла замуж за актёра Театра им. Ленинского комсомола и начинающего режиссёра Игоря Владимирова. В 1956-1960 годах они служили в одном театре: перейдя в БДТ, Товстоногов взял с собой и Владимирова – в качестве режиссёра-стажёра. Шарко играла в спектаклях, поставленных Владимировым в Большом драматическом: «Когда горит сердце» по роману В. Кина «По ту сторону», «В поисках радости» по пьесе В. Розова, «Дали неоглядные» по пьесе Н. Вирты, – но в 1960 году брак распался.

В браке с Владимировым Зинаида Шарко родила сына Ивана, у неё появились внуки и правнуки, и она гордилась тем, что ни сына, ни внуков «не пустила» в актёры: слишком зависимая и потому унизительная профессия.

В 1961-м Шарко вышла замуж за партнёра по сцене – Сергея Юрского. Вместе они выступали не только на сцене БДТ, составив, в частности, блестящий дуэт в «Божественной комедии» И. В. Штока, но и на концертной эстраде, были непременными участниками популярных в те годы актёрских капустников, которые ставил Александр Белинский. Брак продержался семь лет.

 

Добавить комментарий

Зинаида Шарко, Zinaida Sharko биография, Зинаида Шарко, Zinaida Sharko творчество, Зинаида Шарко, Zinaida Sharko смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве