Елизавета Уварова

Елизавета Александровна Уварова (урожденная Герцберг). Родилась 10 (23) ноября 1902 года в Санкт-Петербурге – 24 августа 1977 года в Ленинграде. Советская актриса театра и кино, педагог, театральный режиссер. Заслуженная артистка РСФСР (1939). Народная артистка РСФСР (1972).

Отец – барон Александр Герцберг.

Есть данные, что настоящим годом рождения был 1990-й (этот год указан на ее могильной плите) и что родилась она в глухом сибирском селе Исетском Исетского района Тюменской области, откуда была привезена отцом в Петербург. Якобы до десяти лет она была неграмотна, а обилие впечатлений от столичного города даже вызвало у девочки болезнь. В то же время есть фото Елизаветы с отцом, на котором она запечатлена в подростковом возрасте и вовсе не выглядит девочкой из сибирской глухомани.

Так или иначе, по официальным сведениям она родилась именно 23 ноября 1902 года в тогдашней столицей Российской империи. Что стало с ее родителями – не известно. Сведения о них теряются в ходе событий революции 1917 года и последующей гражданской войны. Очевидно, в это время она сменила свою фамилию с Герцберг на Уварову – чтобы не привлекать внимание новых властей, не жаловавших лиц из дворянского сословия.

Во время Гражданской войны была сестрой милосердия.

После демобилизации поступила учиться на филолога. Позже училась на медика.

Затем ее привлекла профессия актрисы и она стала обучаться в Театре-студии «Водевиль» при Народном доме, где художественным руководителем был знаменитый журналист и театральный критик Александр Кугель. Одновременно училась в студии Владимира Карпова.

В 1922 году окончила студию при Петроградском театре Народного дома, где дебютировала спектакле «Вечный муж» Ф. М. Достоевского в роли Лизы.

В 1922 году по приглашению А. А. Брянцева актриса пришла в ЛенТЮЗ, которому посвятила двадцать лет. Будучи невысокой и хрупкой, играла в основном роли в амплуа травести. Она играла девочек и девушек, Лисичку и Бесёнка, Золушку и злую Колдунью, Бекки Тэтчер и классную даму по прозвищу Мопся. Была замечена Евгением Шварцем, специально для неё написавшему роль Варварки в пьесе «Ундервуд».

В 1922-1935 годах – актриса Ленинградского ТЮЗа.

В 1935-1945 годах – актриса Ленинградского Нового ТЮЗа. В годы Великой Отечественной войны вместе с театром в эвакуации в Анжеро-Судженске и Березниках.

С 1945 года – актриса Ленинградского театра Комедии. В театре Комедии актриса заняла одно из лидирующих мест. Комедийная палитра Уваровой имела довольно широкий диапазон – от мягкого юмора до беспощадного гротеска. Все роли актрисы, хотя в большинстве своём и были эксцентричны, отличались психологической выстроенностью и графической завершённостью.

В 1950-е годы начала преподавать в Ленинградском театральном институте, доцент.

Ставила как режиссёр спектакли в Совхозно-колхозном театре.

Елизавета Уварова в кино

На экране дебютировала в 1938 году в фильме «Человек с ружьём» в эпизодической роли приживалки.

Активно снималась в 1950-1970-е годы. Играла преимущественно характерные эпизоды.

Запомнилась зрителям по своим ролям в популярных картинах «Укротительница тигров» (Мария Ивановна), «Мы с вами где-то встречались» (секретарь директора театра Верхотурова), «Максим Перепелица» (бабка Параска), «Осторожно, бабушка!» (Клавдия), «Зайчик» (Прасковья Ивановна), «Весёлое волшебство» (Кикимора Кики), «Дела давно минувших дней…» (Зоя Васильевна Павлова), «Сержант милиции» (Дембенчиха), «Иван да Марья» (Федотьевна) и др.

Незадолго до смерти Елизавета Уварова сыграла свою самую известную роль – нянечку Арину Родионовну в комедии «Усатый нянь» режиссёра Владимира Грамматикова.

По сюжету вчерашний школьник Кеша (Сергей Проханов) никак не может выбрать себе профессию по душе и надолго не задерживается ни на одной работе. Его проблему решает общественность, определившая Иннокентия на работу в детский сад. Няня-скоморох пришёлся по душе всей детской группе, но выбранная Иннокентием тактика произвела на них обратный эффект – усмирить детей Кеше так и не удалось, и на помощь ему приходит опытная няня Арина Родионовна. В итоге воспитательская работа с маленькими озорниками помогает самому Кеше повзрослеть.

Актриса Елена Глебовна Флоринская, которая многие годы заведовала труппой Театра Комедии, вспоминала: “Во сколько бы не начиналась репетиция, когда мы приходили, Елизавета Александровна уже сидела возле репетиционной прямо в пальто: спала или читала. Она прилетала со съёмок, и чтобы не опоздать сразу же шла в театр. Из-за переездов она всё время не досыпала. Так я её и помню до сих пор – маленькая в большом кресле, с книжкой…Она очень любила читать, знала обо всех новинках в журналах, и нам – тогда молодым – всегда рекомендовала что-то новое. Умудрялась даже на репетициях читать, но каким-то образом всё равно следила за происходящим и очень мягко, тонко делала замечания, советовала… Спектакль «Сказки Андерсена» начинался как молодёжная самостоятельная работа, которую благословил Акимов. Заканчивали мы её уже без него. В этом детском несерьёзном спектакле играли трое солидных: Алексей Савостьянов, Константин Злобин и Елизавета Уварова. У неё были две очень разные – по характеру, по гриму – роли: Ведьма в «Огниво» и Придворная дама в «Свинопасе». Нужно было и петь, и танцевать, и обе роли она играла блистательно. Со временем в спектакле произошло множество замен, но старики не хотели из него уходить, играли до последнего. Бывало, что утром и днём для детей, а вечером – для взрослых. Три спектакля! Уварова целый день оставалась в театре, ей было тяжело, но она никогда не отказывалась… …

В спектакле Фоменко «Троянской войны не будет» была массовка, условно она называлась «старцы». Заняты были актёры-мужчины преклонного возраста. И среди них – Елизавета Александровна. Думаю, она попросила Петра Наумовича поставить её туда. Вряд ли бы он сам рискнул ей такое предложить. Она играла крошечного старца с бородой. Самозабвенно бегала из люка в люк, по лестнице. Это было удивительно и создавало для спектакля особую запоминающуюся «краску». Она не пропустила ни одного спектакля. Я не помню другого случая, чтобы народные артисты так играли в массовке – радостно и заразительно.

Все в театре знали – именно у Елизаветы Александровны можно попросить денег в долг. Она их легко отдавала и, думаю, что не всегда получала обратно. Но это её не мучило. А к премьере всегда дарила маленькие подарки: подбирала любовно, зная кому что понравится, всё продумывала. Даже обычный ввод не проходил мимо неё: придёт, поздравит – или с коробкой конфет или с цветами. Это её необыкновенная внимательность покоряла. Она была сложным и, скорее, закрытым человеком, но одновременно – распахнутым и общительным”.

Знала несколько иностранных языков. Высоко образованная, Елизавета Александровна слыла превосходной рассказчицей.

Актриса болела онкологией. Перенесла тяжелейшую операцию. В последние годы за ней ухаживала племянница Галина.

24 августа 1977 года Уварова умерла в своей квартире в Ленинграде (по другим данным, скончалась на сцене во время репетиции спектакля Романа Виктюка). Похоронена на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Личная жизнь Елизаветы Уваровой:

В довоенные годы она жила в гражданском браке с актёром Борисом Чирковым, с которым познакомилась в ленинградском ТЮЗе.

Муж – актер и режиссер Евгений Густавович Гаккель, работал в Ленинградском драматическом театре (ныне Театр имени В. Ф. Комиссаржевской).

Проживала в Санкт-Петербурге в «Доме Воейковой» (угол Каменноостровского проспекта и Большой Монетной улицы, д. 19/13).

 

Добавить комментарий

Елизавета Уварова биография, Елизавета Уварова творчество, Елизавета Уварова смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве