Михаил Калатозов, Mikhail Kalatozov

Михаи́л Константи́нович Калато́зов (урождённый Калатозишви́ли; 15 (28) декабря 1903, Тифлис — 26 марта 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, кинооператор и сценарист. Единственный советский режиссёр, чей фильм («Летят журавли») был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

Биография
Ранние годы
Михаил Калатозишвили родился в Тифлисе Кавказского края Российской империи (ныне Тбилиси, Грузия) в семье агронома, происходившего из древнего княжеского рода Амирэджиби; один из дядей Михаила служил генералом в Русской императорской армии, другой был среди основателей Тбилисского университета.

В детстве его дом часто посещали представители грузинской интеллигенции. Михаил учился в техническом училище, однако в результате событий 1917 года был вынужден начать трудовую деятельность в возрасте 14 лет, после чего поступил на рабфак.

Тифлисская киностудия
С 1923 года работал в тресте АО «Госкинпром Грузии», где пробовал себя в разных амплуа: вначале был шофёром, затем — киномехаником, монтажёром, лаборантом, ассистентом кинооператора, вторым режиссёром, снялся в качестве актёра в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» (1925) Ивана Перестиани, а в фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступил как автор сценария и кинооператор.

В 1928 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив ленту «Их царство» (известную также как «18 — 28») совместно с Нино Гогоберидзе, впоследствии признанную одной из лучших документально-хроникальных картин студии в первые годы её существования.

Его незавершённую картину о жизни сванов «Слепая» (1929) кинематографисты-лефовцы раскритиковали за формализм, и режиссёр перемонтировать её в художественно-документальный фильм «Соль Сванетии» (1930), впервые обратив на себя внимание серьёзных критиков. Однако уже следующая лента «Гвоздь в сапоге» (1932) была названа «политически вредной» и запрещена, а Калатозов на время оставил кино.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов учился в Коммунистической академии, в 1931—1934 годах — в аспирантуре Государственной академии искусствознания, после чего вернулся на Тифлисскую студию, где работал директором, по разным данным, с 1934 по 1938 год либо с 1936 по 1938 год.

Военное время
В 1939 году вернулся в режиссуру, поставив на киностудии «Ленфильм» фильм «Мужество». В том же году вступил в ВКП.

В 1941 году на экраны вышел его фильм «Валерий Чкалов», в котором также патетически воспевалась отвага советских героев-лётчиков.

В начале Великой Отечественной войны совместно с Сергеем Герасимовым поставил военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые». Съёмки были начаты ещё в Ленинграде во время блокады, в которой оказались режиссёры, а завершены в 1942 году в эвакуации в Алма-Ате.

В 1943—1945 годах Калатозов был полномочным представителем Комитета по делам кинематографии в США. Эта должность подразумевала пропаганду советского кино, отбор американских фильмов для советского проката и установление деловых контактов. Там же Калатозов познакомился с работой голливудских студий, изучил механизмы работы дубляжа и рекламы; впечатления о поездке он позднее описал в книге «Лицо Голливуда».

Мосфильм
В 1945–1948 годах был начальником Главого управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР (с 1946 года министерства кинематографии СССР). В 1946 году возглавил делегацию советских кинематографистов на 1-м Каннском кинофестивале. В 1946—1948 годах был также заместителем министра кинематографии СССР, после чего вернулся в режиссуру.

Придя на киностудию «Мосфильм», в 1950 году поставил политическую драму «Заговор обречённых» о сопротивлении «Плану Маршалла». За неё был удостоен Сталинской премии 2 степени и премии Мира на Кинофестивале в Карловых Варах. Широта творческого диапазона, умение использовать разнообразные выразительные средства сказались в кинокомедии «Верные друзья» (1954), занявшей седьмое место в советском прокате при 30,9 млн зрителей.

Наибольшую известность обрёл фильм «Летят журавли» (1957), который принёс Калатозову и оператору Сергею Урусевскому мировое признание и ряд международных премий, в частности, «Золотую пальмовую ветвь» на 11-м Каннском кинофестивале. Игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы. В советском прокате фильм занял десятое место при 28,3 млн зрителей.

Следующие две картины Калатозва и Урусевского — «Неотправленное письмо» (1959) и «Я — Куба» (1964) — отличались ещё более экспериментальной операторской работой и поэтичной режиссурой, однако не получили тогда должной оценки. В 1990-е годы Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, случайно открыв для себя фильм «Я — Куба», оказались под таким впечатлением, что способствовали его реставрации и показу на международных кинофестивалях: он вошёл в число номинантов на премию «Независимый дух» за лучший иностранный фильм (1995), а западная критика высоко оценила его художественные особенности. Впоследствии был реставрирован и фильм «Неотправленное письмо».

Документы об экспедиции Умберто Нобиле к Северному полюсу легли в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка», поставленного в 1969 году при участии многих мировых звёзд кино. В 1972 году фильм был номинирован на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм на английском языке. Он стал последней режиссёрской работой Калатозова.

Смерть
Могила Михаила Калатозова на Новодевичьем кладбище
Михаил Константинович Калатозов скончался 26 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Михаил Калатозов, Mikhail Kalatozov биография, Михаил Калатозов, Mikhail Kalatozov творчество, Михаил Калатозов, Mikhail Kalatozov смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве