Сообщение: #475482
Heavy Metal » 05 Апр 2019, 22:44
Хранитель

Тапа

Та́па (эст. Tapa) — город без муниципального статуса в Эстонии, административный центр и составная часть волости Тапа.
Город получил своё имя от поместья Тапа (нем. Taps; так он назывался и в Российской Империи), которое было впервые упомянуто в 1629 году. Согласно народной этимологии, название города происходит от эстонского слова tappa (убивать) и связано со многими сражениями, которые состоялись в этом регионе.

История
Деревня и мыза
Деревня Тапа была основана в XIII—XIV веках. Впервые она упоминается в письме Академического общества истории М. Эйзен (M. Eiseni) в 1482 году. Возле неё была построена Рыцарская усадьба Тапс (Taps), называемая местными жителями «Тапа-мыза» (Tapa-mõis), впервые упоминаемая в 1629 году. В ряде документов того периода название этих населённых пунктов несколько различается: Тапа, Тапс, Таппес (Tappes), Таппус (Tappus), Таппас (Tappas). Деревня была расположена к юго-западу от парка Тапа-мызы, вдоль дороги на Ампель (позже получило название Амбла).
Посередине деревни, у дороги, находился колодец с цементированными стенками и деревянной крышкой. Также, возле источника, был выкопан пруд – для предупреждения отсутствия воды в засушливые сезоны. Из колодца вытекал ручей, в сторону расположенной поблизости фермы «Dawid schoolhouses». Вода текла в холмистой местности круглый год. Над ручьём были проложены два моста, один из них – пешеходный.

Изначально деревня Тапа находилась на территории вотчины Ярвамаа (административный центр – Пайде), участок церковного прихода Амбла, в чью кирху ходят жители деревни-лютеране. Во время Ливонской войны (1558—1583), в 1561 году она (и усадьба Тапа) была захвачена шведами в 1561 году. Шведы находились здесь в период 1561—1626 гг. (65 лет).
Когда российские войска вошли на земли Вирумаа, линия фронта между россиянами и шведами некоторое время проходила здесь – по реке Валгейыги (эст. Valgejõgi). В ходе боёв при рейдах войск противников сгорели Тапа и другие близлежащие деревни.
Во время Северной войны (1700—1721) в течение 1710 года шведы вновь заняли Ярвамаа и далее – существенную часть Российского государства. Во время боёв этой войны сгорели Тапа-мыза и, во второй раз – деревня. Впоследствии, на этих же местах, являвшихся теперь уже землёй Эстляндской губернии Российской империи, усадьба и деревня были отстроены.
В 1839 году в деревне (возле дороги Тапа-Амбла) муниципалитетом Лехтсе (к которому теперь относилась территория расположения Тапа) была построена школа – деревянное здание с соломенной крышей, не имевшее дымохода. За зданием закрепилось имя «Vanatoa».

В 1868 году рядом было построено новое здание школы (в старом школьном доме разместили воскресную школу прихода Амбла).
Учитель имел здесь квартиру: две комнаты, кухню и кладовые. В школе были три класса, со скамьями. Школьный учитель был один, преподавал предметы на эстонском языке: сам язык, местную историю, математику, религию и пение. Школа имела свою собственную библиотеку. Число учеников колебалось, в среднем, от 25 до 35 человек. Во второй половине XIX века в деревне Тапа, помимо школы, был и маленький клуб, с курсами народного танца, проведением различных мероприятий, в частности – рождественскими вечеринками. Были кулинарные курсы, мастерские различных видов ремесел. На северной окраине деревни, напротив усадьбы, стояла мельница. Была пожарная станция Добровольческой Ассоциации Пожарных.
В центре деревни Тапа, на холме, находились две большие сосны; между ними на каменных основаниях стояли два железных креста. Ходили слухи, что здесь захоронены два шведских генерала, или два  рыцаря. Один из крестов существовал до 1953 года.

Пристанционный посёлок
В 1865—1866 годах в лесах между Ревелем и Нарвой появились инженеры, рекогносцирующие строительство железной дороги.
Сначала в здешних местах планировалось расположение станции возле деревни Валгма (Valgma). Только на третьей рекогносцировке была выбрана для постройки станции деревня Тапа.
Железнодорожная станция, называемая в Российской Империи «Тапс», была построена в 1869—1870 годах в ходе возведения железнодорожной линии Балтийский (Палдиски) — Тапс — Нарва — Гатчина (где линия примыкает к железной дороге Санкт-Петербург – Луга). Земля для строительства железнодорожной станции и пристанционного посёлка была куплена у помещика Тапа-мызы, барона А. Ф. фон Фока.
Возведение железной дороги был начато со сторон Ревеля и Санкт-Петербурга (от Гатчины) одновременно. В 1870 году было построено первое здание станции. Прибалтийская железная дорога была официально открыта 24 октября 1870 года.
В 1875—1876 годах был изменен статус станции: из обычного разъезда II класса «Тапс» превратился в узловую станцию класса IV: в 1876 году была открыта железнодорожная линия «Тапс-Юрьев». Первый поезд из Ревеля в Юрьев прошёл здесь 21 августа 1876 года.
Рос пристанционный посёлок. Были построены жилые дома работников станции, аптека, магазины, таверны, общежития, основана небольшая индустрия.
В этот период путешествие на поезде, состоявшем из паровоза и двух вагонов, из Ревеля в Санкт-Петербург занимало почти 12 часов; от Тапс до Юрьева – около 5 часов. На поездах было довольно много пассажиров, в том числе – иностранцев, ездивших ранее по данным маршрутам на конном транспорте.
Изначально здание вокзала было деревянным. Рядом был открыт трактир.
В 1884 году железнодорожный узел в ходе сильной метели был завален снегом; на четыре дня жизнь станции остановилась.
К концу XIX века посёлок при станции Тапс (называемый эстонцами «Тапа», как и мыза, и деревня, в том числе и в названиях организаций) был небольшим городком немногим менее одной тысячи жителей.

В 1885 году в нём была открыта первая школа — частная школа Кэтрин Масинг (Masing), небольшое одноэтажное здание на улице Лай (Lai – Широкой). Изначально это была начальная школа для мальчиков и девочек, два года готовившая учеников к дальнейшему обучению в 3 классе. Школа была платной – 16 рублей за год. В ней изучали Библию, немецкий язык, каллиграфию, физику и ремесла. В 1889 году был изменён курс обучения: с 11 до 4 часов в неделю сократили изучение немецкого языка, были включены русский язык, арифметика и пение. В этот период здесь обучались около 20 учеников. Эта школа существовала до июля 1919 года, когда была закрыта состарившейся владелицей.
В октябре 1889 года в Тапсе началась работа «Эстонского завода мясной продукции», владелец-основатель – Генрих Кольсорн (Heinrich Kolshorn). На окраине, возле реки Валгейыги находились скотобойня, печи, котельная и другие необходимые средства. Здесь производились мясо, колбасы, позже – ветчина и сало.
В посёлке была гостиница «Tapa Waldorf», используемая некоторыми представителями среднего класса Санкт-Петербурга в качестве санатория, «чтобы улучшить состояние здоровья в сельской местности». В 1895 году, 2 января, здесь, близ вокзала, было освящено место постройки православной церкви – большинство работников станции являлись славянами.
В 1897 году в Тапсе был основан завод по производству сельскохозяйственного инвентаря и других металлических изделий – от водяных насосов до могильных крестов; владелец – Ян Крусбахи. Завод имел и свою плавильню, также находился на берегу реки.
В 1897 году в Тапсе был закрыт «Эстонский завод мясной продукции», но началась работа двух колбасных цехов П. Ландсберга и А. Пихельштейна. Позже в Тапсе заработали и ещё более мелкие производители мясной продукции.
Колбасы местных производителей продавались, помимо окрестностей, вплоть до Ревеля и Нарвы, так и в Ямбурге, Санкт-Петербурге, а также отвозились и в Великобританию. Крупнейшим производителем к началу XX века является предприятие (мясной и колбасный цехи) Отто Бауманна.
В 1900 году в Тапсе открылись сразу три гимназии: русская начальная, эстонская начальная и средняя гимназия железнодорожников (где обучение велось на русском языке) — «Тапское городское училище».
В 1901 году в Тапсе заработала мастерская с кузницей по производству карет, колясок для гужевого транспорта, саней и лыж; владелец – Йоханнес Лейнберг (Johannes Leinberg).
Церковь Иоанна Предтечи (Крестителя) была открыта 13 июня 1904 года.
Лютеранское население городка и деревни Тапа всё ещё пользовалось кирхой, находящейся в посёлке Амбла. В 1904 году в городке возведена и протестантская кирха, около городского кладбища (небольшое старое кладбище возле локомотивного депо).
В 1904 году на центральной площади был построен клуб, с размещением в нём общественной организации «Гармония» («Harmonie»).
В декабре 1905 года, во время забастовки железнодорожников, движение поездов было прервано на двенадцать суток. Для подавления беспорядков в пристанционный посёлок был введён батальон пехоты Императорской армии.

В ноябре 1906 года в Тапсе было создан отдел «Тартуского Общества просвещения молодёжи» (Noorsoo Kasvatuse Seltsi), чьей главной целью была организация здесь среднего образования на эстонском языке. На первом его заседании, которое состоялось в клубном зале «Harmonie», председателем был избран Виллем Габриэль. В управлении Рижского школьного округа Обществом было получено разрешение на открытие в Тапсе своей «Народной школы» (Tapa osakonna rahvakool), которая начала работать уже 30 ноября 1906 года в небольшом здании на улице Пикк (Pikk) – главной улице пристанционного посёлка. Тогда же был поднят вопрос и о строительстве нового здания школы. В феврале 1907 года Обществом образования молодёжи был начат сбор денег на его постройку. Новое здание для «Народной школы» было построено в 1909 году, открыто 3 января 1910-го.
Тем временем, в 1907 году, на окраине Тапа-мызы, владельцем усадьбы, Эдуардом Людвигом фон Фоком, в двухэтажном каменном здании был открыт небольшой ликёро-водочный завод. Здесь использовались картофель либо зерна: ржи или ячменя. Завод располагался к западу от парка мызы, возле ручья Рауакырве (Rauakõrve – «Железный»).
15 июля 1912 года в Тапсе была основана церковная община методистской протестантской конфессии. При этом своего храма здесь у них пока не было – посещали соседнюю церковь в Пярна.
В 1914 году был построен каменный корпус вокзала с углами из известняка, стенами – из красного кирпича. Вход в залы увенчан декоративным фронтоном. Восточная часть здания, двухэтажная осталась деревянной; позже к ней был пристроен двухэтажный деревянный флигель.
Началась Первая мировая война. Но жизнь продолжается.
В 1916 году в Тапсе построено из известняка здание депо для ремонта паровозов.
В Российской Империи происходят революции.
В этот период в Тапсе работают четыре школы: две начальных (первые четыре класса) и две средние (четвёртый и пятый классы) — «Народная школа» и гимназия железнодорожников. В связи с наступлением немецких войск на землях Прибалтики, в начале октября приходит распоряжение об эвакуации отсюда государственных учебных заведений. Оставшиеся здесь, ныне – бывшие ученики Гимназии железнодорожников, переведённой из Тапса далеко в Уфу, ходят теперь здесь на уроки в «Народную школу» Общества просвещения молодёжи.
В конце 1917 года в Тапсе (и Везенберге) находятся части 49-го армейского корпуса, включённого в резерв Северного фронта.

Посёлок городского типа
18 декабря 1917 деревня Тапа выходит из муниципалитета Лехтсе и, вместе с посёлком при станции, получают статус посада (эст. alev; с середины 1920-х годов эти населённые пункты стали называться у нас «посёлками городского типа»). Первым старейшиной здесь 7 января 1918 года был избран Виллем Габриэль – председатель совета директоров Тапаского Общества образования молодёжи.
19 февраля 1918 года, на закрытом заседании Совета старейшин Губернского земского совета Эстляндии был принят Манифест о независимости

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.