Сообщение: #385707
Heavy Metal » 13 Сен 2018, 00:38
Хранитель

Шахрисабз

Шахриса́бз (узб. Шаҳрисабз, Shahrisabz, Кеш – Kesh) — город в Кашкадарьинской области Узбекистана, расположенный между притоками реки Кашкадарьяː Оксув на севере и Танхаздарья на юге.
Численность населения по состоянию на 1 января 2014 года составляет 100,3 тыс. жителей, на 1991 год — 53 тыс. жителей. Есть железнодорожная станция (Китаб) и аэропорт.
Расположен на северо-востоке области, в 80 км к югу от Самарканда. Высота над уровнем моря 622 метра.

История
Шахрисабз был основан более 2700 лет назад. Древние жители города — согдийцы были известны своими ремёслами, торговлей и высокой культурой. Город в древности назывался Кеш.
До нашей эры Кеш был захвачен и включён в состав империи Ахеменидов.
В 329 году до нашей эры город был захвачен войсками Александра Македонского. С этого времени Кеш оказался под влиянием эллинистической культуры. Здесь получили некоторое распространение древнегреческие культы и верования. Наиболее известными были культы Геракла, Диониса и Афины.
В I—III веках нашей эры город был в орбите влияния Кушанской империи.
В IV—V веках нашей эры Кеш входил в состав государств хионитов и кидаритов.
Правители Кеша с III века до нашей эры до VIII века нашей эры выпустили большое количество монет. Известны имена правителей древнего и раннесредневекового Кеша — Ахурпат и Шишпир. Был крупным античным и раннесредневековым городским центром, и долгое время столицей Центрального Согда.
В VI веке он вошёл в состав государства эфталитов. В 567—658 годах согдийские владетели города подчинялись тюркам.

В VIII веке завоёван арабами. Во время арабского нашествия долина Кашкадарьи и, особенно Кеш, были эпицентром антиарабского и антиисламского освободительного движения во главе с Муканной, известного в истории как «Восстание людей в белых одеждах». Сопротивление в конечном итоге привело к упадку столичного города. Один из последних правителей Шахрисабза был Бобо-Бек.
Во время правления династии Саманидов городская жизнь постепенно перемещается к юго-западу от старого Кеша на новую территорию — на место расположения крупного селения Баркнон. В период правления Караханидов, окончательно складывается новая столица средневекового Кеша, известная как Шахрисабз.
Во времена гегемонии Хорезмшахов (нач. XIII в.) Кеш-Шахрисабз впервые ограждается оборонительными стенами.
Шахрисабз известен как родина Тамерлана (Тимура). Тамерлан родился в деревне (кишлаке) Ходжа-Илгар на окраине Шахрисабза. В XIV — начале XV веках являлся его резиденцией. По приказу Тимура в Шахрисабзе был построен дворец Ак-Сарай.
В городе похоронены некоторые представители династии Тимуридов: отец Тимура Мухаммад Тарагай, два старших сына Тимура Джахангир и Умар шейх.
Современное название происходит от перс. شهر سبز‎ — «зелёный город», известно с XIV века.
В XVI—XVIII веках Шахрисабз входил в состав Бухарского ханства.
В середине XVIII века узбекский род кенагасов основал здесь полунезависимое владение, которое сохраняло свою относительную автономию вплоть до российского завоевания в 1869 году.

Археологические памятники
К северу от небольшого кишлака Кумыртепа Китабского района Кашкадарьинской области Узбекистана, по левому берегу небольшой, маловодной речки Шурабсай, берущей начало от Зарафшанских гор, с севера на юг чередуются три тепа различной конфигурации, которые вместе составляют три части древнего столичного города Наутака: Падаятактепа, Узункыр и Сангиртепа. В середине 80-годов XX века археологические памятники Шурабсайского микрооазиса, рассредоточенные в пределах около 5 км друг от друга, были впервые обследованы сотрудником КАТЭ (Кешской археолого-топографической экспедиция) Н. И. Крашенинниковой. Тогда же эти три холма определены как цитадель, собственно город и храм Наутаки.

Падаятактепа — цитадель города, площадью 270×74 м. Расположена в северной части города, на высоком обрывистом берегу Шурабсая. В результате археологических работ на городище прослежены четыре строительных горизонта. Древнейшие культурные слои городища датируются IX—VIII вв. до н. э. В одном из раскопов в западной части Падаятактепа, прослежен участок обводной крепостной стены ахеменидского и эллинистического периодов. Эти стены показывают, что город Наутака имел (как и городище Афрасиаб в Самарканде) аристократическую часть, обнесенную отдельной стеной — акрополь. С окончанием правления Александра Македонского город забрасывается, продолжает обживаться лишь акрополь Падаятактепа. Новый город возникает на высоком правом берегу реки Аксу, на месте городища Каландартепа, в черте современного города Китаба.

Узункыр — остатки крепостной стены города. В данное время, рядом с кишлаком Кумыртепа, она прослеживается в виде невысокого вала длиной более 650 м, шириной 20 м. В своё время стена окружала территорию всего города площадью более 70 гектар. Первоначальная стена городища была сооружена из булкообразных сырцовых кирпичей X—IX вв. до н. э., характерных для таких древних городов Согда как, Коктепа и Афрасиаб. Позже, во времена господства Ахеменидского, Селевкидского и Греко-Бактрийского царств, на крепостных стенах города проводились крупномасштабные ремонтные работы.

Сангиртепа — отдельно стоящий холм, располагается за чертой городских стен, на расстояние 650 м к юго-западу от Узункыра. Состоит из центрального холма площадью 84×62 м, высотой около 8 метров Обводной стеной охвачена площадь в пределах 3 гектар. Начиная с 1983 года на городище ведутся археологические работы сотрудниками кафедры археологии Ташкентского Государственного университета (ныне Национальный Университет Узбекистана). В результате археологических раскопок на Сангиртепа был вскрыт уникальный храм зороастрийцев с залом посередине, с алтарем и вспомогательными помещениями. Храм является одним из древнейших культовых сооружений Средней Азии.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.