Сообщение: #386840
Heavy Metal » 16 Сен 2018, 00:12
Хранитель

Чуст

Чуст (узб. Chust) — город (с 1969 г.), расположен в Наманганской области Республики Узбекистан, в 12 км от железнодорожной станции Чуст. Является вторым крупнейшим городом Наманганской области после Намангана. Административный центр Чустского района Наманганской области.

Население
Чуст — одно из древнейших поселений Ферганской долины. В 2005 году ему исполнилось 3500 лет. Близ Чуста расположено Чустское поселение эпохи бронзы. Население 70,2 тыс. человек (2010). Из древних времен город преимущественно был населен ираноязычным населением. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи по численности населения и национального состав Ферганской области в городе Чуст проживало 13 785 человек из которых 91% являлись таджики.

Художественное ремесло
Чустские ножи
С древних времен в представлении народов Средней азии острые предметы имеют силу амулетов, оберегающих их владельцев от несчастий. Такой способностью, по поверью, обладает и национальный нож «пичок» (узб.), «корд» (тадж.) который является атрибутом многих традиционных народных обрядов и ритуалов, о нем сложено немало легенд. Один из самых древних центров обработки металла расположен в Ферганской долине, одним из которых является город Чуст..
В Чусте издавна существует квартал мастеров по изготовлению ножей – «сузангаров», (от таджикского слова «сузан»-«игла», мастер, изготовляющий иглы), где в небольших кузницах выделывают ножи. Кусок металла подвергнется нескольким десяткам операций, прежде, чем станет лезвием ножа. В почти готовое, но еще не остывшее после закаливания лезвие ножа мастер вбивает молоточком свое «фирменное» клеймо из латуни. По клейму можно определить место изготовления ножа и имя «сузангара». Хорошее лезвие ножа должно быть светло-серого цвета, рукоять соразмерна длине клинка и удобно лежать в ладони. Хорошо выкованный нож легко рассекает волос, а лезвие его прослужит долгие годы, поддаваясь заточке на донышке фарфоровой пиалы.
Каждый из множества видов традиционных узбекских ножей имеет свое предназначение. Одни ножи хороши для резки мяса, другие – для очистки и шинковки моркови и лука для плова. Небольшими изящными ножами принято очищать кожицу фруктов. Особыми ножами пользуются садовники для подрезки ветвей деревьев. Мясники пользуются ножами со слегка изогнутым кончиком лезвия, которые удобны для разделки туш животных и зачистки кож.
Непременной атрибутом ножа являются чехлы или ножны. Для них годится плотная ткань или кожа и тогда их украшают вышивкой или аппликацией, наносят тиснение. Нередко кожаные ножны оформляются накладками из латуни или меди, чеканкой или гравировкой. Можно встретить ножны из резного дерева. Все ножны снабжены кожаной петлей, которая служит для подвески к поясу.
В Чусте и сегодня работают ученики и последователи знаменитых сузангаров Убайдуллы Сатарова и Миразиза Карабаева. Один из них, знаменитый усто Собир Мамажонов, сам имеет учеников. Под его руководством они учатся не только выковывать ножи и сабли, но и чеканить традиционные медные и латунные блюда-лаганы, украшать зернью и филигранью женские браслеты и серьги.
Ежегодно производится более 500 тысяч штук чустских сувенирных ножей.Настоящий чустский нож долго прослужит хозяину и всегда будет напоминать об искусных руках ремесленников Ферганской долины.

Чустские тюбетейки
Издревле одним из основных видов головного убора в Средней Азии является тюбетейка – вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо. Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. В Ферганской долине тюбетейки называются дуппи , по своей форме они резко отличаются от тюбетеек других регионов. Массовое распространение современные дуппи получили во второй половине XIX века, после начала колонизации стран Средней Азии Россией, когда в Узбекистан из этой северной страны стали завозить качественную, дешевую ткань и столь же дешевую бумагу – основные компоненты для изготовления дуппи.
В Ферганской долине производят два вида дуппи : Чуст-дуппи (высоко возвышающиеся над головой тюбетейки), которые в Узбекистане носят, преимущественно, жители Андижана и Самарканда, в Таджикистане – жители Худжанда и Душанбе, а в Кыргызстане – жители Ошской и Джалалабадской областей, и Маргилан-дуппи (тюбетейки, полностью облегающие голову), распространенные по всей Ферганской долине ( кроме Андижана) и Ташкенте.

Чустскую тюбетейку отличает высота – она почти в два раза выше тюбетеек, изготавливаемых в соседнем Андижане не говоря уже о Маргиланских. Существенно разнятся вышитые сверху и по бокам узоры. Ремесленницы из Чуста с давних времен соз¬дают уникальные головные уборы, делая каждый стежок исключительно вручную под песни и приговорки. “Вышивка на тюбетейке – это не просто красивое украшение, это доброе напутствие для будущего хозяина”, узоры, вышитые на тюбетейке белой нитью, сулят богатство, берегут от злого глаза, сбивают с пути врагов. Издревле эта земля славилась искусными мастерицами по вышивке “дуппи”. И сегодня чуст-ские девушки – выпускницы колледжей – успешно осваивают это ремесло, создавая поистине шедевры национального прикладного искусства. Изготовление чустких “дуппи” – от закройки до прессовки происходит в несколько этапов. Опытные мастерицы собирают вокруг себя юных рукодельниц, каждая из которых выполняет свою часть работы. Одна вы¬краивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья тем временем готовит плотную основу, а четвертая уже взялась за пошив цельной тюбетейки из составных частей. На самом послед¬нем этапе подключаются мужчины, которые придают “дуппи” традиционную форму путем прессования. В орнаменте чуст¬ской тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором “бодом” (миндаль) тонкое кружевное обрамление. В изгибах “калампир” (перец) выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием “колеса жизни”. Красота формы, ее графичность, пропорциональность мотивов “бодом” и “калампир”, соотнесенных по цветовому решению с фоном, позволяют отнести чуст¬ские тюбетейки к классическим произведениям этого прикладного искусства. Каждая мастерица Чуста знает наизусть орнаментальные мотивы тюбетеек, но при этом она всячески обогащает свои узоры, фантазирует, придумывает неч¬то свое: в результате получается шедевр, который пользуется большим спросом как на местном рынке, так и у иностранных туристов.
Символ чести “Ум, честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке”, – гласит народная мудрость. Неудивительно, что прогуливаясь по восточному базару любого города Ферганской долины, можно наблюдать, что почти каждый мужчина носит на голове тюбетейку, вышитую мастерицами Чуста. Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры. Каждый из них символизирует собой один из зубцов короны. Всего таких узоров шестнадцать – по четыре с каждой стороны. А значит, каждый обладатель “дуппи” носит на голове подобие королевской короны.

Ремесленники вышеуказанных регионов которые специализируются на изготовлении Чуст-дуппи , различают более чем десяти видам вышивок, называющихся в народе «гул» – «цветок». Исходя из рисунка и способа изготовления, дуппи имеют различные названия, например, «Анжан» (от названия города Андижана), «Инжик» («Капризный»), «Пахтаабад» – от слова «хлопок», «Сетара» или «Три струны», «Товус» – «Павлин», «Хилал» – «Полумесяц». Одно из распространенных названий дуппи – «Тожик», от слияния двух слов – «тож» («корона») и «жияк» («тесьма»). Но в разговорной речи слово «Тожжияк», по всей видимости, трансформировалось в слово «Тожик» – в русской транскрипции «Таджик».
Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. Каждое воскресенье мастерицы-белошвейки выходят на базар демонстрировать друг другу свои работы, с целью что-то из них продать. Самые искусные мастерицы одну тюбетейку вышивают за десять дней. В среднем, на изготовление тюбетейки уходит около месяца. К примеру, базарная цена самой распространенной дуппи для широкого потребления «Анжан» колеблется от 5 до 70 тысяч сумов , «Шахрихан» – от 10 до 20 тысяч, «Инжик» – от 30 до 80 тысяч, «Тожик» – от 40 до 150 тысяч сумов. Однако цена дуппи , изготовленной по индивидуальному заказу, может доходить и до 300 тысяч сумов.
На международных выставках в Монреале (Канада), Измире (Турция), чустская тюбетейка получила высокую оценку.

Культура и отдых
Одной из главных достопримечательностей Чуста является парк, в котором открыто много аттракционов и кафе. Сюда съезжаются отдыхать гости со всей Ферганской долины. Весной в этом парке школьники проводят «день птицы». Каждый из них изготавливает поделку в виде птицы (выжигание, вышивание, аппликация и т. п.), а старшие школьники приносят сюда живых птиц для демонстрации. В парке захоронен святой Мавлоно Лутфуллох, который, по преданию, открыл источник святой воды. Воду эту обязательно пьёт каждый посетитель парка. Также парк известен своими платанами, которым свыше 150 лет. В центре парка стоит минарет Лутфуллы Мавлани — один из замечательных памятников старины. Здесь же установлен памятник народному поэту Узбекистана, уроженцу Чуста — Суфи-заде.
В городе расположены хлопкоочистительный завод, фабрика художественных изделий. Работает музей поэта и просветителя Мухаммадшарифа Суфизаде. В городе 12 школ, из которых 2 русскоязычные. Однако процент русскоязычного населения Чуста очень мал. В городе был создан Дом боевой славы. Посетители дома могут ознакомиться с его многочисленными экспонатами и узнать, что один из генералов-узбеков — участников Великой Отечественной войны Файзулла Нарходжаев, и Герой Советского Союза Мамашариф Фаязов — являются уроженцами Чуста.

Археология
По поселению Чуст получила название чустская культура эпохи бронзы. На рубеже II-I тысячелетий до н. э. в Ферганской долине были найдены памятники Чустской культуры – культура оседлых земледельческих племен. Ученые археологи назвали ее чустской, т. к. впервые стоянка людей этой культуры была обнаружена в близи г. Чуст Наманганской области. Основным видом хозяйственной деятельности чустских племен являлось земледелие – они выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо. Эта культура характеризовалась более высоким уровнем ремесленного производства, по сравнению с андроновской. Для уборки урожая использовались бронзовые и каменные серпы.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.