Сообщение: #1064121
Davilka Lion » 11 Мар 2020, 20:37
Хранитель

Мужское "бесплодие": причины и формы

аорты, потому что там высокое кровяное давление и мощный кровоток. Как бы подчеркнув важность этой артерии для яичка — органа, необходимого для продолжения рода человеческого.

Некоторые скажут, что яичковая артерия отходит от аорты только потому, что яички закладываются в поясничной области, а потом, в процессе развития плода, опускаются в мошонку. Это так. Но ведь часть эмбриональных сосудов, та же артерия пуповины, в последующем перестают функционировать и превращаются в тяжи соединительной ткани. Потому что артерия пуповины после рождения ребенка не нужна. А яичковая сохраняется всю жизнь, обеспечивая хороший кровоток в этом важнейшем для воспроизводства человека органе.

Зачем же без особой нужды убирать этот сосуд? Согревает надежда на приспособительные механизмы? А если нет? Что, если у мальчишки, которому сегодня проводится операция, недостаточно развиты два других сосуда, приносящие кровь к органам мошонки? Можно это предвидеть? Как определить, да и пытался ли кто-нибудь это делать во время операции?Я уверена, что нет. Смею утверждать, что такую операцию делать не нужно.

Я утверждаю, что ухудшение кровоснабжения яичка после выполнения операции Паломо — вполне реально. Оперировать по методу Паломо нельзя. Если операция необходима, то нужно перевязать вены и ни в коем случае не трогать артерию.

Так нужно ли вообще оперировать варикоцеле? Конечно, если это действительно необходимо. Иными словами, не так часто, как сейчас. Во-первых, при бесплодном браке оперировать варикоцеле следует только после исключения всех возможных причин бесплодия в этой семье и только в тех случаях, когда консервативная терапия оказывается неэффективной.

Вопрос о том, каким методом должна проводиться операция, должен решаться индивидуально. Люди все разные. И течение болезней у нас разное, а потому и операции не могут быть абсолютно одинаковыми для всех. Во-вторых, операция по поводу варикоцеле необходима при наличии длительного, не поддающегося консервативной терапии болевом синдроме. Помню одного пациента, который поступил к нам с жалобами на постоянные тянущие боли в мошонке. При осмотре были выявлены незначительное расширение и болезненность при пальпации поверхностных вен мошонки. Патологических изменений яичковых вен не было.

В таких случаях проводится операция Яковенко, при которой удаляются поверхностные (кремастерные) вены, отводящие кровь от оболочек яичка. Во время операции мы обнаружили гнойное воспаление стенок некоторых вен. Измененные вены были удалены. Дня через два после операции пациент сказал, что сегодня первый день, когда у него ничего не болит.

В-третьих, эта операция нужна при коррекции косметических дефектов, когда пациента беспокоит отвислая мошонка, в которой значительный объем занимают варикозно измененные вены. Естественно, консервативная терапия в таких запущенных случаев эффекта не дает.

Я понимаю, что моя точка зрения относительно оперативного лечения варикоцеле не согласуется с мнением большинства. Но мое убеждение не голословно. В его основе и собственные анатомические исследования, и многолетний клинический опыт. И я верю, что настанет время, когда взвешенный подход к решению столь важной проблемы, какой является лечение варикозного расширения вен семенного канатика, особенно в сочетании с бесплодием, ляжет в основу новой тактики ведения пациентов и эта тактика станет обязательной для исполнения всеми практикующими медиками.

Еще раз повторю: успех лечения бесплодия во многом зависит от координации усилий гинеколога и андролога. Иными словами, для достижения желанной беременности следует лечить не бесплодие, а бесплодный брак. Стандартных схем и рецептов лечения не существует. Конечный результат лечебных мероприятий зависит не только от знаний и опыта врача, но и в значительной мере от его интуиции. Очень часто при лечении одной и той же формы бесплодия доктор, по неясным даже ему самому причинам, применяет разные методы, назначает разные препараты и выполняет различные процедуры.

Со временем у каждого врача вырабатывается свой подход к решению этой непростой задачи, свой алгоритм ведения таких пациентов. Но практически все доктора убеждены, что первым этапом лечения бесплодия должна быть борьба с воспалительными заболеваниями половых органов, так как они не лучшим образом влияют на сперматогенез. Конечно, если такие заболевания у пациента есть.

Воспалительные заболевания и бесплодие
Пожалуй, самым распространенным воспалительным заболеванием мужских половых органов является воспаление предстательной железы — простатит. Бытует мнение, что простатит связан с инфекцией. Однако это не всегда верно. В ряде случаев причина этого заболевания кроется в особенностях анатомического строения предстательной железы.

Предстательная железа, или простата, имеет форму сердечка, обнимающего мочеиспускательный канал в области малого таза и состоит из нескольких частей, причем только одна из них содержит железистую ткань. Железистая ткань предстательной железы — это множество мелких железок, каждая из которых имеет свой выводящий проток. Мелкие протоки сливаются вместе, образуя более крупные протоки.

И в мелких, и в крупных протоках имеются расширения — синусы, куда поступает секрет предстательной железы. Отток сока простаты осуществляется только при семяизвержении, и поэтому секрет в этих синусах накапливается, застаивается. Сок предстательной железы является отличной питательной средой для развития бактерий, а клетки, выстилающие синусы, — прекрасный субстрат для роста возбудителей внутриклеточных половых инфекций (хламидий, микоплазм, уреаплазм, вирусов).

Простата не имеет магистральных кровеносных сосудов и кровоснабжение ее осуществляется по мелким сосудам. Поэтому скорость кровотока в предстательной железе исходно низкая. По-видимому, такие условия нужны для нормальной работы этого органа. Но именно эти особенности строения простаты — затрудненный отток секрета, с одной стороны, и низкая скорость кровотока, с другой — приводят к формированию разнообразных застойных изменений. Простата напоминает своеобразное болотце, разделенное на дольки. И в этом болотце великолепно себя чувствуют любые микроорганизмы.

Как инфекции, так и изменения в предстательной железе порождают многообразие клинических форм простатита, и, естественно, возникают определенные сложности в их классификации. А ведь именно классификация заболевания является своеобразным ключом к лечению: она определяет методы терапии и в значительной мере влияет на результаты лечения. Классификаций простатита существует множество, но ни одна из них не является в полной мере исчерпывающей. В России долгое время оставалась популярной классификация, предложенная профессорами из Санкт-Петербурга О. Л. Тиктинским и С. Н. Калининой (1990). Простатиты разделяли по причинам заболевания, по развитию, клинической картине и анатомическим изменениям. Классификация включала три категории, 16 основных пунктов и столько же подпунктов. Эта классификация, пожалуй, наиболее полная из существующих, но на практике она не прижилась. Наверное, показалась врачам слишком громоздкой. Возможно, поэтому большинство клиницистов во всем мире сейчас используют классификацию, предложенную в 1995 году Национальным институтом здоровья США: 1 категория — острый простатит; 2 категория — хронический инфекционный простатит; 3 категория — хронический неинфекционный простатит (синдром хронической тазовой боли, продолжающийся 3 месяца и более): 3А — с наличием воспалительного компонента; 3Б — при отсутствии воспалительного компонента; 4 категория — бессимптомный простатит.

Вполне удовлетворительной признать эту классификацию нельзя: слишком в ней все обобщенно, что может стать причиной неточной диагностики и соответственно неправильного подбора лечебных процедур. В 2000 году появилась новые классификации: сначала Европейской ассоциации урологов, а чуть позднее и российская. Ни одна из них не совершенна. А это значит, что разработка классификации, в полной мере удовлетворяющей требованию клинической практики и, таким образом, определяющей лечебные мероприятия, вне всяких сомнений, будет продолжена.

Трудности с классификацией — косвенное свидетельство того, что простатит — это не одно заболевание, а объединенные по сходным признакам разные болезни. Они отличаются и по причинам возникновения (например, есть инфекция или нет), и по характеру течения, и по конечному результату, т. е. по тем изменениям, которые возникают в органах малого таза, и, несомненно, требуют разных методов лечения.

А теперь некоторые сведения об основных клинических формах течения простатита. Их две: острая и хроническая. Острый простатит отличается ярко выраженными симптомами. Высокая температура, интенсивные боли в промежности, в паховой области, над лобком, болезненное мочеиспускание, плохое общее самочувствие, а в некоторых случаях и снижение потенции не оставляют выбора — идти к врачу или нет. Лечение острого простатита чаще проводится в условиях стационара. Применяются значительные дозы антибиотиков, а в некоторых случаях может возникнуть и необходимость оперативного вмешательства.

Хронический простатит — одно из наиболее распространенных заболеваний у мужчин. Считается, что более половины мужского населения страдает хроническим простатитом, причем в подавляющем большинстве случаев оно поражает мужчин в возрасте до 40 лет — в том самом важном периоде жизни, когда появляются дети, идет становление личности, рождаются и осуществляются самые дерзновенные планы. И, конечно, своевременная диагностика и лечение этого заболевания, нарушающего половую и детородную функции, снижающего качество жизни, имеет колоссальное медицинское и социальное значение.

При хроническом простатите клиническая картина чаще бывает стертой. Симптомы могут отсутствовать вообще. Возникающие проблемы с потенцией списываются на общую усталость, психологическую нагрузку на работе, отсутствие отдыха. Мужчина просто не понимает, что он болен. Поэтому в данном случае решающая роль принадлежит профилактическим осмот рам, целью которых является ранняя диагностика заболевания и своевременное лечение.

Во многих случаях хронический простатит протекает бессимптомно. Но все-таки определенные изменения в самочувствии заметить можно, и поэтому знать о них необходимо.

Симптомы хронического простатита: возникающие и достаточно быстро проходящие боли в промежности, паховой области, над лобком; снижение полового влечения (либидо); изменение длительности полового акта (в одних случаях быстрая эякуляция, в других — значительное удлинение полового акта); изменение характера сексуальных ощущений (снижение яркости оргазма); появление выделений из мочеиспускательного канала, особенно по утрам (простаторея); расстройства мочеиспускания.

В большинстве случаев для диагностики хронического простатита достаточно провести детальный осмотр пациента с обязательным пальцевым исследованием простаты, ультразвуковое тестирование предстательной железы и взять анализы. При ректальном исследовании выявляется увеличение или, наоборот, уменьшение железы либо ее доли, местная или общая болезненность, пастозность железы и др. Во время ультразвукового исследования можно отметить признаки воспаления, увидеть кисты, камни и, что очень важно, оценить состояние сосудов простаты, в том числе вен. Эти вены, по сути оплетающие простату снаружи, воспаляются при простатите, а впоследствии могут поддерживать воспалительный процесс в самой железе. Довольно часто при простатитах именно воспаление вен является причиной болевого синдрома.

Основным лабораторным тестом является исследование сока простаты. При хроническом простатите в соке простаты наблюдается увеличение плотности лейкоцитов и клеток эпителия. Но следует помнить, что и нормальная плотность лейкоцитов в соке простаты не может свидетельствовать об отсутствии воспалительного процесса, особенно если имеются другие клинические признаки воспаления. Анализ сока лучше повторить, иногда несколько раз, а в некоторых случаях сделать это нужно после провокационных тестов или приема специальных препаратов.

Бактериологическое исследование позволяет выявить микроорганизмы, вызвавшие воспаление, определить их чувствительность к антибиотикам и, наконец, грамотно подобрать нужные лекарства. Как правило, для такого исследования берут сок предстательной железы, но можно и сперму. В тех случаях, когда симптоматика скудна и диагностика простатита затруднительна, доктор может счесть необходимым проведение дополнительных диагностических тестов. Например, для определения характера расстройств мочеиспускания нужно исследовать процесс мочеиспускания (урофлоуметрия),

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.