Сообщение: #531268
Проспиртованный Рыбарь » 12 Авг 2019, 20:54
Хранитель

История Дзюдо с древнейших времен

в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу.

Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэи (в другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаяма. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации. Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акияма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей.

Говорят, Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю. Как видим, в этой легенде говорится, что отправной точкой для исследований Акиямы послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие дзюдзюцу. Благодаря им, в арсенал боевого искусства Японии, вошли разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих захватов.

Немалый вклад в совершенствование дзюдзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня.

Чэнь Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В возрасте 27 лет он поступил на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на службу к князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в уединенной келье ревностного поклонника буддизма Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи, ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его первыми учениками стали три ронина (бродячих самурая) - Фукуно Ситироэмон , Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя.Пройдя обучение у китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав ее "Гэмпин-рю дзю-дзюцу", а ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали собственные школы, каждая из которых стала истоком для десятков других, благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно в среде мастеров будзюцу.

Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с шаолиньским ушу. Посвидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем Дачжи. Уже через несколько лет после своего приходав монастырь он стал одним из ведущих специалистов по кулачному бою и искусству владения палкой, и добился такого уважения у китайских собратьев, что был допущен на занятия главного наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории монастыря, передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими видами оружия. В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три года, но монахи, подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного искусства, к изучению которых допускались лишь старшие монахи.

В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах, известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В "Хрониках Шаолиньского монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала он занимал пост делопроизводителя, а затем - старшего монаха, к тому же он в совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого искусства". "Хроники воинских дел" ("Будо дэнрайки") сохранили имена некоторых мастеров дзю-дзюцу периода междуусобных войн XV— XVI столетия, таких, как Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. Однако об их жизни и деятельности почти ничего не известно. Большинство сведений о мастерах бу-дзюцу заключено в своде "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном. Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом к эпохе Токугава — периоду продолжительного мира, когда после нескольких веков беспрерывных смут самурай мог наконец самозабвенно посвятить себя любимым занятиям и вволю порассуждать на тему о воинских искусствах. Количество школ дзю-дзюцу при Токугава достигло рекордной цифры — около семисот. На общем фоне своей несомненной близости к шаолиньскому кэмпо вьщсляется своеобразная школа начала XVII в., известная как Коппо ("Наука об укреплении костей"). Суть системы сводилась к cверхъестественному укреплению мускулатуры и превращению ее в настоящую броню путем многолетнего "набивания". Кроме того, специальной диетой и различными снадобьями достигалось укрепление костной ткани, которая могла выдержать удар большой силы. Важное значение придавалось также сосредоточению жизненной энергии (ки). Коппо, не снискавшая популярности из-за трудностей в тренировках, прославилась благодаря подвигам отдельных героев. Самым знаменитым из них был Сасаки Гороэмон из клана Кисю, который, по преданию, ногой колол булыжники, лбом пробивал стены и рукой мог срубить молодое деревце. В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры 700.

На общем фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю,Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тенсин Синьё-рю, Ягю Синган-рю.

Дзюдзютцу – благородное искусство

В период междоусобных войн благородное "искусство мягкости " получило повсеместное распространение на Японских островах. Многочисленные школы возникали в каждой провинции и в отличие от школ прошлых столетий совершили качественно новый шаг вперёд. В "Хрониках воинских дел" ("Будо дэнрайки") упоминаются мастера Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. В другом документе - "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), относящемуся к более позднему периоду - эпохе Токугава , гораздо больше сведений.Так там описывается более ста школ, а общее количество школ дзю дзюцу в этот период оценивается в семьсот. Многие школы того преиода включали техники работы с оружием и собственно дзюзюцу.. Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзюдзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю, Син-син-рю, Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю Тэндзин синъё-рю (синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю дзюдзюцу благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами дзюдо, питомцами доктора Кано на решающем турнире. Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю Мунэёси, известна всвязи с Ягю Мусэмори, наставником фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,—того самого, которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.

Куки синдэн-рю - "Божественная традиция семьи Куки" была основанна Якусимару Курандо Такадзанэ в середине XIV века и представляет ис себя типичную семейную систему комплексного рукопашного боя. Она включает в себя кэндзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, яридзюцу. дзёдзюцу, кусарига, мадзюцу, сюрикендзюцу и конечно дзюдзюцу - безоружную технику. Куки Садатака (XVII век) познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю, созданной по преданию Отомо Комаро, изучавшим искусство рукопашного боя у китайского мастера Цзянь Чжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749-758), и известной под названием "Тёсуй-рю дакэн-дзюцу" - "Искусство кулачных ударов Тёсуй-рю". С Окуни Сигэнобу берет начало "внешняя" ветвь (в противоположность "внутренней" ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю. Такаги Ёсин-рю - "Школа возвышающегося сердца семьи Такаги" - ветвь одной из крупнейших школ японских бу-дзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзюдзюцу.

По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю - "Текущее облако" - из провинции Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в 1570 году. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но Ками Сукэтаде, который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и кодати. С начала XVII века эта традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой школе будзюцу. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги Ориуэмон Сигэтоси (1625-1711), который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия (тай-дзюцу) из 48 приемов. Такаги Ориуэмон передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманосукэ (1656-?), который начал открытое преподавание Такани-рю как комплексное бу-дзюцу. Уманосукэ называл свою технику Такаги-рю тай-дзюцу косино-мавари, или эмоно-дори ("захват оружия") и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.

Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них, созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги Ёсин-рю. Среди учеников Иситани были Такамацу Ёсиёси и Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые заставлял выполнять его отец, изучил школу Кукисин- рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги Ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему. Сэкигутирю была создана Сэкигути Ясугоро из Кюсю и основана на бросках и болевых приёмах. Особой заслугой Сэкигути стало введение - рандори - учебных поединков, позволивших поднять уровень подготовки бойцов. В скором времени рандори было заимствованно и другими школами. К наиболее часто упоминаемым в хрониках школам можно отнести - Мидзу Синторю, Синмиорю,Сэйгорю,Арагакирю, Асаяма Итидэнрю,Киторю, Конрю, Консинрю, Киракурю,

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.